Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастная периодизация, построенная на основе антропологических исследований




(В.В. Бунак и В.В. Гинсбург)

Возрастной период Хронологические границы
Грудной возраст 0 – 1 год
Первое детство 1 – 4 года; 4 – 7 лет
Второе детство 7 – 12 лет мальчики 7 – 11 лет девочки
Подростковый возраст 12 – 17 лет мальчики 11 – 16 лет девочки
Юношеский возраст 17 – 24 года юноши 16 – 20 лет девушки
Взрослый возраст 24 – 45 лет мужчины 20 – 40 лет женщины
Зрелый возраст 45 – 55 лет мужчины 40 – 55 лет женщины
Преклонный возраст 55 и выше

Таблица 5

 

Возраст одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста (или возраста развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Развитие человека как био- и социокультурного существа имеет различные траектории. В результате можно говорить, что в человеческом индивидууме в каждый конкретный момент времени существуют несколько возрастов.1

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И.С. Кон, что разобраться в содержании категории возраста, необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и, вне связи с которыми, возрастные категории вообще не имеют смысла.2

Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «время жизни» (или протяженность, пространство жизни обозначает временной интервал между рождением и смертью), «жизненный путь» (характеризует идущие сквозь возрастно-дифференцированное время жизни пути к социальным шаблонам в расписании, длительности, локализации и порядке событий), «жизненный цикл» (ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы «подобные временам года представляют собой постоянный круговорот: пренатальный период, стадия новорожденности и младенчества, стадия раннего детства и т.д.); «возрасты жизни» или «времена жизни», «биография».

1.Кон И.С. Ребенок и общество. -М., 1988

2. Кон. И. С. Указ соч.

Все события развития совершаются в абсолютном времени. Понятие абсолютного времени условно и абсолютно в том смысле, что в его шкалу укладываются все человеческие жизни, обретя там свое место, соотнесенное по времени с другими жизнями и другими процессами развития и бытия всего сущего вообще.

Хронологический возраст – это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Биологический возраст разделяется на скелетный, зубной, возраст полового созревания.

В понятии биологического возраста взяты за основу те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно, если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим комплексом симптомов. Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и, наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Индикаторы психического возраста – IQ (умственный возраст), степень нравственной зрелости, рекреационный возраст (насколько досуг ребенка соответствует тому, что типично для возраста индивида), психосексуальный возраст (уровень эротических интересов и поведения, который может не соответствовать уровню индивидуальной физиологической половой зрелости подростка). Эти варианта так называемого психического возраста имеют определенные объективные внешние измерения. Но в психическом возрасте нередко выделяют и субъективно переживаемый возраст личности: возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике, Это с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте: мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д., и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают – то больше.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существуют еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

За основу здесь взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту, он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально - возрастная структура общества, описываемая в таких терминах как «возрастная стратификация» (структура общества и отдельных ее слоев), «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.

Третья система отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п)».1

Чтобы понять развитие, необходимо рассмотреть протяженность временной дистанции, на которой оно совершается: в зависимости от этого можно выделить минимально, четыре ряда изменений: филогенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез.

Филогенез или развитие вида, - это предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

 

1.Кон И.С. Ребенок и общество. -М., 1988

 

Антропогенез или развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, - это часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

Онтогенез или индивидуальное развитие, - это временная дистанция длиной в человеческую жизнь: она начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.

Микрогенез или актуальный генез, - наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий (например, поведение при решении задачи) и т.п. Эти процессы рассматриваются общей психологией, однако для психологии развития они важны в аспекте преобразования микрогенеза в онтогенез.

Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития.

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том – что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. Систематизация этих попыток была предпринята Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста».1 Л.С. Выготский определил три группы подходов, или схем решения, этой проблемы.

Первая группа периодизации детства основана на этапах филогенетического развития (Ст. Холл, Гетчинсон).

Вторая группа подходов (очень многочисленных) за основу периодизации принимает изменение какого-либо одного (часто внешнего) признака, например появление и смену зубов (дентиция) П.П. Блонский, сексуальное созревание (З. Фрейд).

1. Возрастная и педагогическая психология:Хрестоматия /сост. И.В. Дубровина. М., 2001

особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж.Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта он считает фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывает стадии интеллектуального развития.

По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиже, в основу построения периодизации Л. Колберг положил становление морали, описывая с этих позиций доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), Уровень конвенциональнальной модели (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

Все варианты периодизаций, отнесенные ко второй группе Л.С. Выготский назвал моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.

Третья группа подходов направлена на выявление базального, существенного в развитии, например изменений внутреннего темпа и ритма развития.

В русле понимания психического развития отечественной психологией как внутренне противоречивого процесса, связанного с возникновением психических и личностных новообразований, Л.С. Выготский, вслед за П.П. Блонским, рассматривает определенные эпохи, стадии, фазы в общей схеме переломов, или кризисов развития. При этом в качестве критериев их разграничения, выступают, во-первых, новообразования, характеризующие сущность каждого возраста. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период»1.

1. Л.С. Выготский Психология развития ребенка. – М., 2006

Вторым критерием Л.С. Выготский считает динамику перехода от одного периода к другому, которая может быть резкой, критической и медленной, постепенной, литической. Л.С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды возрастного развития: кризис новорожденности, младенческий возраст (2 месяца – 1 год), кризис 1 года, раннее детство (1 год – 3 года), кризис 3 лет, дошкольный возраст (3 года – 7 лет), кризис 7 лет, школьный возраст (8 – 12 лет), кризис 13 лет, пубертатный возраст (14 –18 лет), кризис 17 лет.

Л.С. Выготский поясняет, что есть существенные отличия схемы развития ребенка от других схем. Новыми в данной схеме, помимо критерия принципа возрастных новообразований, являются следующие критерии:

1) введение в схему возрастной периодизации критических возрастов (возникновение новообразований в эти периоды); 2) исключение из схемы периода эмбрионального развития ребенка (эмбриональное развитие представляет особый тип развития, подчиненный другим закономерностям, чем развитие ребенка от рождения); 3) исключение периода развития, называемого обычно юностью, после 17 – 18 лет до наступления зрелости (период с 18 до 25 лет не подчиняется закономерностям детского развития); 4) включение возраста полового созревания в число стабильных, устойчивых, а не критических возрастов (это период огромного подъема в жизни подростка и рассматривается как период высших синтезов, совершающихся в личности).1

В зарубежной психологии широко используется периодизация Э. Эриксона, в которой в понимание развития включены три процесса: соматическое развитие, социальное развитие, социальное развитие и развитие сознательного «Я». Свою теорию фаз, он рассматривает в пяти разномерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика.

Линию Л.С.Выготского в современной отечественной психологии продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин.

1. Л.С. Выготский Лекции по педологии. Ижевск, 2001

 

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отно-

шений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

В отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина, в которой возрастной период от рождения до юности он разделил на три эпохи: эпоха раннего детства, эпоха детства, эпоха отрочества.

В настоящее время, следуя за подходом Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина к пониманию психологического возраста, в отечественной психологии структуру психологического возраста большинство психологов оценивает от рождения до 17-18 лет на основе следующих критериев: социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, возрастных кризисов и центральных новообразований возраста.

Социальная ситуация развития – это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития – это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка с взрослыми (Л.С. Выготский). Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущий вид деятельности. Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Необходимо отметить, что появление в каждом периоде развития ведущей деятельности не отменяет предшествующую деятельность. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и, прежде всего появление новых психических образований.

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обуславливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря эмоциональному общению у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста от 1 года до 3 лет, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но, прежде всего общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста от 3 до 6 лет. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

4. Учебная деятельность младших школьников от 6-7 до 10-11 лет. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического знания.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д. Подростки включаются в качественно новую систему отношений, общения со сверстниками и с взрослыми в школе. Изменяется их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений с взрослыми, реализация самостоятельности.

В старшем школьном возрасте (15-17 лет) учебная деятельность вновь становится ведущей. Она получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни.1

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия проявляются в несоответствии новых психо-

1. Д.И. Фельдштейн. Стадиальные характеристики социализации – индивидуализации и уровни становления личности/ Хресоматия по возрастной психологии. – М., 2006

логических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми, что ведет к кризису развития.

Кризис развития. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Л.С. Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития – возрастными кризисами.

Л.С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» (Л.С. Выготский).1

Наличие кризисных периодов в развитии ребенка предполагает существование стабильных периодов. Если для них характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушительный характер развития.

На основании периодизации кризисов и стабильных периодов в развитии ребенка, выделенных Л.С. Выготским, Л.И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов:

1) младенчество – начинается кризисом новорожденности; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральное новообразование – аффективно заряженные представления;

1. Л.С. Выготский Психология развития ребенка. – М., 2006

 

2) раннее детство – начинается кризисом 1- го года; ребенок самостоятелен; взрослые начинают предъявлять к нему требования; центральное новообразование – система «Я», появляется потребность в самоутверждении;

3) дошкольное детство – начинается кризисом 3 – х лет; центральное новообразование – внутренняя позиция школьника;

4) младшее школьное детство – начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований;

5) кризис подросткового возраста – делится на две фазы: первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразование возраста.

Психологическое новообразование. Новообразование Л.С. Выготский определял как качественно новый тип личности, взаимодействующий с действительностью и отсутствующий как целое на предыдущих этапах.

«Под возрастными новообразованиями следует понимать тот тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени развития и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».2

Сегодня мы сталкиваемся с серьезными разногласиями специалистов в представлениях о возрасте. Возрастные ориентиры в современном обществе размываются, и потому все труднее удерживать единую “лестницу” возрастов. Несколько десятилетий назад такие события, как поступление в школу, в 1. О.Б. Дарвиш. Возрастная психология. М., 2005

2..Л.С. Выготский. Закономерность психического развития в онтогенезе//Возрастная и педагогическая психология:Хрестоматия.- М.,2001

пионерскую организацию, в комсомол и т.д., были жестко регламентированы

определенным хронологическим возрастом. Во взрослой жизни также были

такие ориентиры как брачный возраст, возраст начала работы. Эти

ориентиры на линии жизни индивида были относительно универсальны для представителей данного общества и служили основанием для периодизаций.

Каждому возрастному периоду приписывалась определенная характеристика, которая соответствовала требованиям общества к представителю данного возраста. Например, ребенок старше семи лет должен быть школьником. Если по каким-то причинам этого не происходило, это свидетельствовало о каком-то нарушении в развитии в социальной, психологической, физиологической областях и т.д.

Но общество как целостная система интенсивно развивается, меняется его социальная структура, набор социальных институтов, в которых, в частности, происходит взросление. Соответственно меняется и представление о ребенке, о взрослом, относящемся к какой-либо социальной структуре. Эти перемены приводят к размыванию возрастных ориентиров.

Увеличивается и сам период взросления. Сегодня, особенно в наиболее развитых европейских странах, в США, а также и в нашей стране возраст начала регулярной работы по специальности и вступления в брак все более отодвигается к рубежу тридцатилетия. Человек все дольше остается “невзрослым” – тридцатилетним тинэйджером.

Все эти социальные в своей основе явления размывают возрастные ориентиры, делают все менее четкой “идею возраста”. Однако в сознании большинства членов данной культуры остается фиксированное представление о возрасте, о задачах развития человека, основанных на ожиданиях, существующих в данной культуре, отсюда логично вытекает понятие “культурного возраста”. Такой “культурный возраст” есть своеобразная шкала, относительно которой человек выстраивает свою возрастную идентификацию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...