Крестьянская война 1524 – 1525 гг. в Германии.
Совершенно иной размах приняли крестьянские волнения, которые начались в июне 1524 г. на юго-западе Германии. Они постепенно разрослись в самое крупное восстание крестьян в Западной Европе за весь период средневековья и раннего нового времени. Три основных района восстания находились в Швабии, Франконии и в Средней Германии — Тюрингии и Саксонии. Это была полоса густонаселенных земель в 150—250 км шириной, протянувшаяся от Швейцарии на север и северо-восток примерно на 500 км. Повстанческое движение развивалось также на западе, в Эльзасе, и на востоке, главным образом в горных областях Тироля и владениях зальцбургского архиепископа. Причины Крестьянской войны были многообразны. Прежде всего к ним относится наступление феодалов на позиции крестьян, ущемление их экономических, социальных, правовых интересов. Возросшая роль рынка и денег побуждала светских и церковных феодалов изменять уже устоявшиеся обычаи. Они стремились повысить платежи и повинности зависимого деревенского населения, а также урезать права общин на альменду. Одновременно территориальные власти ограничивали автономию и самоуправление сельских общин. Между тем в деревенском мире как раз в ту пору стал терять свою устойчивость авторитет властей, особенно церковных, чему способствовала обстановка Реформации. В отличие от прежних проявлений социального протеста, крестьяне теперь выступали против “новшеств”, ухудшавших их положение, обращаясь не только к “старому праву”, к традиции, но и к кормам “божественного права”, к Евангелию. К ак и в других крестьянских восстаниях, народное движение в Германии развивалось стихийно, в стремлениях основной массы восставших господствовали чисто местные интересы, действия крупных групп повстанцев были разрозненными. Новшеством стало умение немецких крестьян организовываться, с использованием опыта ландскнехтов, в многотысячные военные отряды с выборными командирами, но дисциплина в этом войске оставалась традиционно слабой. В целом движение при общем колоссальном размахе — что и дало ему название Крестьянской войны — представляло собой совокупность отдельных выступлений. По мере расширения восстания они вовлекли в свою орбиту также часть населения городов, главным образом небольших, некоторых дворян, группы горнорабочих. Перерастая, таким образом, рамки собственно крестьянской борьбы, повстанческое движение в период своей кульминации значительно шире, чем в начальной фазе, использовало методы открытого насилия. Особенностью Крестьянской войны стала важная роль, которую сыграли в ней народные проповедники — сторонники Реформации.
Первые.выступления крестьян начались летом 1524 г. в деревнях на Верхнем Рейне, в районе, расположенном вблизи швейцарской границы. Крестьяне отказались выполнять новые нормы барщины у своих господ, но были готовы нести повинности по старым распорядкам. Господа были упрямы, власти поначалу невнимательны, а когда спохватились и попытались прекратить смуту переговорами, она уже разрослась и вскоре охватила обширные земли между Верхним Рейном и Верхним Дунаем. На Сходках крестьяне составляли перечни несправедливостей и выдвигали собственные требования. Появились призывы не выполнять барщины вообще, не платить никаких платежей, свободно пользоваться лесами и водами, разгромить монастыри, не подчиняться никакой власти, кроме Бога. Начали образовываться первые крестьянские отряды. Командиром одного из них выбрали крестьянина Ганса Мюллера, который в свое время служил наемником и был опытен в военном деле. Осенью 1S24 г. со своим отрядом в 800 человек он направился в поход по деревням Шварцвальда, призывая крестьян самим помочь себе. К концу похода образовалось уже три вооруженных отряда, насчитывавших 4500 человек.
Первая попытка в декабре 1524 г. разбить восставших ни к чему не привела: один из отрядов потерпел поражение, но восстание только сильнее разрослось. Власти, выгадывая время и собирая силы, повели долгие переговоры о мирном, основанном на компромиссах решении всех конфликтов. В Швабии они возлагали надежды ка войска Швабского союза, в который входили южногерманские князья, подчинившие его своим интересам, дворяне и 22 имперских города. Союз имел отряды наемников, но основная их. часть как раз в это время участвовала в войне императора с Францией на итальянской территории и пока не могла помочь в подавлении восстания. Командовал войсками союза Георг фон Вальдбург. Восстание в Швабии.Программа "12 статей". Начало 1525 г. было ознаменовано подъемом движения, весной вступившим в свою наивысшую фазу. К марту в Швабии существовали уже 6 крупных вооруженных отрядов, насчитывавших до 40 тысяч человек. Число коллективных крестьянских жалоб и наказов, которые принимались на деревенских сходках и в лагерях отрядов, к этой поре исчислялось сотнями. Назрела необходимость выделить из них самое главное, чтобы сделать дальнейший шаг — попытаться перейти к единым действиям, 6 и 7 марта в городе Меммкнгене с этой целью собрались руководители отрядов. Еще раньше один из них, кузнец Ульрих Шмидт, убежденный лютеранин, выступавший против насильственных действий повстанцев, за мирное решение крестьянских проблем путем переговоров с господами и властями, поручи,! подготовить свод основных жалоб и требований двум опытным людям. Это были Шаппелер, цвинглианский проповедник, и Лотцер, подмастерье скорняка, хорошо знавший Библию и ставший писцом одного из отрядов, Они-то и составили главный программный документ Крестьянской войны — “12 статей”. 19 марта 1525 г. статьи были напечатаны и получили широчайший резонанс. В отличие от той части повстанцев, которая брала штурмом замки и монастыри, разрушала их, попутно грабя их запасы и винные погреба, составители “12 статей" стремились продемонстрировать свои мирные намерения. Статьи сопровождались многочисленными ссылками на Евангелие и введением, где утверждалось, что крестьяне не являются мятежниками. В первой статье программы выдвигалось требование, навеянное идеями Реформации, — право выбора общиной своего священника, который должен проповедовать истинное Евангелие. Далее указывалось, что крестьяне предлагают содержать его за счет “большой десятины”, платить которую они были согласны. Зато “малую десятину” со скота и огорода они требовали отменить. Самыми радикальными были статьи, в которых твердо говорилось о необходимости отмены личной несвободы и связанного с ней посмертного побора с наследства. Другие статьи требовали возвратить общинам захваченные земли, поля и луга, а господ лишить привилегий на рыбную ловлю, пользование лесом, на охоту — это должно было стать правом всех членов общины. В статьях содержались требования сократить, хотя н не отменить вовсе, барщину, оброк, другие повинности; отвергался произвол судов, им предлагалось при вынесении наказаний опираться на прежний писаный закон. В целом требования были направлены не только на защиту интересов крестьян от произвола, но и на повышение роли их общин. Возвращение им утраченных земель, право независимо выбирать священника должны были укрепить их автономию, возможность самоуправления, что имело важное политико-правовое значение. В последней статье еще раз подчеркивались мирные цели крестьян: если на основе Писания будет доказано, что требования восставших несправедливы, они готовы отказаться от своих предложений.
Различные группы повстанцев по-разному воспринимали программу “12 статей'*. Для одних она оказалась воплощением их чаяний, которые получили в ней ясное, да еще подкрепленное Евангелием выражение, другие, настроенные более радикально, видели в статьях минимальную основу своих требований, которая могла быть расширена, а главное — дополнена практическими действиями. В Меммингене в дни мартовского совещания руководства повстанцев “12 статей” были приняты тремя отрядами, которые решили составить общее “Христианское объединение”. Правда, единое командование военной силой при этом не было создано, отряды лишь извещали друг друга о своих действиях и планах. Объединение повело переговоры со Швабским союзом, между сторонами было заключено перемирие.
Опора на чисто правовое решение крестьянских проблем, долгий поиск компромисса устраивали отнюдь не всех повстанцев. Конец марта — начало апреля 1525 г. ознаменовались штурмами монастырей и замков, в которых участвовало значительное число повстанцев. Один из проповедников, стоявший во главе крупного отряда, приказал казнить нескольких католических священников и дворян. Умеренные руководители, в том числе Ульрих Шмидт, оказались не в состоянии контролировать положение. Несоблюдением перемирия воспользовался командующий Швабского союза и в свою очередь нарушил его. Тактикой Швабского союза стал методичный разгром восставших по частям. Дипломатия, переговоры также шли в ход. При посредничестве ряда городов Швабский союз добился нового важного успеха: 17 апреля в Вейнгаргене был заключен мирный договор с одним из самых крупных отрядов в 12 тысяч человек. Повстанцы обязались быть послушными господам, если их жалобы будут рассмотрены и никаких наказаний за участие в восстании не последует. Вейнгартенский договор позволил войскам Швабского союза двинуться во Франконию, где восстание вступило в свою высшую фазу. Лютер приветствовал договор как “милость Божию в это ужасное время”. Восстание во Франконии. Гейльброннская программа. Крестьянское движение во Франконии, начавшееся в марте 1525 г., быстро набирало силу. Здесь также возникло несколько больших повстанческих отрядов, начались многочисленные штурмы и сожжения замков и монастырей. Особый отклик по всей Германии вызвала казнь восставшими графа Людвига фон Хельфенштейна, который с оружием в руках выступил против крестьян. Захватив его в плен, крестьяне прогнали графа и 13 его приближенных сквозь строй с выставленными пиками. Методы действий повстанцев, нередко под угрозой силы вынуждавших население оказывать нм помощь или присоединяться к ним, в принципе совпадали с тем, что советовал анонимный документ, распространявшийся с начала мая 1525 г. Автор этой программы, “Статейного письма”, предлагал создавать для освобождения “простого бедного человека" от тягот “христианские объединения”. Цель этого — избежать вооруженной борьбы и кровопролития. К тем, кто не примкнет к объединению, применяется светское отлучение — с ними следует обращаться как с отрезанной, мертвой частью тела. Замки и монастыри объявляются находящимися в светском отлучении немедленно. Иными словами, анонимный автор исходил из принципа перехода власти к народу, который противостоит господам и сам решает, не считаясь ни с какими существующими властями, что нужно делать со своими противниками. О компромиссах и соглашениях в “Статейном письме'’ речь не идет. Оно выразило одну из характерных тенденций Крестьянской войны, сформулировав радикальные принципы, которые крестьянская масса нередко воплощала на практике, даже ничего не зная о “Статейном письме”.
Во Франконии, богатой городами, поддержку повстанцам оказали главным образом небольшие города полуаграрного типа, тесно связанные со своей округой. Рыцарство здесь было многочисленным, и из его среды вышли люди, возглавившие крестьянские отряды. Но если разорившийся дворянин Флориан Гейер искренне поддерживал крестьян, то авантюристически настроенный рыцарь Гец фон Бер- лихинген по прозвищу Железная Рука позже сам признавался, что стал командиром отрада, чтобы не допустить “неразумных” действий повстанцев. Как и в Швабии, во Франконии крестьяне действовали разрозненно, но решили обсудить возможность общих действий и программ. В городе Гейльбронне был намечен в мае 1525 г. съезд делегатов от крестьянских отрядов. Он, однако, не состоялся нз-за вестей о разгроме Швабским союзом вюртембергских крестьян и приближении его войска. Не обсужденной, только в виде проекта, □сталась “Гейльброннская программа", подготовленная Венделем Гиплером, начальником палевой канцелярии одного из отрядов, и Фридрихом Вейгандом, бывшим городским казначеем. Содержание Гейльброннской программы ярко отразило разнородный состав франконского движения. В ней нашли выражение интересы и крестьянства, и бюргерства, и дворянства. Здесь предлагалась всеобщая реформа, затрагивающая мирян и духовных лиц, города и деревни. Видимо, программа должна была служить дополнением к “12 статьям”, поэтому собственно крестьянских требований в ней немного, но на пользу деревне должны были пойти предлагавшиеся преобразования общего характера. Г лавная цель проекта — усиление центральной власти императора в противовес князьям. Они должны были стать лишь должностными лицами империи. Церковные имущества подлежали секуляризации, а из этого фонда следовало наделить землей рыцарство — идея, которую в свое время развивал еще Ульрих фон Гуттен, Духовенство следовало отстранить от власти в светских делах. Крестьянам программа обещала отмену личной зависимости и возможность выкупить феодальные повинности за взнос, равный их 20-летней стоимости. Это могли бы сделать только зажиточные крестьяне. Больше всего проект сулил горожанам:.установление единых монеты, мер и веса, отмену внутренних таможенных сборов, выборный суд и влиятельное представительство при принятии законов. Предлагалось запретить деятельность крупных торгово-ростовщических компаний — горожане часто обвиняли их в стремлении к монополии. Гейльброннская программа была главным документом из числа появившихся в атмосфере Крестьянской войны, в котором выдвигалось требование важного общегосударственного значения — централизации страны. Ряд мер, которые предусматривались в программе, мог бы при их реализации существенно продвинуть хозяйственное развитие Германии и ее правовые порядки. Программа, однако, осталась лишь утопией. Войскам Швабского союза удалось наголову разбить франконские отряды. Их били поодиночке. Флориан Гейер погиб в бою. Тысячи схваченных повстанцев были подвергнуты суровым наказаниям, руководители — жесточайшим пыткам и казни, часть крестьян — ослеплению. Господа мстили за пережитый ими страх. Расправившись с повстанцами во Франконии, войска Швабского союза вернулись в Швабию и добили там оставшихся мятежников с помощью самих же крестьян, соблюдавших Вейнгаргенский договор. События Крестьянской войны в Средней Германии. Наиболее активно повстанческое движение в Средней Германии развернулось в Тюрингии и Саксонии. Здесь отряды также занимали замки и монастыри, вступали в союзы или конфликты с городами. Хотя в движении участвовали и плебейская часть городского населения, и некоторые горнорабочие, в целом властям удалось различными посулами удержать основную массу горнорабочих от враждебных действий. Важную роль в воздействии на умы повстанцев сыграл Томас Мюнцер. Магистрат оказался под влиянием Мюнцера и его сторонников, а также другого народного проповедника, Генриха Пфейффера, уроженца города. Полного согласия в тактике между Мюнцером и Пфейффером не было, но оба стремились вдохновить повстанцев на борьбу. Под влиянием общей атмосферы Крестьянской войны взгляды Мюнцера еще больше радикализовались. Он призывал к самому широкому объединению усилий города и деревни, к участию в восстании не только крестьян, но и горнорабочих, и уже Этим отличался от массы повстанцев, которые обычно не поднимались над узко местными интересами. Мюнцер пророчил скорый конец “безбожным тиранам" и переход власти к простому народу, смело грозил местным графам, утверждая, что крестьянские отряды действуют по прямому повелению Господа. Он звал не к компромиссам, а к решительной борьбе за свои права. Крупный военный лагерь повстанцев образовался у Франкенхаузена в Тюрингии. Княжеские войска применили против мятежников артиллерию. Среди повстанцев поднялась паника, за бегущими устремилась княжеская конница, солдаты устроили резню, которая продолжалась и на улицах Франкенхаузена. С восстанием в Тюрингии было покончено. Завершение Крестьянской войны. Уже к лету 1525 г. главные районы Крестьянской войны были усмирены войсками Швабского союза и князей, но возмущение все еще проявлялось в разных местах. Последнюю из вспышек подавили лишь в декабре этого года. Уже после ее завершения на юго-западе Германии развернулось восстание крестьян и горнорабочих в Тироле, произошли выступления крестьянских отрядов в Зальцбургском архиепископстве.. Во главе движения стоял бывший секретарь архиепископа Михаил Гайсмайер. В начале 1526 г. он составил для Тироля программу важнейших преобразований — “Земское устройство". Реальные планы, которые хотел бы осуществить Гайсмайер в случае победы, сочетались здесь с утопией, одной из многих в ту эпоху. В “Земском устройстве” речь шла об установлении в Тироле республиканских порядков. Государству отводилась важная роль в хозяйственных делах. Горнорудное дело должно было стать его собственностью, а прибыль — идти на покрытие расходов республики. Намечалась мелиорация болот и освоение пустошей для выращивания зерновых культур, чтобы Тироль смог избавиться от необходимости ввозить хлеб. Предусматривалось ввести государственную монополию торговли, за счет десятины организовать помощь бедным, после роспуска монастырей устроить в их зданиях госпитали и приюты для детей. В стране должно было полностью восторжествовать равенство, поэтому городские стены намечалось снести, чтобы городов не стало, за исключением Бриксена и Триента. Всех ремесленников следовало собрать в одно место — в Бриксен, деятельность хупцов прекратить. Для постижения Божьего слова в Тироле предполагалось создать высшую школу, а все ненужные книги сжечь. Как и другие программы участников Крестьянской войны, “Земское устройство" осталось лишь проектом. Несмотря на ряд военных успехов отрядов Гайсмайера, войска князей и Швабского союза постепенно окружили повстанцев. Гайсмайеру удалось через горы вывести часть восставших во владения Венеции. Он готовился к продолжению войны с Габсбургами, но был убит подосланным убийцей. Итоги Крестьянской войны. Крестьянская война в Германии потерпела поражение. Войска Швабского союза и князей уже добивали в разных районах повстанцев, когда вышло в свет сочинение Лютера “Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян". В этом памфлете Лютер с ненавистью осуждал мятеж и, захлестнутый яростью, призывал “рубить, душить, колоть” повстанцев “как бешеных собак1’. Усмирители восстания действовали подобным образом и без его призыва, но с этого времени Лютер твердо связал свою судьбу с существующими властями. Бюргерство, за исключением малой радикальной части, разделяло его отвращение к мятежу, хотя той Лютера даже ряду его сторонников показался чрезмерно резким. Лютеранская Реформация продолжалась, ей удалось добиться успеха во многих северогерманских городах. Поражение Крестьянской войны укрепило взаимосвязи лютеранской Реформации с властью князей и магистратов. Сама эта власть окрепла. Политическое значение крестьянских общин, напротив, было повсеместно подорвано. Правда, в ряде районов власти и господа после Крестьянской войны не только наказывали крестьян, налагали на них громадные штрафы, заставляли восстанавливать разрушенное и сожженное. Они пошли и на некоторые уступки, частично реализуя программу “12 статей”, чтобы разрядить социальную напряженность в стране. За настроениями крестьянства внимательно следили, стремясь постоянно контролировать их, в том числе с помощью пастырей земских лютеранских церквей. В католических землях то же самое делалось с помощью местного клира и монашества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|