Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформация в Германии в 1525 – 1555 гг.




В 1526 г. в развитии Реформации в Германии наметил­ся новый поворот. По решению рейхстага имперские чины получили разрешение до всеобщего собора вести себя в религиозных вопросах так, “как если бы они были ответственны только перед Богом и его императорским величеством”. Таким образом, снималась обяза­тельность выполнения Вормского Эдикта 1521 г., предписавшего же­сткие меры против “лютеранской ереси”. Некатолические князья использовали эту ситуацию для укрепления позиций “евангелиз­ма”. Широкое развитие в их землях получили переустройство школ, в том числе высших, и церковные инспекции. По программе, разработанной Лютером и его ближайшим сотрудником, выдаю­щимся педагогом Меланхтоиом, а также другими поборниками уме­ренной Реформации, осуществлялась проверка убеждений и дея­тельности учителей, университетских преподавателей, церковных проповедников и низших церковных служащих. Все они были обя­заны действовать в духе санкционированной княжеской властью лютеровской Реформации.

Первые церковные проверки были проведены в 1526 г. в Саксо­нии. Инспекцию проводили комиссии из теологов и юристов. Они осуществляли инвентаризацию церковных имуществ, изучали на­строения и поведение членов церковной общины, особенно интере­совались идейными позициями пасторов и учителей. Участники проверок жаловались на равнодушие масс к религиозным вопросам, невыполнение церковных служб, недостаточное образование духо­венства. Проведение проверок шло рука об руку с процессом секу­ляризации церковных имуществ властями. Часть этих имуществ перешла в руки дворянства и горожан, часть по распоряжению вла­стей и под их контролем была направлена на содержание проповед­ников, школ, университетов. Вслед за Саксонией аналогичные меры осуществили и другие территории, где князь рассматривался как “высший епископ". Секуляризация и там способствовала усилению княжеской власти. Контрольные комиссии работали также в импер­ских городах, принявших лютеранство, где за соблюдением предпи­санных норм наблюдали городские власти. Возможность распоря­жаться бывшим церковным имуществом усилила здесь городские магистраты.

Действия евангелических властей вызвали возмущение католи­ков, В 1529 г. на Шпейерском рейхстаге император Карл V потребо­вал строгого соблюдения Вормского эдикта. Католическое большин­ство участников рейхстага настояло на решении, по которому като­лические церковные службы должны были стать обязательными на территориях евангелических князей и городов. В ответ от 5 кня­жеств и 14 городов был заявлен резкий протест, авторы которого утверждали, что в делах совести и веры невозможно подчиняться решению большинства. С этого времени сторонников Реформации стали называть протестантами.

В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге была сделана важная по­пытка на основе переговоров добиться согласия между католиками и протестантами путем сопоставления и, по возможности, сближения их конфессиональных доктрин. Лютер как официально осужденный еретик не мог присутствовать на этих переговорах. Главная роль в проведении их со стороны Виттенберга выпала Меланхтону. В “Ауг­сбургском вероисповедании” он дал систематическое изложение ос­нов лютеранства и его принципиальных отличий от католицизма, а также от учения Цвингли и обвинявшегося в непризнании властей анабаптизма, который решительно осуждался. Свой вариант испо­ведания прислал на рейхстаг Цвингли; четыре верхнегерманских города представили изложение воззрений своей протестантской кон­фессии, написанное видным деятелем Реформации М. Буцером.

На стороне католиков особенно активно действовал старый про­тивник Лютера И. Экк. Он составил гигантский реестр еретических заблуждений протестантов, и только невозможность практически обсудить все это вынудила Экка с сожалением сократить свой ката­лог до 404 пунктов. Имея эту опору, католики подготовили свой ответ — опровержение доктрин оппонентов. Одновременно они требовали отмены результатов секуляризации, угрожали объявить всех, кто препятствует восстановлению позиций их церкви, нарушителями мира. Переговоры закончились провалом.

Аугсбургский рейхстаг 1530 г., отверг­нув предложенные протестантами основы реформирования христи­анской церкви, потребовал привлечь их к императорскому суду. В ответ протестантские князья и города во главе с курфюрстом Саксо­нии и гессенсхим ландграфом заключили в 1531 г. в городе Шмаль- кальдене военно-политический союз с целью взаимозащиты и под­держки дела Реформации. Союз окреп после вступления в него новых членов, В нем, однако, не было полного единства: сказыва­лись вероисповедные различия между лютеранами и теми, кто тяго­тел к цвинглианству. Войны с Францией и Турцией долго отвлекали Карла V от активного вмешательства во внутренние дела империи. Лишь в 1546 г. после мира с Франциском I, развязав себе руки, император решил начать войну против Шмалькальденского союза, объявив, однако, что должен покарать его членов, но не за религиозные взгляды, а за нарушение законов империи. Союзни­ком императора выступил лютеранин саксонский герцог Мориц, получивший от протестантов за переход на сторону Карла V про­звище Иуды. Имперские войска одержали полную победу в битве при Мюльберге на Эльбе (1547 г.). Союз протестантов был распущен, Виттенберг занят войсками Карла V. Император подготавливал полное восстановление католицизма. Многие проте­стантские проповедники были вынуждены бежать из страны. По­пытки лютеранских хняэей вести новые переговоры о компромиссе исповеданий провалились. Однако католические князья, одобряв­шие политику наступления на протестантов, уже начали опасать­ся явного увеличения мощи императора.

Ситуацией решил воспользоваться герцог Мориц. Резко изме­нив свою позицию, он возглавил антигабсбургские силы и заручился крупной субсидией от Франции. В 1552 г. князья неожиданно напа­ли на императора, которому даже пришлось бежать из своей рези­денции в Инсбруке, а французы по соглашению с герцогом Мори- цем оккупировали Лотарингию. После долгих переговоров, которые велись с участием Фердинанда, брата Карла V, на рейхстаге 1555 г. был заключен так называемый Аугсбургский религиозный мир.

Договор продемонстрировал реальную расстановку сил в Герма­нии, где за годы Реформации разгром рыцарской оппозиции, подав­ление Крестьянской войны, подчинение городов политике усилив­шейся территориальной власти оставили только за князьями и им­ператором роль вершителей политических судеб страны. Аугсбург­ский религиозный мир устанавливал на юридической основе импер­ского законодательства равноправие католиков и лютеран. По- прежнему не были признаны права ни сторонников Цвингли, ни кальвинистов, ни тем более анабаптистов, гонимых всеми властями и церквями. За князьями закреплялось право определять официаль­ную религию подданных, населения своих территорий. Впоследст­вии этот принцип был кратко выражен в формуле: “Чья власть, тога и вера”. В Германии на время была заложена основа для мирного противостояния двух групп княжеств с разными исповеданиями — католических (австрийские наследственные земли Габсбургов, Ба­вария, Франкония, Эльзас) и протестантских (Саксония, Бранденбург, княжества Северной Германки,).

Политика Карла V потерпела провал. Вместо дальнейшей цент­рализации власти, необходимой для осуществления миродержанных планов, был сделан новый шаг к усилению раздробленности страны. Протестанты смогли закрепить свои успехи. Неудачи побудили Карла х отречению от престола. Его владения были поделены между сыном Филиппом II, королем Испании, и братом Фердинандом I, ставшим германским императором. Аугсбургский религиозный мир ознаменовал важный рубеж в истории Реформации. Ее развитие в Европе и в Германии не закончилось, но период ее наступления завершился. Началась эпоха Контрреформации. Она охватывает в Германии время от 1555 г. до начала в 1618 г. Тридцатилетней войны.

 

Германия в 1556 – 1618 гг.

Хозяйственная жизнь Германии во второй половине XVI — начале ХУП в. Во второй половине XVI в. экономика Германии вступила в полосу нарастающего спада. Начало сказываться пере­мещение главных торговых путей к основных товаропотоков к побе­режью Нидерландов. Северогерманская Ганза постепенно оттесня­лась крепнущим голландским флотом на вторые роли в торговле с Прибалтикой. Ослабли позиции германских купцов и в торговле с Англией. В 1589 г. королева Елизавета I повелела закрыть в Лондо­не Стальной двор — опору немецкого купечества в этой стране. Спад коснулся и германской горной промышленности. Ввоз драго­ценных металлов из американских колоний остро ставил вопрос о рентабельности производства в Германии, между тем горнодобыча здесь все больше страдала от поборов, связанных с княжескими регалиями на недра, и от необходимости повышать затраты, так как прежние технические методы освоения рудников и шахт оказались исчерпанными. Более сложное оборудование удорожало производст­во, а это уже не устраивало главных вкладчиков капитала — круп­ные торгово-ростовщические фирмы, предпочитавшие хищниче­скую эксплуатацию долговременным вложениям. Мануфактурное производство других отраслей экономики Германии, как и продол­жавшее доминировать цеховое ремесло, все реже оказывались в состоянии конкурировать в экспортной торговле с Нидерландами, Англией и другими странами.

В сельском хозяйстве, не добившемся во второй половине XVI в. особых успехов, благоприятными оказались лишь возможно­сти, которые открыла и феодалам, и значительной части крестьян “революция цен”. Во второй половине XVI — начале XVII в. про­должалось постоянное повышение цен на продукцию сельского хо­зяйства, причем на зерно цены росли быстрее, чем на продукты животноводства, а на них, в свою очередь, быстрее, чем на ремес­ленные товары. От этого процесса больше всего страдали низшие слои города и наемные рабочие, безземельные и малоземельные крестьяне. Положение состоятельных крестьян улучшилось. Осо­бенно выгодная ситуация для производства зерна на экспорт сложи­лась в заэльбскнх областях. Спрос на зерно в быстро растущих городах Запада позволил повысить товарность местной экономики, но в то же время ухудшил, в отличие от других земель Германии, положение основной массы крестьян: их хозяйства в результате правового и полицейского нажима феодалов становились придатком барских и обслуживали барщинным трудам укрупнившиеся владе­ния феодалов.

Политическая обстановка в Германии во второй половине XVI — начале XVII в. В политической жизни страны наряду с продолжав­шимся процессом укрепления территориального сепаратизма не прекращались конфликты между католиками и протестантами, не доходившие, однако, до широких военных столкновений. Продол­жались и распри, соперничество между князьями различных проте­стантских исповеданий. В их владениях сказались результаты уси­ления догматизации церковного учения, расцвета протестантской схоластики. Одновременно с ними шло обновление католической схоластики в княжествах, возглавлявшихся сторонниками Контрре­формации, После многих споров лютеран различных толков в Сак­сонии в 1577 г. было выработано ортодоксальное лютеранское веро­исповедание в виде так называемой “Формулы согласия”. По насто­янию саксонского курфюрста ее должны были подписать все духов­ные лица, учителя, церковные служащие. В 1580 г. “Формулу со­гласия” включили вместе со старохристианскими символами веры, катехизисом Лютера, Аугсбургским исповеданием веры и другими важными текстами в “Книгу согласия”.Одновремен­но это укрепило политические позиции саксонского правителя, ко­торый стремился к мирным отношениям с Габсбургами и соперни­чал с кальвинистским Пфальцем, проводившим враждебный Габс­бургам курс.

В 1580-е годы саксонский тайный советник Н. Крелль. ставший всемогущим канцлером, решил изменить привычную политическую стратегию. Учитывая угрозу усиления Габсбургов, он пытался завя­зать прочные сношения с лагерем кальвинистов и французской ко­роной. Крелль поощрял закрепление на государственной службе в Саксонии кальвинистов и терпимых к ним сторонников Меланхто- на. Государственное исповедание — “Формула согласия” — было фактически предано забвению. Позиции Крапля, однако, не были прочны: после смерти курфюрста, который придерживался его сове­тов, сословия потребовали ареста канцлера, обвинив его в измене. В 1601 г. его казнили. На мече палача перед казнью выгравировали надпись: “Берегись, кальвинист!” Попытка объединить силы люте­ранства и кальвинизма в Германии провалилась.

Догматизация религиозных представлений была характерна и для кальвинистов. Ведущим центром в этом процессе стал универ­ситет Гейдельберга в Пфальцском курфюршестве. В 1563 г. здесь по заказу курфюрста составили Гейдельбергский катехизис, который был принят также многими внегерманскими общинами. В 1618— 1619 гг. на Дордрехтском синоде в Нидерландах он был провозгла­шен главной символической книгой кальвинизма.

Обстановка постоянной межконфессиональной напряженности привела в Германии к повышению роли императора как возможного посредника между католиками и протестантами, гаранта Аугсбург­ского религиозного мира 1555 г. Императоры Фердинанд I (1556— 1564) и особенно его сын Максимилиан II (1564—1576), не утратив­шие надежды на воссоединение церквей, проводили политику отно­сительной терпимости и компромисса с умеренными князьями - лютеранами. О ни стремились не допустить в стране вооруженных столкновений на религиозной почве. Эта позиция подкреплялась постоянной необходимостью общеимперских денежных сборов в связи с турецкой угрозой. Императорский двор не был закрыт для протестантского дворянства. Максимилан II шел на уступки, разре­шая в Австрии и Чехии переход дворян в лютеранство. Боясь рас­пространения военных действий из соседних стран на территорию империи, он запретил и католикам, и протестантам вербовать не­мецких солдат для участия в борьбе Нидерландов с Испанией и в религиозных войнах во Франции. После Тридентского собора, одна­ко, влияние контрреформационной политики в Германии стало на­растать, прежде всего в Баварии, а после воцарения императора Рудольфа II (1576—1612) — ив империи в целом.

Резиденцией императора стала Прага, Рудольф II был высокообразованным, но неровным в своей политике человеком. Он был предан католицизму и проводил доста­точно жесткую контрреформационную линию в управлении импе­рией, но к своему двору привлекал людей разных исповеданий. Его двор стал одним из крупнейших центров искусства в Европе. Рудольф II покровительствовал иезуитам, но не подчинил им Пражский университет, о котором предпочел забо­титься сам. С 1593 г. он 13 лет вел войну с турками. В 1609 г. под угрозой восстания он был вынужден гарантировать чехам свободу вероисповедания. Еще при жизни Рудольфа II его начал постепенно оттеснять от власти его брат Маттиас, ставший императором в 1612 г. К этой поре наиболее воинствующие католики в Германии уже открыто требовали пересмотра итогов реформационной секуля­ризации церковных и монастырских земель.

Лишь крупные успехи Контрреформации и Габсбургов, опас­ность ликвидации протестантских режимов смогли способствовать сплочению раздробленных сил лютеран и кальвинистов. Военно­конфессиональное и одновременно политическое размежевание в Германии привело к образованию двух противостоявших друг другу блоков, католического и протестантского, поддержанных иностран­ными союзниками и втянувших страну в Тридцатилетнюю войну.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...