Эпигенетическая концепция развития личности по Э.Эриксону
Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу все, что растет, имеет общий план. Исходя из общего плана, развиваются отдельные части. При чем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Эпигенетическая концепция в биологии подчеркивает роль внешних факторов – в возникновении новых форм и структур, и тем самым, противостоят преформистским учениям. С точки зрения Э.Эриксона, последовательность стадий результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому принадлежит. По Э.Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит от того, какова продолжительность его жизни. Его концепцию нельзя рассматривать как теорию личности. По его мнению, это лишь ключ к построению такой теории. 1. Л.Ф. Обухова Возрастная психология. – М., 1999 Теория Э.Эриксона так же, как и теория А.Фрейд (они работали в Европе вместе), возникла из практики психоанализа. Э.Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем его концепция – это концепция детства. «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости», - писал Э.Эриксон.1 Подход к структуре личности у Э. Эриксона такой же, как и З.Фрейда. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.
Каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития. Кризис для Эриксона является «поворотным моментом или критическим периодом повышенной ранимости человека и его усилившегося потенциала».2 1 стадия развития - установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения, поэтому мы можем «рассматривать существенное доверие как краеугольный камень для существования человека, полного жизни»3. Вместе с доверием приходит возросшая психосоциальная сила и зарождение чувств, которые разовьются позднее, - веры, надежды и оптимизма. Если всего этого ребенок не получает от взрослого, то он не может овладеть новыми видами деятельности. Длится этот период до 1 года.
1. Б.У. Такман Педагогическая психология. - М., 2002 2. Указ. соч. 3. Указ соч. 2 стадия – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет.
Третья стадия начинается с развертывания конфликта между инициативойи чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить. Для него характерна энергичная познавательная деятельность. На основе, которой развивается чувство уверенности в себе и своих возможностях свободы движений, развития языка и воображения, а также способности мечтать. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция родителей и других взрослых людей на поддержку исследовательского поведения ребенка. Оказывая поддержку, родители помогают детям выйти из кризиса этой стадии с твердым чувством намерения, «мужеством, позволяющим намечать и преследовать достойные цели», которому не мешают чувство вины и запреты. Главная опасность развития на этой стадии - появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы от 3 до 6 лет. Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет): трудолюбие или чувство неполноценности. На этой стадии ребенок психологически готов научиться выполнять задание, обязанности и быть дисциплинированным. На этом этапе у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности. Основная трудность 5 стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неполноценностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия – поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать подросток – это размывание чувства «Я». При этом подросток может либо избежать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо отказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность, значит научиться идентифицировать себя с взрослым. 6 стадия – начало зрелости: интимность или изоляция. Поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким, дружеским связям с членами своей социальной группы.
Опасность этой стадии заключается в одиночестве, избегании конфликтов, требующих полной близости. Преодолеть эти негативные стороны идентичности помогает любовь. Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливает переход на следующую стадию развития. 7 стадия рассматривается как центральная на взрослом этапе жизненного пути человека. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение себя – быть нужным для других. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. При складывающейся неблагоприятной ситуации развития, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такому развитию, то наступает физическая и психологическая инвалидность личности. Преодолеть формирование самопоглощения и личностного оскудения возможно при заботе о другом человеке, желании творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности. 8 стадия – сохранение цельной личности или отчаянье. Эта стадия характеризуется достижением новой завершенной формы эго-идентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей, постепенно созревает плод всех семи стадий – целостность личности. В заключение можно привести слова философа Кьеркегора: «Жизнь может быть понята в обратном порядке, но прожить ее надо с начала».1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|