Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




ка», «Этнография», «Граждановедение», «Этические ценности ми­ровых религий», «Питание и культура народов мира», «Жилище как центр мироздания», «Экология человека» и др.), и витагенных педагогических технологий (групповое и коллективное обучение, фестивали национальных искусств, выставки творчества различных национальных землячеств и др.), школа и детский сад в своей дея­тельности актуализируют следующие направления:

• народные традиции воспитания в современной семье;

• приобщение детей к национальным истокам в двуязычных семьях;

• экологическое воспитание детей с опорой на народные знания о природе;

• подготовка детей к семейной жизни с учетом национальных традиций;

• элементы народного творчества в эстетическом воспитании детей;

• добродетели религиозной культуры в семейном воспитании;

• традиции и нравственное воспитание детей;

• народная дипломатия;

• универсальные нравственные принципы в воспитании (см. п. 4).

Таблица 26

Преемственность воспитания толерантности в Ростовском образовательном комплексе этнокультуры

В детском саду

Курс   Народные игры   Культура нашего края   Я — гражданин  
Возрастная группа   4—5 лет   5—6 лет   6—7 лет  

В начальных классах

Курс   Этическая грамматика   Окружающий мир  
Класс     2 | 3    
       

На II ступени обучения

Курс   Я в мире людей   Этнография (или граждановедение)   Питание и культура народов мира   Жилище как центр мироздания   Экология человека  
Класс            

На III ступени обучения

Курс   Этические ценности мировых религий   Человек и космология  
Класс      

ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

ДОМ,

ГДЕ ВСЕ ГОТОВЫ УЧИТЬСЯ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ДРУГ ДРУГА

                            Л       л              
    ЗАБОТА       ДОВЕРИЕ       УВАЖЕНИЕ       ПРАВЕДЛИВОСТ       ТВЕТСТВЕННОСТ       ПАТРИОТИЗМ      
                            и       О              

ОТНОСИСЬ К ДРУГИМ ГАК. КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ГЕБЕ

Рис. 26. Школа — наш родной дом (основные принципы содружества)

В образовательном комплексе этнокультуры четко определились следующие инновации:

- художественное и техническое творчество учащихся (резуль­тат — множество наград и призовых мест в различных кон­курсах, 6 печатных сборников детских творческих работ);

- педагогическое творчество учителей и воспитателей (резуль­тат — школа и детсад стали базой проведения районных, го­родских и областных семинаров и научно-практических кон­ференций по этнокультурной и этнопедагогической пробле­матике);

- широкая информационная деятельность (школа издает печат­ный орган — журнал «Рома и славяне», рукописный журнал «Лики прошлого»; опубликовано 12 сборников научных и ме­тодических работ педагогов и свыше 150 статей в различных журналах и сборниках);

- тесные контакты с национальными землячествами и исполь­зование их в воспитательной работе.

Учитывая сложный обслуживаемый социум (высокий процент мигрантов, безработных родителей учащихся, асоциальных роди­телей учащихся, бедных и неполных семей), школа разработала систему работы с детьми «группы риска», слабо поддающихся со-462

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

циальной адаптации, и ведет постоянный мониторинг их воспи­танности, социальной активности и мотивации обучения.

Достигнутые результаты

Люби все другие народы, как свой собственный.

В. Соловьев

Чтобы оперативно корректировать педагогические технологии и педагогическую стратегию, в образовательном комплексе этнокуль-туры специальная служба постоянно в течение десяти лет ведет пси­холого-социологический мониторинг. Его результаты дают основа­тельное право утверждать, что формирование толерантной личнос­ти, обладающей всеми признаками культуры мира и ненасилия, не только возможно в реальных условиях жизни, но и вполне осуще­ствимо (табл. 27).

Таблица 27

Уровень конфессиональной толерантности учащихся СШ № 15 в 1994-1999 гг.

Учебный год   Класс   Тип класса   Распределение учащихся по уровням, %  
Высокий   Средний   Низкий  
1994/95   5 5   Контр. Экспер.   6 9     82 84  
1995/96   6 6   Контр. Экспер.   25 26   23 21   52 53  
1996/97   7 7   Контр. Экспер.   31 34   25 29   44 38  
1997/98   8 8   Контр. Экспер.   32 39   27 31   41 30  
1998/99   9 9   Контр. Экспер.   34 45   27 48   39 7  

Примечание. Если в контрольных классах в результате общего развития и просветительства низкий уровень конфессиональной то­лерантности за 5 лет обучения снизился с 82 до 39%, то в экспери­ментальных классах, где были введены курсы «Этнография», «Пи­тание и культура народов мира», «Человек и космология», «Эколо­гия человека» и др., этот показатель упал с 84 до 7%.

Медленный рост национального самосознания в первые два года эксперимента (табл. 28) объясняется тем, что в вариативной части учебного плана было мало предметов этнокультурной ориентации. Сравнительный высокий индекс национальной самооценки даже в

ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

контрольных 8-х и 9-х классах (до 67-69%) объясняется тем, что учащиеся этих классов охвачены общешкольными этнокультурны­ми мероприятиями во внеурочное время, и идет опосредованное их воспитание.

Таблица 28 Оценивание учащимися национального самосознания

Учебный год   Класс   Тип класса   Анкетные позиции, %  
Отчетливо обоснован   Затруд­нение   Отсутствие выраженности   Слабое самосоз­нание   Нет ответов  
1994/95   5 5   Контр. Экспер.   27 27   27 27   31 34   13 9   2 3  
1995/96   6 6   Контр. Экспер.   38 59   25 24   25 28   10 8    
1996/97   7 7   Контр. Экспер.   66 63   11 13   17 20   6 4   _  
1997/98   8 8   Контр. Экспер.   67 68   13 22   16 10     _  
1998/99   9 9   Контр. Экспер.   69 82   17 10   10 8     —  

Таблица 29

Готовность учащихся экспериментальных классов к проведению мероприятий национального характера, %

Учебный год   Класс   Выразили желание   Не желают  
1994/95        
1995/96        
1996/97        
1997/98        
1998/99        

Таблица 30

Интерес учащихся экспериментальных классов к национальной

проблематике, %

Учебный год   Класс   Проявляют интерес сами   Не проявляют интереса и инициативы  
1994/95        
1995/96        
1996/97        
1997/98        
1998/99        
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...