Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности психического развития




Психическое развитие проходит в соответствии с закономерностями развития высших психических функций. Заслуга открытия, которых, принадлежит Л.С. Выготскому. Он писал, что «в ходе психологического развития изменяются и растут не только отдельные психологические функции, но главным образом изменяются соотношения между этими функциями».

Б.Г. Ананьев так описывает это соотношение, пишет Е.И. Степанова, что существуют две фазы развития одних и тех же психофизиологических функций (сенсорно-перцептивных, аттенционных, психомоторных, мнемических, мыслительных и др.). Первая – фронтальный прогресс каждой из них в ходе созревания. Эта фаза в основном характерна для детства, юности, ранней зрелости. Уровень развития психофизиологических функций от начала жизни человека постепенно повышается.

Вторая фаза тех же функций – это их специализация в отношении к определенным объектам и видам деятельности человека. Для проявления этих

функций в период второй фазы необходимо достижение высокого уровня развития функций в первой фазе. В дальнейшем происходит «наложение» второй фазы развития функций на первую, чему способствует упражняемость функций в условиях учебной и трудовой деятельности и совершенствование профессионального мастерства».1

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер. Неравномерность развития психической функции определяют по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. По данным исследований установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на

 

1. Степанова Е.И. Психология взрослых:экспериментальная акмеология. СПб., 2000

 

период высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем больше выражен колебательный характер ее возрастной динамики.

В качестве характеристики неравномерного развития рассматривается сензитивный период развития. О сензитивных периодах Л.С. Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли… оптимальными сроками обучения».1

Л.С. Выготский отмечал, что «разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На

каждом возрастном этапе, поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена».2

Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Л.С. Выготский описывал эту закономерность как цикличность «Развитие имеет сложную организацию во времени. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания»2.

По мнению П.А. Анохина, гетерохронность является особой закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации3. Он выделяет внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и

1. Выготский. Л.С. Избр. психологические исследования. М., 1956, с. 278

2. Выготский. Л.С. Психология развития человека. М., 2003

3. П..К. Анохин. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968

 

той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные

периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые.

Для правильного понимания гетерохронии необходимо иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. Э. Мейманом было показано, что чем нужнее

та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учиться ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

Значение и роль функции обусловливают и ее долговечность. Так, чувствительность человека к зеленому и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как чувствительность к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е.Ф. Рыбалко, гетерохронность - дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции.1

Неустойчивость развития тесно связана с неравномерностью и гетерохронностью. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды.

Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и в несовпадении во времени разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую стадию, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии

1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ, 1999

Анциферова Л.И. отмечает, что «Каждая стадия развития характеризуется своими уникальными психологическими новообразованиями, которые, включаясь в состав генетически позднейших стадий, отнюдь не растворяются в них, а, наоборот, существенно обогащаются, ибо новая, более сложная система наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на предшествующих стадиях».1 Например, последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

Стадиальность развитияподразумевает его неоднородность, что фиксируется в понятии «возраст». Возраст – качественно своеобразный период (стадия) и уровень развития. Выделяются следующие виды возрастов: абсолютный возраст (календарный или хронологический) и условный возраст (или возраст развития).

Б.Г.Ананьев рассматривал человеческий возраст в качестве функции биологического и исторического времени. В его понимании возраст – это

суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости или старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического, культурного, идеологического и социально-психологического развития человека в конкретно-исторических условиях».2

Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции – дифференциацию и интеграцию психических состояний и свойств. «Дифференциация происходит по частям, по отдельным функциям, причем сами эти функции внутри себя остаются еще мало дифференцированными», как отмечает Л.С. Выготский.3 Дифференциация отражает действие одной из сторон развития структуры «от общего к частному,

1. Л.И. Анциферова Методологические проблемы психологии развития//Принцип развития в психологии. –М., 1978

2. Б.Г. Ананьев Человек как предмет познания

3. Л.С. Выготский Лекции по педологии. Ижевск, 2001

от форм однородно-простых, глобальных и целостных к формам разнородно-сложным и внутренне расчлененным».1

Интеграция отражает действие другой стороны развития, структуры связанной с объединением в целое разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом связности частей и ростом определенности.

1. Н.И. Чуприкова Умственное развитие и обучение. М., 2003

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...