Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие педологии в Европе.




Популярность педологии в Америке привела к развитию массового педологического движения в Европе, во главе которого стали такие известные ученые, как Э. Мейман, Д. Селли, В.Штерн, К. Бюлер, Э. Клапаред и др.

Дж. Селли стал основоположником развития детской и педагогической психологии в Англии. В «Очерках по психологии детства»(1895) и «Педагогическая психология»(1894 -1915) он сформулировал основные положения ассоцианистического подхода к детскому развитию. Его труды имели большое значение для практической детской психологии и педологи.

Мария Монтессори, используя подходы к детскому развитию Селли, разработала систему упражнений для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. В основе этой системы была тренировка ощущений как основных элементов мышления, осознание и интеграция которых способствует познавательному развитию детей. Система методов М. Монтессори пользуется большой популярностью в современном подходе познавательного развития детей раннего возраста через сенсорное развитие.

Э. Мейман основатель психологической лаборатории при Гамбургском университете, в которой проводились исследования психического развития детей. Издал «Лекции по экспериментальной педагогике» (1907) в 3-х томах. Этот труд представлял энциклопедическое издание по педагогической психологии и в нем предлагались новые подходы к пониманию познавательного развития.

Немецкий психолог В.Штерн (1871 -1938) поставил в центр своих исследовательских интересов духовное развитие ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования стало целью разработанной им теории персонализма. Основы теории персонализма, разработанной Штерном, изложены в его фундаментальном труде «Личность и вещь». (1906-1924). Штерн повлиял практически на все области развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.

Значительный вклад в психологию развития внес известный немецкий психолог К. Бюлер (1879-1963). В своей теории он пытался объединить позиции Вюрцбугской школы и гештальтпсихологии, трансформируя понятие ассоциации и применяя законы генетики к психическому развитию.

Большую роль на становление психологии развития оказал швейцарский психолог Э. Клапаред (1873-1940). Он основал Ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области психологии развития.

Э. Клапаред предложил психологию развития разделить на прикладную и теоретическую. Он считал, что задачей теоретической психологии развития является исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную психологию развития он разделял на психогностику и психотехнику. Задача психогностики - диагностика, измерение психического развития детей, а психотехника направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных определенному возрасту.

Вклад Э. Клапареда в развитие науки заключается в том, что он заложил основы самостоятельной отрасли психологии – психологии развития, оказав значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем и ее задачи.

 

Развитие педологии в России

Развитие педологии в России, представленное замечательными работами К.Д. Ушинского (1857), Н.Н. Пирогова и П.Ф. Лесгафта (1900), П.К. Каптерева (1890), Н.Н. Ланге (1882), получило свое логическое и достойное продолжение в трудах А.П. Нечаева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Б. Залкинда, Е.А. Аркина.

До революции и первой мировой войны и даже несколько лет после их окончания изучение развития ребенка в России ничем не отличалось от мирового состояния науки о ребенке. В Москве, Киеве, Петрограде были созданы научные учреждения, посвященные специально изучению детства: Педологический институт в Петрограде, ин-т Россолимо в Москве, Врачебно-Педологический ин-т в Киеве, два ин-тута дошкольного воспитания в Москве и Петрограде, имеющие специальные кафедры по психологии детства.

В конце 19-20 века на русский язык были переведены все книги по психологии детства. В Москве, Петрограде, Киеве издавались серии книг по вопросам детства, и научные сборники и журналы, посвященные психологии детства. («Психология и дитя», «Вестник воспитания», «Душевная жизнь ребенка»).

В развитии детской психологии и педологии в России можно выделить следующие этапы:

I этап (1900-1907) – зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей, организация курсов и экспериментальных лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по практической психологии.

II этап (1908-1917) – разработка методологических принципов построения детской психологи и педологии в России. Появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятельность.

III этап (1918-1924) - период становления советской детской практической психологии. Поиск новых методов обучения и воспитания на основании работ Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого и др. педагогов.

IV этап (1925-1928) - период консолидации разных групп и течений в детской психологии и педологии, выработка единой платформы и концепции развития психики, планов развития педологии как науки.

V этап (1929 – 1931) – период интенсивного развития детской психологии и педологии, появление теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Я. Басов, Л.С. Выготский). В этот период начинаются нападки на практическую психологию, связанные с изменением политической обстановки в обществе. Разрыв между теорий и практикой, полностью не преодоленный на предыдущих этапах, начинает увеличиваться.1

Начиная с 30-х г.г. усилились идеологические нападки на детскую психологию и педологию, связанные как с реальными, так и мнимыми ошибками. В научном мире психология развития по-прежнему набирала вес. Эволюционно-биологический способ объяснения психического развития ребенка стал к 20 в. господствующим, но не единственным. Ряд психологов, социологов, этнографов, философов стремились дополнить его культурно-историческим подходом, соотнести детскую психику с развитием общественных форм и явлений. Эти попытки не увенчались успехом, так как само общество, его строение и история в начале 20 в. понимались идеалистически, а психика ребенка, рассматривалась в отрыве от средовых воздействий, в том числе воспитания и обучения.

Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 года «О начальной и средней школе» осудило обоснование педологии как основы биогенетического и социогенетического законов развития ребенка при недооценке роли обучения и воспитания.

В 1936 году процесс развития педологии был искусственно прерван известным постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 года. Постановление ЦК ВКП (б) резко осудило теорию «фаталической обусловленностью судьбы детей наследственностью и неизменной средой», как антинаучную, противоречащую марксизму и тормозящую развитие коммунистического воспитания подрастающего поколения. Педология была названа лженаукой и подлежала запрету, а педологические центры были закрыты.

 

1. Детская практическая психология: Учебник/под ред. проф.Т.Д. Марцинковской. М., 2000

Все, что было достигнуто педологией в области изучения развития детей разного возраста, подлежало отрицанию и забвению. Научные коллективы, проводившие психологические исследования, под руководством Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева, А.А. Смирнова, П.П. Блонского, М.Я. Басова продолжили свою работу. Эти исследования стали основой детской (генетической) психологии.1

Сегодня в психологии выделился целый блок дисциплин, связанных с изучением ребенка. Прежде всего, это детская психология, которая исследует возникновение и основные этапы в развитии деятельности, сознания и личности ребенка. Во-вторых, это педагогическая психология, изучающая закономерности обучения и воспитания детей, подростков, юношей и взрослых.

 

 

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...