Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




навыков он включает социально-перцептивные, рефлексивные и интеллектуальные.

Подобная автоматизация при оценивании без поэлементной со­знательной регуляции рассматривается ученым как новообразова­ние в оценочной деятельности учителя. Приобретаемые с опытом «схемы» оценивания, «модели» проблемных ситуаций и их реше­ний ускоряют процесс оценивания. В связи с этим А.А. Реан отме­чает, что педагогические стереотипы, обычно считающиеся поме­хой в педагогической деятельности, могут играть положительную роль, если педагог отдает себе отчет в сфере их применимости и понимает механизмы их действия.

В.А. Якунин среди важнейших педагогических умений, связан­ных с оцениванием результатов обучения, называет следующие:

- следить за реализацией поставленных целей и исполнением принятых педагогических решений;

- осуществлять различные формы, виды и способы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;

- замечать и объективно оценивать малые и большие учебные достижения школьников;

- вести контроль за своими поступками и поведением;

- устанавливать причины затруднения учащихся и найти спо­собы их устранения;

- совершенствовать собственную деятельность на основе анали­за и оценки ее достоинств и недостатков.

Кроме того, психологами и педагогами в качестве оценочных дей­ствий выделяются такие, как: определение предмета оценивания в каждом конкретном акте оценивания; соотношение хода и резуль­татов учебной деятельности школьника с образцом-эталоном; выра­жение результатов оценивания в определенной форме (оценочные суждения, отметки).

Сущность и роль оценок

Сущность оценки понимается различными авторами неоднознач­но. Так, С.Л. Рубинштейн, отводя проблеме оценки в педагогичес­ком процессе особое значение, отмечает, что взаимоотношения учи­теля и учеников «пропитаны оценочными моментами» и что «оцен­ка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности».

Б.Г. Ананьев в фундаментальной работе «Психология педагоги­ческой оценки» пишет: «Умственное развитие ребенка в школе осу­ществляется учителем не только через предмет и методы обучения,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником».

Сущность оценки успешности обучения учащегося, по Л.С. Вы­готскому, заключается в том, что «всякий поступок должен воз­вращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окру­жающих».

В.М. Полонский определяет оценку знаний учащихся как систе­матический процесс, который состоит в определении степени соот­ветствия имеющихся знаний, умений и навыков предварительно пла­нируемым». Раскрывая сущность процесса оценки, В.М. Полонс­кий выделяет в нем следующие компоненты:

- определение целей обучения;

- выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей;

- отметку или иной способ выражения результатов проверки.

Ш.А. Амонашвили понимает оценку как «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном».

Г.А. Щукина рассматривает оценку в учебной деятельности школьников как «показатель степени правильности и точности вы­полненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе». Причем она выделяет следующие требования к оперирова­нию оценкой успеваемости:

- всесторонность оценки успеваемости, т.е. максимальный учет всех проявлений учебной деятельности учащихся;

- установление связи со всеми видами работы ученика на уро­ке;

- высокая авторитетность и значимость оценки;

- гласность и доведение до всех учащихся обоснованных крите­риев оценки знаний, умений и навыков;

- сочетание оценки учителя с самооценкой и привлечение уча­щихся класса к анализу работ и ответов товарищей; другие.

Под оценкой качества знаний и умений школьников может по­ниматься «констатация определенной связи между планом (целе­вым представлением) и отраженной информацией» (И.С. Якиманс­кая), «свидетельство об успешном или не вполне успешном выпол­нении задач» (В. Шрадер).

По Дж. Брунеру оценка — это «проверка того, является ли при­меняемый нами способ переработки информации адекватным пред­ставленной задаче, является ли обобщение правомерным... правиль­но ли действие учителя».

Итак, отметка выступает неотъемлемой частью воспитания и обу­чения, сама являясь процессом, имеющим свою роль и выражение.430

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...