Подход к развитию в психоанализе
Основы психоаналитической концепции были заложены австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом. Взгляды Фрейда можно разделить на 3 области – метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы были его взгляды на развитие и структуру личности. Личность по З.Фрейду – это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучаются природа этих сил и структур, в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из 4-х компонентов: побуждение, цель, т.е. достигнутое удовлетворение, объект, с помощью которого цель может быть достигнута, источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. З.Фрейд описывал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. В детском возрасте сексуальные чувства еще общи и диффузны. Взрослой сексуальности предшествует инфантильная сексуальность, но она никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные инстинкты (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). В соответствии со своей психосексуальной теорией, З.Фрейд стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидозной энергии. Эрогенные зоны – это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидозных чувств. Каждая стадия развития имеет свою либидозную зону, возбуждение которой создает либидозное удовлетворение. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития.
Ребенок рождается с определенным запасом энергии – «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве З.Фрейд укладывал в 5 стадий: оральная (младенческий возраст), анальная (до 3 лет), фаллическая (от 3-5 лет), латентная (от 5-12 лет) и генитальная (12-18 лет). По мнению Фрейда, развитие психики ребенка есть приспособление, адаптация его к окружающей среде, преимущественно враждебной. Периодизация развития З.Фрейда. Фрейд создал свою периодизацию, исходя из закономерностей развития либидозной энергии, которая непосредственно связана с влечением к жизни, продолжением рода и является основой развития личности. Он считал, что в течение жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способами фиксации либидо, удовлетворения этого стремления. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Он выделил три этапа, распадающихся на несколько стадий. Первый этап – либидо-объект, характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на данной стадии происходит в том случае, если ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания, например, ему не давали соски. Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость может выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.
Второй этап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот период нарциссизмом, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерны ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трехлет,- анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жестокостью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные различия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Сделанное открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. Во многом это связано с тем, что в данный период нарастает напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителями своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии сексуального влечения. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры. В подростковом возрасте дети переходят на последний, третий этап, который называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эту стадию называют генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа личности. Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, полученные при общении с взрослым в первые годы жизни, становятся причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться позднее.
Значение концепции З.Фрейда: во-первых, создана динамическая концепция развития; во-вторых, для психического развития человека основное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. А.Фрейд (дочь З.Фрейда) продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Следуя принципам классического психоанализа, А.Фрейд разделяет личность на ее устойчивые составные части: бессознательное или «Оно», «Я», «Сверх-Я». Инстинктивная часть, в свою очередь, делится на сексуальную и агрессивную составляющие (психоаналитический закон биополярности). Развитие сексуального инстинкта определяется, как и в классическом психоанализе, последовательностью либидозных фаз: оральная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, генитальная (предпубертатная и пубертатная). Признанной заслугой А.Фрейд считается описание ею линий развития: линия развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линия развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослых до автоматического овладения функциями выделения; линия развития самостоятельности физической, отношение к старшим и т.п. Особое внимание она уделяет линии развития от инфантильной зависимости к переходу к взрослой половой жизни. С точки зрения А.Фрейд, не только выявление уровня развития, достигнутого по соответствующей линии, но и соотношение между всеми линиями позволяют поставить диагноз и дать рекомендации для решения практических вопросов детского возраста. При этом она подчеркивала, что несоответствие, дисгармонию между различными линиями не следует рассматривать как патологическое явление, так как рассогласованное в темпе развитие, наблюдавшееся у людей с самого раннего возраста, может быть лишь вариациями в пределах нормы. Ступени от незрелости к зрелости, а не хронологический возраст, рассматриваются как показатели развития. Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А.Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.1
Значение: во-первых, А.Фрейд одна из первых в детской психоаналитической традиции распространяет основные положения З.Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию «Я» личности; во-вторых, А.Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|