Педагогика начального образования
В массиве «Родители» материальные ценности заметно потеснили, безусловно, лидирующие духовные, заняв почти один с ними уровень, т.е. под воздействием сложившейся воспитательной системы (хотя, конечно, не только ее одной!) в достаточно консервативно настроенной родительской среде через явное посредничество учащихся произошел сдвиг мировоззренческих приоритетов с материальных ценностей, связанных с духовными, к чисто духовным, а именно — к развитию интеллектуальных способностей, культуры поведения и общения. Это и есть тот реальный показатель удовлетворения новой школьной образовательной действительностью ею же самой сформированных, либо по-новому трактуемых духовных запросов и потребностей. Таблица 31 Ожидания родителей от школы
Примечание. Так как многие родители выбирали в ответах не одну позицию, их сумма превышает 100%. Таблица 32 Степень удовлетворения школой духовных запросов учащихся экспериментальных классов и их родителей, % (исследования двух лет)
ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Налицо резкое качественное изменение после первого и второго годов работы по новым учебным планам с развитой этнокультурной составляющей за счет вариативной части Базисного учебного плана. Анкетирование показало (табл. 32), что духовные запросы большинства респондентов (около 70%) в обследуемой микросоциальной среде представляют собой достаточно неоднородную и в то же время слабо дифференцируемую совокупность жизненных ценностных установок, реализация которых или хотя бы попытки такой реализации принесли бы осознание внутреннего духовного удовлетворения независимо от того, с каким предметом (явлением) внутреннего и внешнего мира это связано. Таблица 33 Степень удовлетворения школой духовных запросов социума на итоговой стадии эксперимента
Примечание. Респонденты могли выбирать несколько позиций ответов. Таблица 34 Социальная активность учащихся, %
Примечание. Первая строка таблицы отражает динамику активности уже после года эксперимента.466
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Исследованиями выявлено полное отсутствие влияния национальной или религиозной принадлежности на статусное положение ученика в классе, начиная с 7-8 класса, т.е. через 2-3 года после обучения по экспериментальным учебным планам. За последние 7 лет в школе не было ни одного серьезного правонарушения или конфликта на межнациональной и межрелигиозной основе. На вопрос «Есть ли среди ваших друзей представители других национальностей?» в сентябре 2000 года ответили положительно: в 6 классах — 60%, в 8 классах — 57%, в 9 классах — 100%, в 10 классах — 100%, в 11 классах — 95% учащихся. На вопрос «Как ты относишься к тому, что в одном классе учатся дети разных национальностей?» в сентябре 2000 года ответили положительно: в 6 классах — 87%, в 8 классах — 65%, в 9 классах — 95%, в 10 классах — 95%, в 11 классах — 100% учащихся. Не это ли лучшим образом доказывает успех реализации школьной концепции в достижении межэтнической и межрелигиозной толерантности? Толерантность как средство спасения Каждый, и самый малый, народ — есть неповторимая грань Божьего замысла. А. Солженицын История как гитлеровской Германии, так и сталинского режима наглядно показала, что исключение из жизни инаковой культуры (этнической, политической, религиозной, сексуальной и др.) приводит лишь к дискриминации, ксенофобии, расизму, зверству, жестокости, ненависти и страху. Неприятие людей другой расы, другой этнической общности, другой религиозной культуры — признак недостаточной воспитанности. В наши дни много говорят о чеченской агрессивности, склонности к авантюризму, нечестности. Но ведь где, как не на Кавказе, сформировались удивительные обычаи гостеприимства, когда хозяин дома отвечал за жизнь гостя независимо от его национальной и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|