Педагогика начального образования
ка», «Этнография», «Граждановедение», «Этические ценности мировых религий», «Питание и культура народов мира», «Жилище как центр мироздания», «Экология человека» и др.), и витагенных педагогических технологий (групповое и коллективное обучение, фестивали национальных искусств, выставки творчества различных национальных землячеств и др.), школа и детский сад в своей деятельности актуализируют следующие направления: • народные традиции воспитания в современной семье; • приобщение детей к национальным истокам в двуязычных семьях; • экологическое воспитание детей с опорой на народные знания о природе; • подготовка детей к семейной жизни с учетом национальных традиций; • элементы народного творчества в эстетическом воспитании детей; • добродетели религиозной культуры в семейном воспитании; • традиции и нравственное воспитание детей; • народная дипломатия; • универсальные нравственные принципы в воспитании (см. п. 4). Таблица 26 Преемственность воспитания толерантности в Ростовском образовательном комплексе этнокультуры В детском саду
В начальных классах
На II ступени обучения
На III ступени обучения
ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
ДОМ, ГДЕ ВСЕ ГОТОВЫ УЧИТЬСЯ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ДРУГ ДРУГА
ОТНОСИСЬ К ДРУГИМ ГАК. КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ГЕБЕ Рис. 26. Школа — наш родной дом (основные принципы содружества) В образовательном комплексе этнокультуры четко определились следующие инновации: - художественное и техническое творчество учащихся (результат — множество наград и призовых мест в различных конкурсах, 6 печатных сборников детских творческих работ); - педагогическое творчество учителей и воспитателей (результат — школа и детсад стали базой проведения районных, городских и областных семинаров и научно-практических конференций по этнокультурной и этнопедагогической проблематике); - широкая информационная деятельность (школа издает печатный орган — журнал «Рома и славяне», рукописный журнал «Лики прошлого»; опубликовано 12 сборников научных и методических работ педагогов и свыше 150 статей в различных журналах и сборниках); - тесные контакты с национальными землячествами и использование их в воспитательной работе. Учитывая сложный обслуживаемый социум (высокий процент мигрантов, безработных родителей учащихся, асоциальных родителей учащихся, бедных и неполных семей), школа разработала систему работы с детьми «группы риска», слабо поддающихся со-462 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
циальной адаптации, и ведет постоянный мониторинг их воспитанности, социальной активности и мотивации обучения. Достигнутые результаты Люби все другие народы, как свой собственный. В. Соловьев Чтобы оперативно корректировать педагогические технологии и педагогическую стратегию, в образовательном комплексе этнокуль-туры специальная служба постоянно в течение десяти лет ведет психолого-социологический мониторинг. Его результаты дают основательное право утверждать, что формирование толерантной личности, обладающей всеми признаками культуры мира и ненасилия, не только возможно в реальных условиях жизни, но и вполне осуществимо (табл. 27). Таблица 27 Уровень конфессиональной толерантности учащихся СШ № 15 в 1994-1999 гг.
Примечание. Если в контрольных классах в результате общего развития и просветительства низкий уровень конфессиональной толерантности за 5 лет обучения снизился с 82 до 39%, то в экспериментальных классах, где были введены курсы «Этнография», «Питание и культура народов мира», «Человек и космология», «Экология человека» и др., этот показатель упал с 84 до 7%. Медленный рост национального самосознания в первые два года эксперимента (табл. 28) объясняется тем, что в вариативной части учебного плана было мало предметов этнокультурной ориентации. Сравнительный высокий индекс национальной самооценки даже в ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ контрольных 8-х и 9-х классах (до 67-69%) объясняется тем, что учащиеся этих классов охвачены общешкольными этнокультурными мероприятиями во внеурочное время, и идет опосредованное их воспитание. Таблица 28 Оценивание учащимися национального самосознания
Таблица 29
Готовность учащихся экспериментальных классов к проведению мероприятий национального характера, %
Таблица 30 Интерес учащихся экспериментальных классов к национальной проблематике, %
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|