Предполагаемый круг пользователей и работа с книгой
Поскольку структура основного курса финансового менеджмента может в значительной степени варьировать в зависимости от учебного плана вуза, существует несколько альтернативных способов работы с этой книгой. 1. В университете Флориды студенты проходят начальный курс финансов, за которым следуют два курса, посвященные инвестициям и рынкам капитала, а затем основной (и заключительный) курс «Корпоративные финансы», где и используется данная книга. Поскольку студенты достаточно хорошо знакомы с основными концепциями, главная задача данного курса состоит в том, чтобы расширить их знания в области финансового менеджмента и дать им представление о сложности тех решений, которые приходится вырабатывать на практике финансовым менеджерам. Авторы этих строк, начиная работу со студентами, используют главу 1 в качестве введения в курс, а затем отводят по одному дню на каждую из глав 2-5; студенты прорабатывают материал этих глав и мини-ситуации, приводимые в конце каждой главы; предлагаемые ими решения обсуждаются на занятиях. Лекционный курс как таковой начинается с главы 6 и охватывает главы 6-13, 17-23. Кроме того, мы рассматриваем одну-две темы из числа «специфических вопросов»; выбор этих тем определяется нашими интересами на данный момент и текущей экономической ситуацией. Как правило, наши лекции представляют собой разборы мини-ситуаций к соответствующим главам. Такой метод работы стимулирует возникновение вопросов и дискуссий. Обычно разбор одной мини-ситуации занимает примерно два часа, и именно такова установленная нами продолжительность лекции. Иногда мы заканчиваем разбор на 5-10 минут раньше установленного срока, и, если у группы нет вопросов, мы попросту отпускаем ее, отвечая, однако, на индивидуальные вопросы по данному материалу. Однако чаще бывает так, что мы не успеваем исчерпать изучаемую проблему в отведенное время, и в таких случаях мы либо заканчиваем разбор на следующей лекции, либо предлагаем студентам завершить работу по данной теме самостоятельно, а сами переходим к следующей теме.
Кроме того, мы предлагаем для разбора 10-12 типовых ситуаций, над которыми студенты работают группами по три-четыре человека в каждой группе; результаты их работы рассматриваются на занятиях. Отсутствовавшие на занятиях студенты также объединяются в группы и обязаны представить свои письменные разборы ситуаций и принять участие в их обсуждении. Поскольку экзаменационный материал у нас в значительной мере связан с рассмотренными мини-ситуациями и типовыми ситуациями, у студентов есть стимул для работы над данными заданиями и для активного их обсуждения на занятиях. Такой метод работы доказал свою эффективность — как мы, так и другие преподаватели добивались превосходных результатов в усвоении студентами материала при относительно небольших затратах времени на подготовку. Некоторые из наших аспирантов, ранее не имевшие опыта преподавания этого предмета, следуя нашей методике, самостоятельно проводили данный курс со студентами и также добивались превосходных результатов. 2. В учебных планах некоторых вузов основной курс «Корпоративные финансы» следует непосредственно за первым, и студенты приступают к его прохождению, еще не изучив финансовые рынки и теорию инвестиций. В этом случае могут иметь место два подхода. а. Если преподаватель хочет сделать упор на основополагающие понятия теории финансов, которые имеют не менее важное значение и для теории инвестиций, он может провести на занятиях подробный разбор материала глав 1-5. При подобном подходе студенты получают солидную подготовку по таким темам, как «Эффективные рынки», «Риск и доходность», «Оценка облигаций, акций и опционов», однако остающееся учебное время недостаточно для изучения 24 остальных глав. Ввиду этого преподаватель будет вынужден отобрать для дальнейшего изучения те темы, которые представляются наиболее важными с позиций данного учебного плана.
б. Некоторые преподаватели могут предпочесть уделить основное внимание тем темам, которые имеют непосредственное отношение к управлению финансами корпораций в узком понимании этого термина. В данном случае будет логичным исходить из того, что основные принципы, излагаемые в I части настоящей книги, в общих чертах известны студентам благодаря начальному курсу и, следовательно, не должны рассматриваться на занятиях, по крайней мере, первоначально. По сути дела, при таком подходе курс начинается с главы 6 и охватывает только вопросы управления финансами корпораций. Разумеется, в ходе рассмотрения процесса выработки решений финансовыми менеджерами по мере необходимости будут затрагиваться и фундаментальные концепции. Основные различия между двумя этими вариантами заключаются в расстановке приоритетов: в первом варианте приоритет отдается изучению теоретических концепций риска, доходности и стоимости как таковых, а во втором варианте они рассматриваются в минимальном объеме — лишь настолько, насколько это необходимо для понимания процесса принятия решений в сфере финансового менеджмента.
Структура книги
Начальные главы — с 1-й по 5-ю — посвящены теоретическим основам финансового менеджмента, а также повторению таких тем, как анализ риска и основные концепции стоимости с введением дополнительного материала по этим темам. Далее в главах 6-10 анализируются инвестиционные решения фирмы начиная с понятия цены капитала. Затем в главах 11-13 мы рассматриваем политику капитала и стратегию выплаты дивидендов. Главы 14-17 посвящены различным типам долгосрочного капитала. После этого появляется возможность исследовать последствия различных видов решений, и мы переходим к финансовому анализу и планированию (главы 18 и 19). Главы 20-23 посвящены тактическим оперативным решениям, или краткосрочному финансовому менеджменту. Наконец, заключительные шесть глав книги посвящены специфическим аспектам финансового менеджмента.
Данная структура соответствует сложившемуся построению нашего учебного курса в университете Флориды. Однако, поскольку отдельные разделы и главы книги представляют собой своеобразные «модули», порядок изучения тем может быть изменен без особых затруднений.
Вспомогательные материалы
Как студенты, так и преподаватели при работе над курсом могут воспользоваться следующими пособиями. 1. Руководство для преподавателя. Преподаватели, решившие вести учебный процесс на основе этой книги, могут получить всеобъемлющее методическое пособие, в котором приводится примерная программа курса, образцы лекций по каждой главе, включающих как разбор мини-ситуаций, так и решения всех приведенных в книге задач. 2. Наглядные пособия. Издательство «Dryden Press» предлагает комплект из более чем 100 наглядных пособий, иллюстрирующих мини-ситуации, на основе которых строится лекционный курс. 3. Учебные пособия. И авторы, и рецензенты обнаружили, что даже во время изучения основного курса «Корпоративные финансы» многие студенты нуждаются в учебном пособии, которое: а) содержало бы резюме основных положений каждой главы учебника и б) давало бы возможность применить эти положения для решения относительно кратких, четко сформулированных задач с немедленной проверкой правильности решения. Такое пособие для настоящего издания учебника может быть заказано через книжные магазины. 4. Экзаменационный материал. Имеющийся материал насчитывает более 800 проверенных на практике многоплановых вопросов и задач, а также темы для письменных работ. Материалы могут быть предоставлены как в виде книги, так и на дискетах — в форме оригинального банка данных или в Word Perfect. Вопросы для каждой главы сгруппированы по типам (вопросы, задачи, темы работ), темам и степени сложности. 5. Сборники ситуаций. В качестве приложения к данному учебнику могут использоваться несколько сборников. Во-первых, авторов данной книги (Brigham E. F., Gapenski L. С. Cases in Financial Management. 2nd ed. Dryden Press, 1993) — сборник, содержащий 41 типовую ситуацию, которые paзработаны специально для данного курса. Далее, модули А, В и С из нашего задачника «Cases in Financial Management» — каждый содержит 12 ситуаций, взятых из основного сборника и иллюстрирующих некоторые из наиболее важных решений, принимаемых финансовыми менеджерами. Модули имеют схожее содержание, так как рассчитаны на использование при изучении различных разделов одного и того же курса. Хотя данные ситуации могут использоваться и без применения электронных таблиц, большинство из них рассчитано на то, чтобы продемонстрировать, как электронные таблицы могут помочь финансовым менеджерам повысить эффективность принимаемых решений. Наконец, сборник ситуаций гарвардского типа (Harrington D. Case Studies in Financial Decision Making. Dryden Press, 1989).
6. Дополнительная литература. В качестве дополнительной литературы можно рекомендовать целый ряд книг, в том числе Рамона Е. Джонсона и Филипа Кули (Johnson R. Е. Issues and Readings in Managerial Finance. 3rd. ed. Dryden Press, 1987; Cooley Ph. L. (Ed.). Advances in Business Financial Management: A Collection of Readings. Dryden Press, 1990). 7. Литература по микрокомпьютерам. Учебное пособие для студентов (Brigham Е. F., Aberwald D. A., Gapenski L. C. Finance with Lotus 1-2-3: Text and Models. Dryden Press, 1992) позволяет научиться использовать Lotus 1-2-3 для создания финансовых моделей. Эта книга ведет студента от форматирования и копирования дискет к разработке подпрограмм и другим сложным процедурам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|