Педагогика межнационального общения
к тому же на Дону земельная рента намного выше, чем в Прибалтике, Белоруссии или Правобережной Украине, что, безусловно, определяет и более высокий уровень благосостояния населения. В отличие от других экономических районов, на территории Нижнего Дона и Приазовья не было тех ужасающих форм крепостничества, которые имели место в Прибалтике и Белоруссии. Несмотря на классовые различия, уровень жизнеобеспечения на Дону в целом всегда был выше, чем в соседнем Поволжье. Таблица 26 Плотность заселения различных территорий в России (по Я.Е. Водарскому)
Все это обеспечило более мирный характер взаимоотношений между представителями различных национальностей. Ведь мы только сейчас стали понимать, что национального вопроса как такового без экономических проблем не существует. И сейчас в Ростовской области практически нет дефицита рабочих мест, хотя в регионе работают тысячи мигрантов, в том числе из Китая и Кореи. Вторая причина более спокойных межнациональных отношений в Приазовье и на Дону — более высокий образовательный уровень населения. Известно, что межнациональные конфликты чаще созревают там, где низка общая культура. Воспитанный человек, как правило, более терпим и лишен какой-либо неприязни к другим народам. Первые вузы на Нижней Волге и в Закавказье возникли лишь в советское время, в то время как на Дону высшая школа, в т.ч. и университет появились до Октябрьского переворота. И сейчас Ростовская область занимает одно из ведущих мест в стране по интеллектуальному потенциалу: более 25 государственных вузов, 65 техникумов, около 100 научных и проектных организаций (не считая филиалов и негосударственных вузов).458
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Третья причина, предупреждающая конфликты, — характер деловых взаимоотношений. Десятилетиями складывающаяся оживленная торговля (в силу особого географического положения) формировала на Дону интернациональный дух. Отсюда — та терпимость к разным религиям (мы не случайно перечисляли выше типы культовых сооружений в городах), обычаям, традициям различных национальностей. Кое-где только пытаются решить проблему языка малых народов (например, ижорцев и финнов в Ленинградской области), а в Ростовской области она давно в значительной мере решена. В 30-е годы в ряде районов области в школах преподавание велось на украинском языке, в Пролетарском районе Ростова и Мясниковском районе — на армянском. В Ростове были даже педтехникум и учительский институт, готовившие учителей армянских школ. Однако по мере утраты интереса к языкам была осуществлена (почти повсеместно) русификация школ. Хотя в школах Мясниковского района армянский язык до 4 класса преподавался всегда. Сейчас, в связи с возрастанием интереса к национальным традициям, в ряде школ Ростова-на-Дону созданы факультативы и кружки по изучению корейского и армянского языков. В городе при отделении Всероссийского фонда культуры создано общество «Нор-Нахичеван», основные направления деятельности которого — развитие культуры, обычаев, обрядов донских армян. При Дворце детского творчества работает кружок по изучению армянского языка для взрослых. Реставрирован монастырь Сурб-Хач, в котором разместился музей русско-армянской дружбы. В Ростове на русском и армянском языках издается газета «Нахичевань-на-Дону», формируются труппа армянского театра, редакция Ростовского армянского радио.
В Мясниковском районе периодически выходят радиопередачи и издаются номера газет на армянском языке; армянское национальное искусство пропагандирует национальный ансамбль «Ани». Ростовский архитектурный институт ежегодно посылает студентов на обмерную практику в Ереван, Гарни, Гехарт. Частые гости Ростова и Чалтыря — артисты армянских театров. На донской земле бывали и творили Мартирос Сарьян, Мариэтта Шагинян, Микаэл Налбандян. Если посмотреть личные листки по учету кадров любого предприятия или учреждения Ростовской области, увидишь настоящий интернационал. И за последние 3 века никто не вспомнит случая, чтобы на Дону или в Приазовье возникали какие-либо межнациональные конфликты. В школьной среде необходимо формировать диалог культур, традиций, обычаев — в этом залог культуры и цивилизованности будущей личности. г ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Система воспитания толерантной личности (на Примере ростовского комплекса этнокультуры «Детский Сад № 177 — средняя школа № 15») Национальной науки не бывает, как национальной таблицы умножения. А. П. Чехов Образовательный комплекс этнокультуры включает детский сад № 177 и общеобразовательную школу № 15 г. Ростова-на-Дону. Число учащихся в течение десяти лет снизилось в школе с 1250 до 1000 чел. (тенденция, общая для современной России из-за демографической катастрофы), а в детском саду — контингент сравнительно стабилен — 160 детей. Здесь представлены дети 38 национальностей и все мировые религии. В качестве главной цели образовательного комплекса педагогический коллектив видит формирование гуманной, свободной, нравственной, творческой, адаптивной личности, обладающей высокой межрасовой, межэтнической и межконфессиональной толерантностью. Все это возможно лишь в условиях высокой гражданственности, возрождения духовных ценностей семьи, стремления к миру доброжелательности.
Сформулированная цель и задачи реализуются через сквозные целевые программы, охватывающие раннее детство, подростковый и юношеский возраст: • «Источник» — мир дома, семьи, родины; • «Общение» — мир дружбы, человеческих отношений; • «Забота» — мир добра, милосердия; • «Росток» — мир живой природы, экологии человека; • «Радуга» — мир народного творчества и национальных традиций; • «Творец» — мир искусства и вдохновения; • «Познание» — мир умного, доброго, вечного; • «Берегиня» — мир здорового образа жизни; • «Родник» — мир рукотворных творений человека, мир труда и ремесел; • «Радость» — мир игр, игрушки, праздников. Цементирующим ядром, помогающим комплексно реализовывать эти десять целевых программ, является семья. Поэтому воспитание нравственности и гражданственности идет в рамках тесного педагогического сотрудничества семьи и школы. Имея солидный банк авторских программ, реализуемых за счет школьного и регионального компонентов Базисного учебного плана («Этическая граммати-460
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|