Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы психического развития




Основными механизмами психического развития по многочисленным данным исследований, проводившихся в различных психологических направлениях, являются интериоризация, идентификация, отчуждение, компенсация, которые направляют и наполняютсодержанием процесс становления психики, в том числе и ту ее сторону, которая связана с саморазвертыванием индивидуальных задатков. В работе этих механизмов всегда присутствует эмоциональный компонент (эмоциональное заражение, опосредование и т.д.), который регулирует деятельность и придает ей личностный смысл. Наряду с механизмами развития были выделены и механизмы психологической защиты: агрессия, вытеснение, конформизм, регрессия, рационализация, сублимация, уход в себя. Эти механизмы защиты не только частично связаны между собой, но и взаимодополняют друг друга, как отмечает Т.Д. Марцинковская.

Впервые о механизме развития заявил Ст. Холл. Он считал, что механизмом перехода с одной стадии на другую в детском возрасте является игра. Э. Клапаред также как и Ст. Холл считал игру механизмом развития. Однако дальнейшие исследования в поисках механизма развития опровергли гипотезу об игре, как механизме психического развития. Игра является лишь условием, облегчающим процесс интериоризации получаемых знаний, идентификации с персонажами, а также компенсации собственных дефектов.

Механизм интериоризации описывали в своих работах многие ученые, в том числе И.М.Сеченов, Л.С. Выготский, Э.Торндайк, Дж.Уотсон,

В. Штерн, А. Бандура.

Понятие идентификации было открыто З.Фрейдом. Он считал, что часть структуры личности «Супер-Эго» формируется в процессе жизни ребенка, а не является врожденной. Механизмом ее развития является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием «Супер-Эго». На основе амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации, у мальчиков формируется комплекс Эдипа, а у девочек комплекс Электры. Посредством эмоциональной насыщенности процесса отожествления намного эффективней присваиваются черты объекта идентификации, а также определяется вектор направленности развития детей.

Последующие исследование идентификации в науке показали, что круг людей, с которые отожествляет себя ребенок значительно шире, и не строится только по половому признаку, как описано З.Фрейдом.

Механизм отчуждения был описан в трудах А.Маслоу. А.Маслоу говорил, что личность стремиться к самоактуализации в обществе, но общество пытается сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, индивидуальности, стремясь сделать ее конформной. Отчуждение, сохраняя «Самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и тем самым лишает ее возможности самоактуализироваться. Основная задача личностного развития человека - это сохранение равновесия между двумя механизмами, т.е. идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития самосознания. Такой подход дает возможность человеку эффективно общаться с окружающими и оставаться самим собой.

Следующий механизм, который был выделен А.Адлером, – это механизм компенсации. Он определил четыре вида компенсации: неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию или уход в болезнь. Особенность этого механизма заключается в том, что он описывает влияние на процесс развития не только внешних, социальных факторов, таких как интериоризация и идентификация, но и внутренних, таких как способности человека, его индивидуальные особенности.

Все описанные механизмы развития интериоризация, идентификация, отчуждение, компенсация, играют разную роль в становлении психики конкретного человека в течение жизни.

В раннем детстве на первый план выходят такие механизмы как интериоризация культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок, а также идентификация с окружающими его людьми.

В зрелом возрасте и, особенно в пожилом эти механизмы уже не играют особой роли. Проблема заключается в том, что для формирования новых знаний требуются большие усилия, а также их трудно наполнить эмоциональными переживаниями, чтобы сформировать новые мотивы. Поэтому пожилым людям сложно сформировать новые ролевые отношения, они с трудом привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других.

Механизм идентификации становится также не столь значимым, так как группа общения - это друзья, семья уже создана и в этом возрасте не пересматривается. Поэтому в этом возрасте адаптация к новой среде как к социальной, культурной, так и экологической вызывает определенные затруднения.

Значение механизма отчуждения с возрастом только усиливается, особенно в зрелом возрасте, что связано с осознанием себя, своей личной целостности и уникальности и желанием закрыть свой внутренний мир от чужого вмешательства. В пожилом возрасте активность механизма отчуждения в основном снижается.

В процессе онтогенеза значение механизма компенсации возрастает. Полноценное функционирование этого механизма в первые годы жизни ребенка зависит от правильного отношения к нему взрослых с учетом понимания его индивидуальности.

В последующих возрастах возможности компенсации возрастают по мере осознания своих личностных качеств. В пожилом возрасте роль компенсации имеет тенденцию к возрастанию. Так как действие механизма направлено не столько на компенсацию индивидуальных слабостей, а, сколько на свои потери – здоровья, физических сил, статуса, группы поддержки. Поэтому задачей психолога в работе с пожилыми людьми является развитие данного механизма. В то же время необходимо учитывать, что пожилой человек может уйти в мнимую компенсацию, как правило, в болезнь, преувеличивая свои болезни и немощи, чтобы вызвать к себе интерес и жалость или добиться ощутимых материальных привилегий. Для решения этой проблемы необходимо обучение пожилых людей новым видам деятельности, развитию креативности, появлению новых увлечений и различных форм творчества.

Наряду с механизмами, обогащающими психику ребенка новым содержанием, существуют защитные механизмы, позволяющие преодолеть те барьеры и личностные конфликты, которые возникают у человека в процессе развития. З. Фрейд является основоположником учения о защитных механизмах. Он выделял следующие механизмы: вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

В современной психологии развития выделяются защитные механизмы, направленные на преодоление внутри личностных конфликтов, и механизмы, которые оптимизируют общение человека с окружающими его людьми.

1. Психология развития/Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...