Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крестьянская война 1524 – 1525 гг. в Германии.




Совершенно иной размах приняли крестьянские волне­ния, которые начались в июне 1524 г. на юго-западе Германии. Они постепенно разрослись в самое крупное восстание крестьян в Запад­ной Европе за весь период средневековья и раннего нового времени. Три основных района восстания находились в Швабии, Франконии и в Средней Германии — Тюрингии и Саксонии. Это была полоса густонаселенных земель в 150—250 км шириной, протянувшаяся от Швейцарии на север и северо-восток примерно на 500 км. Повстан­ческое движение развивалось также на западе, в Эльзасе, и на востоке, главным образом в горных областях Тироля и владениях зальцбургского архиепископа.

Причины Крестьянской войны были многообразны. Прежде все­го к ним относится наступление феодалов на позиции крестьян, ущемление их экономических, социальных, правовых интересов. Возросшая роль рынка и денег побуждала светских и церковных феодалов изменять уже устоявшиеся обычаи. Они стремились повысить платежи и повинности зависимого деревенского населения, а также урезать права общин на альменду. Одновременно территори­альные власти ограничивали автономию и самоуправление сельских общин. Между тем в деревенском мире как раз в ту пору стал терять свою устойчивость авторитет властей, особенно церковных, чему способствовала обстановка Реформации. В отличие от преж­них проявлений социального протеста, крестьяне теперь выступали против “новшеств”, ухудшавших их положение, обращаясь не толь­ко к “старому праву”, к традиции, но и к кормам “божественного права”, к Евангелию.

К ак и в других крестьянских восстаниях, народное движение в Германии развивалось стихийно, в стремлениях основной массы восставших господствовали чисто местные интересы, действия круп­ных групп повстанцев были разрозненными. Новшеством стало уме­ние немецких крестьян организовываться, с использованием опыта ландскнехтов, в многотысячные военные отряды с выборными ко­мандирами, но дисциплина в этом войске оставалась традиционно слабой. В целом движение при общем колоссальном размахе — что и дало ему название Крестьянской войны — представляло собой совокупность отдельных выступлений. По мере расширения восста­ния они вовлекли в свою орбиту также часть населения городов, главным образом небольших, некоторых дворян, группы горнорабо­чих. Перерастая, таким образом, рамки собственно крестьянской борьбы, повстанческое движение в период своей кульминации зна­чительно шире, чем в начальной фазе, использовало методы откры­того насилия. Особенностью Крестьянской войны стала важная роль, которую сыграли в ней народные проповедники — сторонники Реформации.

Первые.выступления крестьян начались летом 1524 г. в дерев­нях на Верхнем Рейне, в районе, расположенном вблизи швейцар­ской границы. Крестьяне отказались выполнять новые нормы бар­щины у своих господ, но были готовы нести повинности по старым распорядкам. Господа были упрямы, власти поначалу невниматель­ны, а когда спохватились и попытались прекратить смуту перегово­рами, она уже разрослась и вскоре охватила обширные земли между Верхним Рейном и Верхним Дунаем. На Сходках крестьяне состав­ляли перечни несправедливостей и выдвигали собственные требова­ния. Появились призывы не выполнять барщины вообще, не пла­тить никаких платежей, свободно пользоваться лесами и водами, разгромить монастыри, не подчиняться никакой власти, кроме Бога.

Начали образовываться первые крестьянские отряды. Команди­ром одного из них выбрали крестьянина Ганса Мюллера, который в свое время служил наемником и был опытен в военном деле. Осенью 1S24 г. со своим отрядом в 800 человек он направился в поход по деревням Шварцвальда, призывая крестьян самим помочь себе. К концу похода образовалось уже три вооруженных отряда, насчитывавших 4500 человек.

Первая попытка в декабре 1524 г. разбить восставших ни к чему не привела: один из отрядов потерпел поражение, но восстание только сильнее разрослось. Власти, выгадывая время и собирая си­лы, повели долгие переговоры о мирном, основанном на компромис­сах решении всех конфликтов. В Швабии они возлагали надежды ка войска Швабского союза, в который входили южногерманские князья, подчинившие его своим интересам, дворяне и 22 имперских города. Союз имел отряды наемников, но основная их. часть как раз в это время участвовала в войне императора с Францией на италь­янской территории и пока не могла помочь в подавлении восстания. Командовал войсками союза Георг фон Вальдбург.

Восстание в Швабии.Программа "12 статей". Начало 1525 г. было ознаменовано подъемом движения, весной вступившим в свою наивысшую фазу. К марту в Швабии существовали уже 6 крупных вооруженных отрядов, насчитывавших до 40 тысяч человек. Число коллективных крестьянских жалоб и наказов, которые принимались на деревенских сходках и в лагерях отрядов, к этой поре исчисля­лось сотнями. Назрела необходимость выделить из них самое глав­ное, чтобы сделать дальнейший шаг — попытаться перейти к еди­ным действиям, 6 и 7 марта в городе Меммкнгене с этой целью собрались руководители отрядов. Еще раньше один из них, кузнец Ульрих Шмидт, убежденный лютеранин, выступавший против на­сильственных действий повстанцев, за мирное решение крестьян­ских проблем путем переговоров с господами и властями, поручи,! подготовить свод основных жалоб и требований двум опытным лю­дям. Это были Шаппелер, цвинглианский проповедник, и Лотцер, подмастерье скорняка, хорошо знавший Библию и ставший писцом одного из отрядов, Они-то и составили главный программный доку­мент Крестьянской войны — “12 статей”. 19 марта 1525 г. статьи были напечатаны и получили широчайший резонанс.

В отличие от той части повстанцев, которая брала штурмом замки и монастыри, разрушала их, попутно грабя их запасы и винные погреба, составители “12 статей" стремились продемонстри­ровать свои мирные намерения. Статьи сопровождались многочис­ленными ссылками на Евангелие и введением, где утверждалось, что крестьяне не являются мятежниками. В первой статье програм­мы выдвигалось требование, навеянное идеями Реформации, — право выбора общиной своего священника, который должен пропо­ведовать истинное Евангелие. Далее указывалось, что крестьяне предлагают содержать его за счет “большой десятины”, платить которую они были согласны. Зато “малую десятину” со скота и огорода они требовали отменить. Самыми радикальными были статьи, в которых твердо говорилось о необходимости отмены лич­ной несвободы и связанного с ней посмертного побора с наследства. Другие статьи требовали возвратить общинам захваченные земли, поля и луга, а господ лишить привилегий на рыбную ловлю, пользо­вание лесом, на охоту — это должно было стать правом всех членов общины. В статьях содержались требования сократить, хотя н не отменить вовсе, барщину, оброк, другие повинности; отвергался произвол судов, им предлагалось при вынесении наказаний опи­раться на прежний писаный закон. В целом требования были направлены не только на защиту интересов крестьян от произвола, но и на повышение роли их общин. Возвращение им утраченных зе­мель, право независимо выбирать священника должны были укре­пить их автономию, возможность самоуправления, что имело важ­ное политико-правовое значение. В последней статье еще раз под­черкивались мирные цели крестьян: если на основе Писания будет доказано, что требования восставших несправедливы, они готовы отказаться от своих предложений.

Различные группы повстанцев по-разному воспринимали про­грамму “12 статей'*. Для одних она оказалась воплощением их чая­ний, которые получили в ней ясное, да еще подкрепленное Еванге­лием выражение, другие, настроенные более радикально, видели в статьях минимальную основу своих требований, которая могла быть расширена, а главное — дополнена практическими действиями. В Меммингене в дни мартовского совещания руководства повстанцев “12 статей” были приняты тремя отрядами, которые решили соста­вить общее “Христианское объединение”. Правда, единое командо­вание военной силой при этом не было создано, отряды лишь изве­щали друг друга о своих действиях и планах. Объединение повело переговоры со Швабским союзом, между сторонами было заключено перемирие.

Опора на чисто правовое решение крестьянских проблем, дол­гий поиск компромисса устраивали отнюдь не всех повстанцев. Конец марта — начало апреля 1525 г. ознаменовались штурма­ми монастырей и замков, в которых участвовало значительное чис­ло повстанцев. Один из проповедников, стоявший во главе крупного отряда, приказал казнить нескольких католических священников и дворян. Умеренные руководители, в том числе Ульрих Шмидт, ока­зались не в состоянии контролировать положение. Несоблюдением перемирия воспользовался командующий Швабского союза и в свою очередь нарушил его.

Тактикой Швабского союза стал методичный разгром восстав­ших по частям. Дипломатия, переговоры также шли в ход. При посредничестве ряда городов Швабский союз добился нового важно­го успеха: 17 апреля в Вейнгаргене был заключен мирный договор с одним из самых крупных отрядов в 12 тысяч человек. Повстанцы обязались быть послушными господам, если их жалобы будут рас­смотрены и никаких наказаний за участие в восстании не последует. Вейнгартенский договор позволил войскам Швабского союза двинуться во Франконию, где восстание вступило в свою высшую фазу. Лютер приветствовал договор как “милость Божию в это ужасное время”.

Восстание во Франконии. Гейльброннская программа. Кресть­янское движение во Франконии, начавшееся в марте 1525 г., быстро набирало силу. Здесь также возникло несколько больших повстан­ческих отрядов, начались многочисленные штурмы и сожжения замков и монастырей. Особый отклик по всей Германии вызвала казнь восставшими графа Людвига фон Хельфенштейна, который с оружием в руках выступил против крестьян. Захватив его в плен, крестьяне прогнали графа и 13 его приближенных сквозь строй с выставленными пиками.

Методы действий повстанцев, нередко под угрозой силы вынуж­давших население оказывать нм помощь или присоединяться к ним, в принципе совпадали с тем, что советовал анонимный документ, распространявшийся с начала мая 1525 г. Автор этой программы, “Статейного письма”, предла­гал создавать для освобождения “простого бедного человека" от тягот “христианские объединения”. Цель этого — избежать воору­женной борьбы и кровопролития. К тем, кто не примкнет к объеди­нению, применяется светское отлучение — с ними следует обра­щаться как с отрезанной, мертвой частью тела. Замки и монастыри объявляются находящимися в светском отлучении немедленно. Иными словами, анонимный автор исходил из принципа перехода власти к народу, который противостоит господам и сам решает, не считаясь ни с какими существующими властями, что нужно делать со своими противниками. О компромиссах и соглашениях в “Ста­тейном письме'’ речь не идет. Оно выразило одну из характерных тенденций Крестьянской войны, сформулировав радикальные прин­ципы, которые крестьянская масса нередко воплощала на практике, даже ничего не зная о “Статейном письме”.

Во Франконии, богатой городами, поддержку повстанцам оказа­ли главным образом небольшие города полуаграрного типа, тесно связанные со своей округой. Рыцарство здесь было многочисленным, и из его среды вышли люди, возглавившие крестьянские отряды. Но если разорившийся дворянин Флориан Гейер искренне поддерживал крестьян, то авантюристически настроенный рыцарь Гец фон Бер- лихинген по прозвищу Железная Рука позже сам признавался, что стал командиром отрада, чтобы не допустить “неразумных” дейст­вий повстанцев.

Как и в Швабии, во Франконии крестьяне действовали разроз­ненно, но решили обсудить возможность общих действий и про­грамм. В городе Гейльбронне был намечен в мае 1525 г. съезд делегатов от крестьянских отрядов. Он, однако, не состоялся нз-за вестей о разгроме Швабским союзом вюртембергских крестьян и приближении его войска. Не обсужденной, только в виде проекта, □сталась “Гейльброннская программа", подготовленная Венделем Гиплером, начальником палевой канцелярии одного из отрядов, и Фридрихом Вейгандом, бывшим городским казначеем.

Содержание Гейльброннской программы ярко отразило разно­родный состав франконского движения. В ней нашли выражение интересы и крестьянства, и бюргерства, и дворянства. Здесь предла­галась всеобщая реформа, затрагивающая мирян и духовных лиц, города и деревни. Видимо, программа должна была служить допол­нением к “12 статьям”, поэтому собственно крестьянских требова­ний в ней немного, но на пользу деревне должны были пойти пред­лагавшиеся преобразования общего характера. Г лавная цель проек­та — усиление центральной власти императора в противовес князь­ям. Они должны были стать лишь должностными лицами империи. Церковные имущества подлежали секуляризации, а из этого фонда следовало наделить землей рыцарство — идея, которую в свое время развивал еще Ульрих фон Гуттен, Духовенство следовало отстра­нить от власти в светских делах. Крестьянам программа обещала отмену личной зависимости и возможность выкупить феодальные повинности за взнос, равный их 20-летней стоимости. Это могли бы сделать только зажиточные крестьяне. Больше всего проект сулил горожанам:.установление единых монеты, мер и веса, отмену внут­ренних таможенных сборов, выборный суд и влиятельное предста­вительство при принятии законов. Предлагалось запретить деятельность круп­ных торгово-ростовщических компаний — горожане часто обвиняли их в стремлении к монополии.

Гейльброннская программа была главным документом из числа появившихся в атмосфере Крестьянской войны, в котором выдвига­лось требование важного общегосударственного значения — центра­лизации страны. Ряд мер, которые предусматривались в программе, мог бы при их реализации существенно продвинуть хозяйственное развитие Германии и ее правовые порядки. Программа, однако, осталась лишь утопией.

Войскам Швабского союза удалось наголову разбить франкон­ские отряды. Их били поодиночке. Флориан Гейер погиб в бою. Тысячи схваченных повстанцев были подвергнуты суровым наказа­ниям, руководители — жесточайшим пыткам и казни, часть кресть­ян — ослеплению. Господа мстили за пережитый ими страх. Распра­вившись с повстанцами во Франконии, войска Швабского союза вернулись в Швабию и добили там оставшихся мятежников с по­мощью самих же крестьян, соблюдавших Вейнгаргенский договор.

События Крестьянской войны в Средней Германии. Наиболее активно повстанческое движение в Средней Германии развернулось в Тюрингии и Саксонии. Здесь отряды также занимали замки и монастыри, вступали в союзы или конфликты с городами. Хотя в движении участвовали и плебейская часть городского населения, и некоторые горнорабочие, в целом властям удалось различными посулами удержать основную массу горнорабочих от враждебных дей­ствий.

Важную роль в воздействии на умы повстанцев сыграл Томас Мюнцер. Магистрат оказался под влиянием Мюнцера и его сторонников, а также другого народного проповедника, Генриха Пфейффера, уроженца города. Полного со­гласия в тактике между Мюнцером и Пфейффером не было, но оба стремились вдохновить повстанцев на борьбу. Под влиянием общей атмосферы Крестьянской войны взгляды Мюнцера еще больше радикализовались. Он призывал к самому широкому объединению усилий города и деревни, к участию в восстании не только крестьян, но и горнорабочих, и уже Этим отличался от массы повстанцев, которые обычно не поднимались над узко местными интересами. Мюнцер пророчил скорый конец “безбожным тиранам" и переход власти к простому народу, смело грозил местным графам, утверж­дая, что крестьянские отряды действуют по прямому повелению Господа. Он звал не к компромиссам, а к решительной борьбе за свои права.

Крупный военный лагерь повстанцев образовался у Франкенхаузена в Тюрингии. Княжеские войска применили против мятежников артиллерию. Среди повстан­цев поднялась паника, за бегущими устремилась княжеская конни­ца, солдаты устроили резню, которая продолжалась и на улицах Франкенхаузена. С восстанием в Тюрингии было покончено.

Завершение Крестьянской войны. Уже к лету 1525 г. главные районы Крестьянской войны были усмирены войсками Швабского союза и князей, но возмущение все еще проявлялось в разных местах. Последнюю из вспышек подавили лишь в декабре этого года.

Уже после ее завершения на юго-западе Германии развернулось восстание крестьян и горнорабочих в Тироле, произошли выступле­ния крестьянских отрядов в Зальцбургском архиепископстве.. Во главе движения стоял бывший секретарь архиепископа Михаил Гайсмайер. В начале 1526 г. он составил для Тироля программу важнейших преобразований — “Земское устрой­ство". Реальные планы, которые хотел бы осуществить Гайсмайер в случае победы, сочетались здесь с утопией, одной из многих в ту эпоху. В “Земском устройстве” речь шла об установлении в Тироле республиканских порядков. Государству отводилась важная роль в хозяйственных делах. Горнорудное дело должно было стать его соб­ственностью, а прибыль — идти на покрытие расходов республики. Намечалась мелиорация болот и освоение пустошей для выращива­ния зерновых культур, чтобы Тироль смог избавиться от необходи­мости ввозить хлеб. Предусматривалось ввести государственную мо­нополию торговли, за счет десятины организовать помощь бедным, после роспуска монастырей устроить в их зданиях госпитали и при­юты для детей. В стране должно было полностью восторжествовать равенство, поэтому городские стены намечалось снести, чтобы горо­дов не стало, за исключением Бриксена и Триента. Всех ремеслен­ников следовало собрать в одно место — в Бриксен, деятельность хупцов прекратить. Для постижения Божьего слова в Тироле пред­полагалось создать высшую школу, а все ненужные книги сжечь. Как и другие программы участников Крестьянской войны, “Земское устройство" осталось лишь проектом. Несмотря на ряд военных успехов отрядов Гайсмайера, войска князей и Швабского союза постепенно окружили повстанцев. Гайсмайеру удалось через горы вывести часть восставших во владения Венеции. Он готовился к продолжению войны с Габсбургами, но был убит подосланным убий­цей.

Итоги Крестьянской войны. Крестьянская война в Германии потерпела поражение. Войска Швабского союза и князей уже доби­вали в разных районах повстанцев, когда вышло в свет сочинение Лютера “Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян". В этом памфлете Лютер с ненавистью осуждал мятеж и, захлестнутый яростью, призывал “рубить, душить, колоть” повстанцев “как бе­шеных собак1’. Усмирители восстания действовали подобным обра­зом и без его призыва, но с этого времени Лютер твердо связал свою судьбу с существующими властями. Бюргерство, за исключением малой радикальной части, разделяло его отвращение к мятежу, хотя той Лютера даже ряду его сторонников показался чрезмерно рез­ким. Лютеранская Реформация продолжалась, ей удалось добиться успеха во многих северогерманских городах.

Поражение Крестьянской войны укрепило взаимосвязи люте­ранской Реформации с властью князей и магистратов. Сама эта власть окрепла. Политическое значение крестьянских общин, на­против, было повсеместно подорвано. Правда, в ряде районов власти и господа после Крестьянской войны не только наказывали кресть­ян, налагали на них громадные штрафы, заставляли восстанавли­вать разрушенное и сожженное. Они пошли и на некоторые уступки, частично реализуя программу “12 статей”, чтобы разрядить социальную напряженность в стране. За настроениями крестьянства внимательно следили, стремясь постоянно контролировать их, в том числе с помощью пастырей земских лютеранских церквей. В като­лических землях то же самое делалось с помощью местного клира и монашества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...