Педагогика начального образования
навыков он включает социально-перцептивные, рефлексивные и интеллектуальные. Подобная автоматизация при оценивании без поэлементной сознательной регуляции рассматривается ученым как новообразование в оценочной деятельности учителя. Приобретаемые с опытом «схемы» оценивания, «модели» проблемных ситуаций и их решений ускоряют процесс оценивания. В связи с этим А.А. Реан отмечает, что педагогические стереотипы, обычно считающиеся помехой в педагогической деятельности, могут играть положительную роль, если педагог отдает себе отчет в сфере их применимости и понимает механизмы их действия. В.А. Якунин среди важнейших педагогических умений, связанных с оцениванием результатов обучения, называет следующие: - следить за реализацией поставленных целей и исполнением принятых педагогических решений; - осуществлять различные формы, виды и способы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся; - замечать и объективно оценивать малые и большие учебные достижения школьников; - вести контроль за своими поступками и поведением; - устанавливать причины затруднения учащихся и найти способы их устранения; - совершенствовать собственную деятельность на основе анализа и оценки ее достоинств и недостатков. Кроме того, психологами и педагогами в качестве оценочных действий выделяются такие, как: определение предмета оценивания в каждом конкретном акте оценивания; соотношение хода и результатов учебной деятельности школьника с образцом-эталоном; выражение результатов оценивания в определенной форме (оценочные суждения, отметки). Сущность и роль оценок Сущность оценки понимается различными авторами неоднозначно. Так, С.Л. Рубинштейн, отводя проблеме оценки в педагогическом процессе особое значение, отмечает, что взаимоотношения учителя и учеников «пропитаны оценочными моментами» и что «оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности».
Б.Г. Ананьев в фундаментальной работе «Психология педагогической оценки» пишет: «Умственное развитие ребенка в школе осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником». Сущность оценки успешности обучения учащегося, по Л.С. Выготскому, заключается в том, что «всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окружающих». В.М. Полонский определяет оценку знаний учащихся как систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений и навыков предварительно планируемым». Раскрывая сущность процесса оценки, В.М. Полонский выделяет в нем следующие компоненты: - определение целей обучения; - выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей; - отметку или иной способ выражения результатов проверки. Ш.А. Амонашвили понимает оценку как «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном». Г.А. Щукина рассматривает оценку в учебной деятельности школьников как «показатель степени правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе». Причем она выделяет следующие требования к оперированию оценкой успеваемости: - всесторонность оценки успеваемости, т.е. максимальный учет всех проявлений учебной деятельности учащихся;
- установление связи со всеми видами работы ученика на уроке; - высокая авторитетность и значимость оценки; - гласность и доведение до всех учащихся обоснованных критериев оценки знаний, умений и навыков; - сочетание оценки учителя с самооценкой и привлечение учащихся класса к анализу работ и ответов товарищей; другие. Под оценкой качества знаний и умений школьников может пониматься «констатация определенной связи между планом (целевым представлением) и отраженной информацией» (И.С. Якиманская), «свидетельство об успешном или не вполне успешном выполнении задач» (В. Шрадер). По Дж. Брунеру оценка — это «проверка того, является ли применяемый нами способ переработки информации адекватным представленной задаче, является ли обобщение правомерным... правильно ли действие учителя». Итак, отметка выступает неотъемлемой частью воспитания и обучения, сама являясь процессом, имеющим свою роль и выражение.430
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|