Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь с другими книгами




ФИНАНСОВЫЙ

МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

Полный курс

 

В ДВУХ ТОМАХ

ТОМ 1

 

Юджин Бригхем

Луис Гапенски

 

Перевод с английского под редакцией В. В. Ковалева

 

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям

 

 

«Экономическая школа»

Санкт-Петербургский университет экономики и финансов

Высшая школа экономики

Санкт-Петербург 1999

 

БИБЛИОТЕКА «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ»

 

Выпуск 20

 

ББК 65.9(2)26

Б 20

 

Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ, под ред. В. В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 1999 г. Т. 1. ХХХ+497 с. ISBN 5-900428-30-3

 

В книге изложены логика и принципы управления финансами компании. Подробно рас­смотрены базовые концепции теории структуры капитала, методика финансового ана­лиза, критерии оценки инвестиционных проектов.

Книга предназначена для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей эко­номических вызов, научных и практических работников, специализирующихся в обла­сти управления финансами.

 

Издатели

 

ИНСТИТУТ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. МОСКВА

 

Перевод с английского

 

В. А. БУРОВЦЕВА, Л. П. БУХРЯКОВОЙ. И. Г. ИГНАТЬЕВОЙ, В. В. КОВАЛЕВА, Л. А. ПЛАТОВСКИХ, Е. Ю. СМИРНОВОЙ, Д. Е. ТЕТЕРИНА. А. В. ШАДРОВСКОГО

 

Литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы

«Высшее образование»

 

 

Редакционный совет

В. И. Бахмнн, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадрнков

 

 

ISBN 0-03-075482-8 (США)

ISBN 5-900428-30-3 (Россия)

 

Copyright © 1993, 1990, 1987, 1985

by The Dryden Press

Translation Copyright © 1997

by The School of Economics

All rights reserved

© 1993, 1990, 1987, 1985. Драйден пресс

© Перевод, оформление, предисловие, ори-

гинал-маркет, 1997 «Экономическая школа»

Все права защищены

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 

Коренное изменение хозяйственного уклада в нашей стране выявило острую нехватку специалистов, имеющих серьезную профессиональную подготовку во многих областях деятельности, ставших в мире традици­онными. Одним из основных условий преодоления этой ситуации явля­ется создание необходимой литературы на русском языке. Различными издательствами выпущено уже значительное число книг по новым для отечественной экономики направлениям, по большей части ориентиро­ванных на быстрое обучение конкретным видам практической деятель­ности без достаточной фундаментальной подготовки.

«Экономическая школа» специализируется на выпуске учебной ли­тературы по экономике, отечественной и переводной. Кроме собственно теоретических изданий издательство выпускает книги по прикладным экономическим дисциплинам, в которых значительное внимание уделя­ется теоретическим основам соответствующего курса. Тематика и ха­рактер изданий определяются потребностями учебной работы, которую ведет институт «Экономическая школа».

В предлагаемой читателям книге Ю. Бригхема и Л. Гапенски изла­гается полный курс дисциплины «Финансовый менеджмент» в том виде, как это принято в западных университетах. В учебнике широкий спектр практических вопросов анализа и принятия решений относительно фи­нансовых ресурсов освещается на основе современной теории корпора­тивных финансов. Такого рода издание впервые появляется на россий­ском книжном рынке.

Издательство просит присылать отзывы и замечания о книге по адресу: 192241, Санкт-Петербург, Пражская ул., д. 30, корп. 1. Изда­тельство было бы благодарно также за советы по тематике последующих изданий.

 

ОТ РЕДАКТОРА

 

Издательство «Экономическая школа», продолжая традицию публикации актуальной (не по году издания, а по содержанию) иностранной литературы, предлагает читателям монографию профессоров Юджина Ф. Бригхема и Лу­иса С. Гапенски, представляющую собой полный курс относительно новой и динамично развивающейся дисциплины «Финансовый менеджмент». Эта дис­циплина, являющаяся обязательной во всех западных университетах для сту­дентов экономических специальностей, получает в последние годы все большее признание и в России.

Болезненный процесс трансформации централизованно планируемой эконо­мики и постепенная замена ее рыночными отношениями в нашей стране потре­бовали не только внедрения принципиально новых способов хозяйствования, но и изменения системы подготовки экономистов. Как это ни странно, одними из первых необходимость этого почувствовали представители бухгалтерского учета — науки, которая в отличие от понимания ее очевидной и безусловной значимости на Западе в России традиционно считалась консервативной, в зна­чительной степени приземленной и даже «отсталой» по сравнению с такими науками, как планирование, отраслевые экономики, не говоря уже о фундамен­тальных экономических науках. Причина такой неожиданной на первый взгляд прогрессивности и инициативности была до банальности простой и в полной мере соответствовала формально пропагандировавшемуся многие годы тезису о том, что практика — критерий истины. Чтобы пояснить случившееся, сделаем краткий экскурс в историю.

Одной из примечательных черт первых лет перестройки социалистической экономики, начавшейся, как это принято считать, в 1985 г., было появление до­вольно большого числа совместных предприятий, главным образом с участием иностранного капитала. Этот несомненно прогрессивный процесс, широко рас­пространенный во всем мире, в нашей стране все же развивался не столь быстро, как этого хотелось. Причин тому было несколько. В частности, излюбленным и часто муссировавшимся тезисом иностранных партнеров, жаловавшихся на воз­никавшие проблемы, был тезис о несовместимости систем бухгалтерского учета в СССР и на Западе и как следствие о неправильной трактовке прибыли, являю­щейся, как известно, основным целевым показателем подавляющего большин­ства западных бизнесменов. Дело в том, что в соответствии с основополагаю­щими документами, регулировавшими деятельность совместных предприятий, последние должны были вести оперативный, бухгалтерский и статистический учет в порядке, действовавшем в СССР для советских государственных предприятии.[1] В известной мере можно утверждать, что именно иностранные бизне­смены, получив определенную поддержку и взаимопонимание со стороны представителей Министерства финансов РФ и ведущих российских специалистов стали инициаторами проведения мероприятий по перестройке системы бухгалтерского учета в нашей стране.

Сразу же подчеркнем, что подобная нестыковка моделей бухгалтерской учета не является уникальной, присущей только России; она носит глобальный характер и известна как проблема гармонизации бухгалтерского учета.

Впервые эта проблема в нашей стране достаточно остро была сформулирована на международном семинаре по вопросам организации бухгалтерского учета на совместных предприятиях с иностранным участием, проведенном в июне 1989 г. в Москве Торгово-промышленной палатой СССР и Центром по транснациональным корпорациям при ООН. Дискуссии на семинаре вышли за рамки его тематики, в результате были сформулированы основные концепции и принципы, положенные в основу современной системы бухгалтерского учета, используемой в экономически развитых странах, намечены пути адаптации отечественной системы учета к мировой учетной практике.

Дальнейшее развитие событий показало, что работа стала проводиться по двум основным направлениям: 1) разработка и реализация программ переподготовки практических работников, вузовских преподавателей и студентов; 2) внесение изменений в систему бухгалтерского учета и отчетности.

В рамках первого направления совместно с иностранными специалистами был организован целый ряд программ каскадного типа, в которых принимали участие преподаватели университетов и профессиональных бухгалтерских ассоциаций Великобритании, США, Германии и др. Издательством «Финансы и статистика» был выпущен комплект из восьми книг, объединенных в «Серию по бухгалтерскому учету и аудиту», в который вошли учебники, рекомендованные западными специалистами и используемые в настоящее время во многих ведущих университетах Запада [1-3, 8, 9, 12-14]. Этот комплект литературы, рассматриваемый как единое целое, позволяет получить в определенном смысле комплексное представление о содержании базовых дисциплин в курсах подготовки будущих бухгалтеров, аудиторов и финансовых менеджеров, осуществляемых в западных университетах.[2] Учитывая роль и значимость управления финансовыми ресурсами компании с позиции практической деятельности, вполне естественно, что в блок базовых дисциплин была включена книга Ван Хорна [3], представляющая собой вводный курс в теорию и практику финансового менедж­мента. Этот учебник по существу явился первым и пока единственным изданием в России достаточно полного курса, посвященного управлению финансами круп­ной компании.

Реализация второго направления, более сложного в содержательном плане, началась с внесения изменений в состав и содержание отчетных форм, затем последовало введение нового плана счетов и разработка нового Положения о бухгалтерском учете и отчетности. В дальнейшем было принято решение о разработке системы национальных стандартов бухгалтерского учета, названных впоследствии положениями.

При разработке учебных программ было решено не ограничиваться лишь чисто учетными аспектами; по сути, вопрос ставился шире — какие базовые дисциплины должны войти в программу подготовки будущего специалиста в области бухгалтерского учета, финансов, аудита. Одной из таких базовых дисциплин, безусловно, является финансовый менеджмент.

В условиях рыночной экономики управление финансами становится, веро­ятно, наиболее сложной и приоритетной задачей, стоящей перед управленче­ским персоналом любой компании независимо от сферы и масштабов ее дея­тельности. Причины этого определяются смещением приоритетов в объектах и целевых установках системы управления в условиях рыночной экономики. Как известно, укрупненными и относительно самостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются денежные средства (точнее, финансовые ресурсы), трудовые ресурсы, средства и предметы труда. Как правило, в отечественных экономических ис­следованиях приоритеты в управлении этими объектами не расставлялись. В условиях централизованно планируемой экономики такой подход был понятен и вполне естествен. Присущие этому типу экономики тотальное планирование, а также лимитированность ресурсов с необходимостью предусматривали введение жесткого их нормирования. Свобода в манипулировании ресурсами, их взаимо­замещении была весьма ограниченной. Кроме того, коммерческие организации были поставлены в жесткие финансовые рамки и потому не могли выбирать наи­более рациональную (по их субъективному мнению, естественно) структуру всех используемых ресурсов. При внедрении элементов рыночной экономики эти ограничения в значительной степени снимаются (отменяются лимиты, снижа­ется роль централизованного снабжения и др.), а эффективное управление как раз и предполагает оптимизацию ресурсного потенциала коммерческой органи­зации. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управле­ния финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие коммерческой организации в целом, ее владельцев и работников. Финансовые ресурсы (а сле­довательно, и финансовый менеджмент) приобретают, таким образом, перво­степенное значение, поскольку это — единственный вид ресурсов коммерческой организации, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов, г

Тезис о приоритетности управления финансовыми ресурсами может быть подтвержден также и при рассмотрении динамики управленческого процесса. Стратегия управления заключается в выборе и обосновании политики эффективного размещения финансовых средств коммерческой организации, тактика управления — в конкретизации поставленных целей в виде системы планов и их ресурсного обеспечения по различным параметрам (временному, материально - техническому, информационному, кадровому и т. д.). В зависимости от горизонта планирования состав и структура используемых или планируемых к использованию ресурсов существенно различаются. Так, если весь объем ресурсов на каждом уровне управления (стратегический, тактический, оперативный) условно принять за единицу, то на стратегическом уровне (t > 1 года) большая доля будет приходиться на финансовые ресурсы; напротив, на оперативном уровне (определяется продолжительностью технологии производственного процесса и учетного цикла) большая доля будет приходиться на материальные и трудовые ресурсы. Следовательно, можно сделать два основных вывода. Во-первых, с позиции стратегии и тактики управление финансовыми ресурсами является приоритетным и решающим для определения степени благосостояния коммерческой организации и перспектив ее развития. Во-вторых, финансовые ресурсы, как основной компонент системы бухгалтерского учета, представляют собой ведущее связующее звено между учетом и управлением. Отметим в этой связи, что, вероятно, не случайно в ведущих университетах Великобритании соответствующие кафедры нередко объединены в одну — кафедру бухгалтерского учета и финансов.

Книга Бригхема и Гапенски также подчеркивает тесную взаимосвязь бухгалтерского учета и финансового менеджмента. Проявляется это в различных аспектах. Во-первых, оценка и анализ бухгалтерской отчетности являются одним из основных разделов финансового менеджмента. Во-вторых, ряд других разделов и тем могут быть хорошо поняты лишь при надлежащем уровне владения основами бухгалтерского учета; в частности, это относится к управлению запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами. В-третьих, как известно, одной из главных целевых установок финансового менеджера является максимизация прибыли компании. Достигать этого можно различными способами, в том числе и с помощью методов бухгалтерского учета (применение ускоренной амортизации, различные методы оценки запасов, различные варианты учета и отражения в отчетности полученных кредитов и др.).

Введение дисциплины «Финансовый менеджмент» в учебные программы российских экономических вузов можно считать уже свершившимся фактом. В известной мере она (либо близкая ей дисциплина «Финансовый анализ», понимаемый в России в более широком смысле по сравнению с трактовкой) некоторых западных специалистов, нередко ограничивающих сферу его действия анализом на рынке капитала) заменяет дисциплину «Анализ хозяйственной, деятельности», которая абсолютно неадекватна требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов для рыночной экономики. Не случайно необходимость включения в процесс подготовки будущих экономистов, финансистов, бухгалтеров, аудиторов дисциплины «Финансовый менеджмент» достаточно заинтересованно была воспринята как практиками, так и представителями высшей школы. Отчасти этим объясняется тот факт, что в последние годы в нашей стране появилось довольно много книг, пособий и даже учебников с модным титулом «Финансовый менеджмент». Однако подавляющая их часть не выдерживает никакой критики и совершенно не соответствует в содержательной части логике данной дисциплины. Как правило, эти книги представляют собой либо старые учебники по финансам эпохи развитого социализма, сменившие титул, но не содержание, либо брошюры с эклектическим набором тем, включающих весьма поверхностное описание некоторых новых финансовых инструментов и методов. Книга Бригхема и Гапенски, являющаяся первым в России перевод­ным учебным пособием, содержащим полный курс финансового менеджмента, в известной мере восполняет недостаток учебной литературы по этой тематике. В отличие от бухгалтерского учета, история которого насчитывает не одно тысячелетие, финансовый менеджмент как самостоятельная наука сформиро­вался относительно недавно. Отдельные разработки по теории финансов велись еще до второй мировой войны; в частности, можно упомянуть об известной мо­дели оценки стоимости финансового актива, предложенной Дж. Вильямсом в 1938 г. [45] и являющейся основой фундаменталистского подхода. Тем не менее принято считать, что начало этому процессу было положено работами Г. Марковица, заложившими основы современной теории портфеля.[3] В этих работах, по сути, была изложена методология принятия решений в области инвестирова­ния в финансовые активы и предложен соответствующий научный инструмен­тарий. Представленные идеи, равно как и математический аппарат, носили в значительной степени теоретический характер, что осложняло их применение на практике. Позднее ученик Марковича Уильям Шарп [37] предложил упро­щенный и более практичный вариант математического аппарата, получивший название однофакторной модели (single-index model). Предложенная Шарпом техника уже позволяла эффективно управлять крупными портфелями, включа­ющими сотни финансовых активов.

Дальнейшее развитие этот раздел теории финансов получил в исследова­ниях, посвященных ценообразованию ценных бумаг, разработке концепции эф­фективности рынка капитала, созданию моделей оценки риска и доходности и их эмпирическому подтверждению, разработке новых финансовых инструмен­тов и т. п.

В частности, в 1960-е гг. усилиями У. Шарпа, Дж. Линтнера и Дж. Моссина была разработана модель оценки доходности финансовых активов (Capital Asset Pricing Model, CAPM), увязывающая систематический риск и доходность портфеля.[4] Эта модель до сих пор остается одним из самых весомых научных достижений в теории финансов. Тем не менее, она постоянно подвергалась опре­деленной критике, поэтому позднее были разработаны несколько подходов, аль­тернативных модели САРМ, в частности теория арбитражного ценообразования, теория ценообразования опционов и теория преференций состояний в условиях неопределенности.

Наибольшую известность получила теория арбитражного ценообразования (Arbitrage Pricing Theory, APT). Концепция APT была предложена известным специалистом в области финансов Стивеном Россом. В основу модели заложено естественное утверждение о том, что фактическая доходность любой акции скла­дывается из двух частей: нормальной, или ожидаемой, доходности и рисковой, или неопределенной, доходности. Последний компонент определяется многими экономическими факторами, например рыночной ситуацией в стране, оцениваемой валовым внутренним продуктом, стабильностью мировой экономики, инфляцией, динамикой процентных ставок и др.

Две другие альтернативы модели САРМ — теория ценообразования опционов (Option Pricing Theory, OPT) и теория преференций состояний в условиях неопределенности (State-Preference Theory, SPT) — по тем или иным причинам еще не получили достаточного развития и находятся в стадии становления. В частности, в отношении SPT можно сказать, что она носит весьма теоретизированный характер и, кроме того, качество формируемых в рамках этой теории результатов в значительной степени зависит от точности некоторых оценок будущих состояний рынка. Зарождение теории ОРТ связывают с именами Ф. Блэка и М. Шоулза, а теории преференций — с именем Дж. Хиршлифера.[5]

Проблема взаимосвязи цены финансовых активов и информации, циркулирующей на рынке капитала, исследовалась начиная с конца 1950-х гг. Однако рубежной считается статья Ю. Фамы [22], в которой обсуждается выделение трех форм эффективности рынка капитала — сильной, умеренной и слабой. Последующие разработки в этой области в основном не затрагивали теоретических аспектов предложенной классификации, а лишь касались эмпирического ее подтверждения.

Во второй половине 50-х гг. проводились интенсивные исследования по теории структуры капитала и цены источников финансирования. Начало этим разработкам было положено еще в 30-х гг. в работе Дж. Уильямса [45], позднее продолженным в начале 50-х гг. Д. Дюраном [19]. Тем не менее является общепризнанным, что основной вклад по данному разделу был сделан Ф. Модильяни и М. Миллером [32]. Поскольку их теория базировалась на целом ряде предпосылок, носящих ограничительный характер, дальнейшие исследования в данной области были посвящены изучению возможностей ослабления этих ограничений. Кроме того, исследовались возможности применения различных моделей, в частности САРМ, для расчета цены капитала различных источников.

Из всех упомянутых инноваций два направления — теория портфеля и теория структуры капитала — по сути и представляют собой сердцевину науки и техники управления финансами крупной компании, поскольку позволяют ответить на два принципиально важных вопроса: откуда взять и куда вложить финансовые ресурсы. Вероятно, не случайно 1958 год, когда была опубликована пионерская работа Модильяни и Миллера, рассматривается крупнейшими специалистами в области теории финансов Т. Е. Коуплендом и Дж. Ф. Уэстоном как рубежный, начиная с которого от прикладной микроэкономики отпочковалось самостоятельное направление, известное ныне как современная теория финансов [18, р. III].

Именно в рамках современной теории финансов в дальнейшем сформировалась прикладная дисциплина «Финансовый менеджмент» как наука, посвященная методологии и технике управления финансами крупной компании. Произошло это путем естественного дополнения некоторых разделов теории финансов аналитическими разделами бухгалтерского учета (анализ финансового состоя­ния компании, анализ и управление дебиторской задолженностью и др.)- Пер­вые книги по новой дисциплине появились в ведущих англоязычных странах в начале 60-х гг.

Мы сделали лишь краткий экскурс в историю становления современной те­ории финансов и финансового менеджмента. Читателям, желающим получить более полную картину, можно рекомендовать замечательные работы Миллера [31] и Уэстона [43].

Содержательная часть финансового менеджмента определяется по-разному. В частности, как это видно из предыдущих пояснений, один из подходов может быть таким. Управление финансами крупной компании осуществляется исходя из интересов ее владельцев. Нетрудно сформулировать совокупность целевых установок, ранжированных по приоритетности или упорядоченных в виде дерева целей, которые устанавливаются акционерами при создании компании. Чаще всего при этом выделяется основная цель — максимизация цены фирмы путем наращивания ее капитализированной стоимости. Для достижения этой цели в рамках управления финансами компании должны приниматься решения по трем ключевым направлениям:

1) инвестиционная политика;

2) управление источниками средств (т. е. откуда брать средства и какова оптимальная структура источников финансирования);

3) дивидендная политика.

В рамках первого направления определяется, куда следует вкладывать фи­нансовые ресурсы для того, чтобы обеспечить достижение основной цели. По­скольку речь в этом случае идет о количественных характеристиках и сравни­тельном анализе инвестиционных проектов, которые, как ожидается, принесут определенный доход в будущем, любые оценки, во-первых, являются многовари­антными, формируемыми в рамках имитационного моделирования, во-вторых, имеют вероятностную природу и, в-третьих, связаны с определенным риском. Содержание второго и третьего направлений видно из их названий; отметим также, что они жестко взаимосвязаны между собой, поскольку никакие реше­ния по структуре источников не могут быть приняты без учета особенностей дивидендной политики.

Приведенная логика выделения разделов финансового менеджмента может быть наглядно интерпретирована с помощью баланса компании, представляю­щего собой одну из моделей описания ее имущественного и финансового поло­жения: актив баланса показывает, во что инвестированы средства компании; пассив — каковы источники этих средств. Из рассмотрения баланса наглядно видно, что каждое из трех вышеописанных ключевых направлений может быть далее структурировано с той или иной степенью детализации. В частности, ин­вестиционная политика включает в себя не только управление финансовыми активами, но и основными средствами и оборотными активами, а также оценку инвестиционных проектов.

Управление финансами любого объекта подразумевает оценку производ­ственных и финансовых направлений его деятельности, поиск и мобилизацию источников средств для обеспечения этой деятельности и финансовые расчеты со всеми контрагентами, имеющими интерес к данному объекту (государство, владельцы, инвесторы, кредиторы и др.). Таким образом, финансовый менеджмент как научное направление и практическая деятельность включает в ceбя следующие разделы.

Общие разделы финансового менеджмента:

• финансовая деятельность компании в контексте окружающей среды;

• финансовые и коммерческие расчеты;

• финансовые инструменты;

• риск и его оценка.

Общий финансовый анализ и планирование:

• оценка текущего финансового состояния компании;

• текущее и перспективное планирование финансово-хозяйственной деятельности;

• текущее управление финансами компании.

Управление активами:

• оценка инвестиционных проектов;

• управление инвестиционным портфелем;

• управление оборотными активами. Управление источниками средств:

• управление собственным капиталом;

• управление заемным капиталом;

• оценка цены и структуры капитала.

Структура капитала и дивидендная политика.

Управление финансовыми инвестициями:

• оценка положения компании на рынке капитала;

• управление портфельными инвестициями.

Специальные разделы финансового менеджмента:

• особенности управления финансами компании в случае изменения ее организационно-правовой формы;

• управление финансами в условиях изменяющихся цен;

• особенности управления финансами неприбыльных организаций;

• управление финансами в условиях банкротства;

• международные аспекты финансового менеджмента.

Приведенный перечень разделов дает лишь общее представление о содержательной части науки и практики финансового менеджмента и, безусловно, может быть еще более структурирован. В частности, управление оборотными активами с очевидностью включает в себя такие самостоятельные и жизненно важные для любой компании подразделы, как управление запасами, управление дебиторской задолженностью и управление денежными средствами. Несмотря на то что в отношении последовательности изложения материалов указанных разделов единой точки зрения не существует, все они представлены в любом классическом западном учебнике по финансовому менеджменту.

Несколько слов необходимо сказать об особенностях перевода и тех принципах, которых придерживался коллектив, работавший над переводом и адаптацией материалов учебника.

Определенную сложность при переводе западных учебников в области экономики представляет собой интерпретация их наименований и идентификация круга слушателей, на которых они ориентированы. В частности, достаточно распространенным является выделение трех уровней сложности учебных материалов, имеющих в англоязычной литературе следующие наименования: «introductory course of...», «intermediate course of...», «advanced course of...»; их предлагают переводить соответственно как «вводный курс», «промежуточный курс» и «высший, или продвинутый, курс». Проблема здесь более сложна, чем кажется на первый взгляд, и выходит за рамки терминологии, поскольку иногда книги, представляющие собой вводные курсы, рассматриваются как недоста­точно полноценные и вряд ли применимые для системы высшего образования. Безусловно, дело не в названии, а в содержании книги, а также в системе ор­ганизации учебно-методических материалов, принятых в той или иной стране, тем не менее, коротко остановимся на этой проблеме.

Если в отношении вводного курса никаких серьезных вопросов с интерпре­тацией наименования и содержанием все же не возникает, то в отношении двух других уровней этого уже нельзя сказать. В частности, использование опреде­ления «промежуточный» вряд ли целесообразно как с точки зрения стилистики русского языка, так и с точки зрения содержательного наполнения этого слова, поскольку ему присуща определенная двусмысленность, имеющая очевидный оттенок незавершенности и неполноты. Здесь мы находимся в ситуации, с ко­торой весьма часто сталкиваются профессиональные переводчики, суть которой заключается в том, что далеко не всегда возможен прямой перевод того или иного специального термина. Поэтому в работе над переводом мы придержива­лись принципа главенства содержания над формой.

Применение прилагательных «introductory», «intermediate» и «advanced» не является абсолютно безусловным; так, если в американской литературе по бухгалтерскому учету они достаточно распространены, то в литературе по фи­нансовому менеджменту встречаются лишь два первых. Сравнительный анализ бухгалтерской и финансовой литературы позволяет сделать следующие выводы. Вводный курс, как это и следует из названия, содержит описание основных раз­делов соответствующей дисциплины. Курс, озаглавленный «intermediate», наи­более полный по объему включаемых в него материалов и глубине их описания, является по сути основным. Он как бы дает взгляд в глубину курса — в этом подлинный смысл слова «intermediate». Последний курс, как уже упомина­лось, в явном виде выделяется не всегда и обычно представляет собой описание некоторых дополнительных разделов соответствующей дисциплины или более детальное изложение нескольких разделов из основного курса. Важная особен­ность этого курса состоит в том, что он вовсе не обязательно покрывает все разделы дисциплины и, кроме того, может включать достаточно неожиданные темы в приложении к данной дисциплине, носящие, в частности, новаторский характер. В качестве примера можно привести тему «Информация и челове­ческое поведение», рассматривающую бихевиористские аспекты бухгалтерского учета, из книги М. Л. Хирша [24] - эту тему даже с натяжкой трудно отнести к перечню тем основного курса бухгалтерского учета.

На наш взгляд, более оправданным является следующий перевод: «inter­mediate course» — полный курс; «advanced course» — дополнительные главы, хотя, несомненно, окончательные выводы по адекватности перевода следует при­нимать исходя из конкретной ситуации. Мы ни в коем случае не претендуем на безусловность нашей интерпретации, однако именно ей мы следовали в ра­боте над книгой, поскольку учебник Бригхема и Гапенски содержит полный перечень тем дисциплины в достаточно подробном изложении и в значительной степени корреспондирует с аналогичными общеизвестными учебниками Уэстона и Коупленда [44], Ван Хорна [42], Брили и Майерса [16], Росса, Уэстерфилда и Яффе [34] и другими подобными книгами, выдержавшими уже не одно издание в США и Великобритании и используемыми различными yнивepcитeтaми в качестве базовых учебников основного курса дисциплины «Финансовый менеджмент». Таким образом, ознакомившись с предлагаемой книгой, читатель получит достаточно полное представление о сущности финансового менеджмента в том смысле, как этот термин понимается на Западе. Что касается учебника, содержащего дополнительные или более глубоко излагаемые материалы по cравнению с книгами упомянутых авторов, то какой-то одной книги не существует; поэтому можно рекомендовать читателям ознакомиться со специальными журнальными статьями, сборниками статей или монографиями по отдельным pазделам теории финансов и финансового менеджмента, списки которых даны по главам в книге Бригхема и Гапенски. Из приведенного в предисловии перечня монографий и сборников статей можно рекомендовать [17, 18, 21, 23, 40, 41].

Следует также отметить, что в англоязычной литературе по финансовому менеджменту различными авторами могут использоваться различные названия учебников: «Intermediate Financial Management», «Corporate Finance», «Managerial Finance», «Management of Company Finance» и др. По сути большинство таких книг различается лишь последовательностью изложения тем и, естественно, особенностями видения той или иной темы авторами. Что же касается полноты включенного материала, то все они обычно представляют собой полные курсы, в структурном плане включающие в себя все упомянутые выше разделы, а в содержательном плане описывающие методику и технику управления финансами крупной компании.

Исключительно сложным при выпуске переводной учебной литературы и научных монографий является перевод профессиональных терминов. Сложность здесь многоаспектна.

Во-первых, многие термины, в особенности относящиеся к характеристике рыночной экономики, являются новыми для российских специалистов. Можно привести массу примеров; из имеющих отношение к данной книге упомянем, например, термины «yield to maturity», «yield to call», «basic earning power» и др.

Во-вторых, многие профессиональные термины, используемые в англоязычной литературе, не всегда могут быть адекватно переведены одним термином; именно поэтому в этой книге мы использовали либо варваризмы (в качестве примера упомянем о таких терминах, как леверидж и гудвилл), либо некоторые условные названия, несущие тем не менее смысловую нагрузку переводимого оригинального термина (например, термин «duration» в приложении к облигациям нами переведен как «срок возмещения», хотя в некоторой переводной литературе можно встретиться с варваризмом — дюрация).

В-третьих, перевод некоторых терминов достаточно условен, даже, несмотря на кажущуюся очевидность перевода. В качестве примера упомянем о термине «fixed assets», который традиционно переводится на русский язык как «ocновные средства». На самом деле такой перевод весьма условен в силу различий в классификации внеоборотных активов, используемой в России и на Западе. Так, по российскому плану счетов и правилам составления бухгалтерской отчетности нематериальные активы (intangible assets) являются самостоятельным объектом учета и не входят в состав основных средств, тогда как, согласно знаменитой Четвертой директиве ЕС, рекомендующей структуру отчетности для компаний стран — членов ЕС, intangible assets входят в состав fixed assets.

В-четвертых, сложность и условность названия может предопределяться тем обстоятельством, что данный термин не используется в отечественной экономике в силу различий в методологии учета и анализа. В частности, можно упо­мянуть о показателе «маржинальная прибыль». Этот показатель, фактически представляющий собой разность между выручкой от реализации и постоянными затратами и имеющий основополагающее значение в системе директ-костинга, был разработан и интерпретирован в ходе реализации идей маржиналистов в приложении к бухгалтерскому учету. Показатель является сравнительно новым для отечественного учета и финансового анализа. Некоторое смысловое объясне­ние его названия может быть таким: для эффективно работающей коммерческой организации маржинальная прибыль не может быть меньше постоянных затрат производственного назначения, т. е. она всегда ограничена снизу.

Мы понимаем, что затронутая проблема чрезвычайно сложна, не является новой для отечественной экономической науки и не ограничивается рамками перевода и адаптации иностранной литературы — можно, например, вспомнить о периодически возникающей дискуссии по поводу адекватности терминов «за­траты», «расходы» и «издержки». Поэтому вн<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...