Реформация в Германии в 1525 – 1555 гг.
В 1526 г. в развитии Реформации в Германии наметился новый поворот. По решению рейхстага имперские чины получили разрешение до всеобщего собора вести себя в религиозных вопросах так, “как если бы они были ответственны только перед Богом и его императорским величеством”. Таким образом, снималась обязательность выполнения Вормского Эдикта 1521 г., предписавшего жесткие меры против “лютеранской ереси”. Некатолические князья использовали эту ситуацию для укрепления позиций “евангелизма”. Широкое развитие в их землях получили переустройство школ, в том числе высших, и церковные инспекции. По программе, разработанной Лютером и его ближайшим сотрудником, выдающимся педагогом Меланхтоиом, а также другими поборниками умеренной Реформации, осуществлялась проверка убеждений и деятельности учителей, университетских преподавателей, церковных проповедников и низших церковных служащих. Все они были обязаны действовать в духе санкционированной княжеской властью лютеровской Реформации. Первые церковные проверки были проведены в 1526 г. в Саксонии. Инспекцию проводили комиссии из теологов и юристов. Они осуществляли инвентаризацию церковных имуществ, изучали настроения и поведение членов церковной общины, особенно интересовались идейными позициями пасторов и учителей. Участники проверок жаловались на равнодушие масс к религиозным вопросам, невыполнение церковных служб, недостаточное образование духовенства. Проведение проверок шло рука об руку с процессом секуляризации церковных имуществ властями. Часть этих имуществ перешла в руки дворянства и горожан, часть по распоряжению властей и под их контролем была направлена на содержание проповедников, школ, университетов. Вслед за Саксонией аналогичные меры осуществили и другие территории, где князь рассматривался как “высший епископ". Секуляризация и там способствовала усилению княжеской власти. Контрольные комиссии работали также в имперских городах, принявших лютеранство, где за соблюдением предписанных норм наблюдали городские власти. Возможность распоряжаться бывшим церковным имуществом усилила здесь городские магистраты.
Действия евангелических властей вызвали возмущение католиков, В 1529 г. на Шпейерском рейхстаге император Карл V потребовал строгого соблюдения Вормского эдикта. Католическое большинство участников рейхстага настояло на решении, по которому католические церковные службы должны были стать обязательными на территориях евангелических князей и городов. В ответ от 5 княжеств и 14 городов был заявлен резкий протест, авторы которого утверждали, что в делах совести и веры невозможно подчиняться решению большинства. С этого времени сторонников Реформации стали называть протестантами. В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге была сделана важная попытка на основе переговоров добиться согласия между католиками и протестантами путем сопоставления и, по возможности, сближения их конфессиональных доктрин. Лютер как официально осужденный еретик не мог присутствовать на этих переговорах. Главная роль в проведении их со стороны Виттенберга выпала Меланхтону. В “Аугсбургском вероисповедании” он дал систематическое изложение основ лютеранства и его принципиальных отличий от католицизма, а также от учения Цвингли и обвинявшегося в непризнании властей анабаптизма, который решительно осуждался. Свой вариант исповедания прислал на рейхстаг Цвингли; четыре верхнегерманских города представили изложение воззрений своей протестантской конфессии, написанное видным деятелем Реформации М. Буцером.
На стороне католиков особенно активно действовал старый противник Лютера И. Экк. Он составил гигантский реестр еретических заблуждений протестантов, и только невозможность практически обсудить все это вынудила Экка с сожалением сократить свой каталог до 404 пунктов. Имея эту опору, католики подготовили свой ответ — опровержение доктрин оппонентов. Одновременно они требовали отмены результатов секуляризации, угрожали объявить всех, кто препятствует восстановлению позиций их церкви, нарушителями мира. Переговоры закончились провалом. Аугсбургский рейхстаг 1530 г., отвергнув предложенные протестантами основы реформирования христианской церкви, потребовал привлечь их к императорскому суду. В ответ протестантские князья и города во главе с курфюрстом Саксонии и гессенсхим ландграфом заключили в 1531 г. в городе Шмаль- кальдене военно-политический союз с целью взаимозащиты и поддержки дела Реформации. Союз окреп после вступления в него новых членов, В нем, однако, не было полного единства: сказывались вероисповедные различия между лютеранами и теми, кто тяготел к цвинглианству. Войны с Францией и Турцией долго отвлекали Карла V от активного вмешательства во внутренние дела империи. Лишь в 1546 г. после мира с Франциском I, развязав себе руки, император решил начать войну против Шмалькальденского союза, объявив, однако, что должен покарать его членов, но не за религиозные взгляды, а за нарушение законов империи. Союзником императора выступил лютеранин саксонский герцог Мориц, получивший от протестантов за переход на сторону Карла V прозвище Иуды. Имперские войска одержали полную победу в битве при Мюльберге на Эльбе (1547 г.). Союз протестантов был распущен, Виттенберг занят войсками Карла V. Император подготавливал полное восстановление католицизма. Многие протестантские проповедники были вынуждены бежать из страны. Попытки лютеранских хняэей вести новые переговоры о компромиссе исповеданий провалились. Однако католические князья, одобрявшие политику наступления на протестантов, уже начали опасаться явного увеличения мощи императора. Ситуацией решил воспользоваться герцог Мориц. Резко изменив свою позицию, он возглавил антигабсбургские силы и заручился крупной субсидией от Франции. В 1552 г. князья неожиданно напали на императора, которому даже пришлось бежать из своей резиденции в Инсбруке, а французы по соглашению с герцогом Мори- цем оккупировали Лотарингию. После долгих переговоров, которые велись с участием Фердинанда, брата Карла V, на рейхстаге 1555 г. был заключен так называемый Аугсбургский религиозный мир.
Договор продемонстрировал реальную расстановку сил в Германии, где за годы Реформации разгром рыцарской оппозиции, подавление Крестьянской войны, подчинение городов политике усилившейся территориальной власти оставили только за князьями и императором роль вершителей политических судеб страны. Аугсбургский религиозный мир устанавливал на юридической основе имперского законодательства равноправие католиков и лютеран. По- прежнему не были признаны права ни сторонников Цвингли, ни кальвинистов, ни тем более анабаптистов, гонимых всеми властями и церквями. За князьями закреплялось право определять официальную религию подданных, населения своих территорий. Впоследствии этот принцип был кратко выражен в формуле: “Чья власть, тога и вера”. В Германии на время была заложена основа для мирного противостояния двух групп княжеств с разными исповеданиями — католических (австрийские наследственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, Эльзас) и протестантских (Саксония, Бранденбург, княжества Северной Германки,). Политика Карла V потерпела провал. Вместо дальнейшей централизации власти, необходимой для осуществления миродержанных планов, был сделан новый шаг к усилению раздробленности страны. Протестанты смогли закрепить свои успехи. Неудачи побудили Карла х отречению от престола. Его владения были поделены между сыном Филиппом II, королем Испании, и братом Фердинандом I, ставшим германским императором. Аугсбургский религиозный мир ознаменовал важный рубеж в истории Реформации. Ее развитие в Европе и в Германии не закончилось, но период ее наступления завершился. Началась эпоха Контрреформации. Она охватывает в Германии время от 1555 г. до начала в 1618 г. Тридцатилетней войны.
Германия в 1556 – 1618 гг. Хозяйственная жизнь Германии во второй половине XVI — начале ХУП в. Во второй половине XVI в. экономика Германии вступила в полосу нарастающего спада. Начало сказываться перемещение главных торговых путей к основных товаропотоков к побережью Нидерландов. Северогерманская Ганза постепенно оттеснялась крепнущим голландским флотом на вторые роли в торговле с Прибалтикой. Ослабли позиции германских купцов и в торговле с Англией. В 1589 г. королева Елизавета I повелела закрыть в Лондоне Стальной двор — опору немецкого купечества в этой стране. Спад коснулся и германской горной промышленности. Ввоз драгоценных металлов из американских колоний остро ставил вопрос о рентабельности производства в Германии, между тем горнодобыча здесь все больше страдала от поборов, связанных с княжескими регалиями на недра, и от необходимости повышать затраты, так как прежние технические методы освоения рудников и шахт оказались исчерпанными. Более сложное оборудование удорожало производство, а это уже не устраивало главных вкладчиков капитала — крупные торгово-ростовщические фирмы, предпочитавшие хищническую эксплуатацию долговременным вложениям. Мануфактурное производство других отраслей экономики Германии, как и продолжавшее доминировать цеховое ремесло, все реже оказывались в состоянии конкурировать в экспортной торговле с Нидерландами, Англией и другими странами. В сельском хозяйстве, не добившемся во второй половине XVI в. особых успехов, благоприятными оказались лишь возможности, которые открыла и феодалам, и значительной части крестьян “революция цен”. Во второй половине XVI — начале XVII в. продолжалось постоянное повышение цен на продукцию сельского хозяйства, причем на зерно цены росли быстрее, чем на продукты животноводства, а на них, в свою очередь, быстрее, чем на ремесленные товары. От этого процесса больше всего страдали низшие слои города и наемные рабочие, безземельные и малоземельные крестьяне. Положение состоятельных крестьян улучшилось. Особенно выгодная ситуация для производства зерна на экспорт сложилась в заэльбскнх областях. Спрос на зерно в быстро растущих городах Запада позволил повысить товарность местной экономики, но в то же время ухудшил, в отличие от других земель Германии, положение основной массы крестьян: их хозяйства в результате правового и полицейского нажима феодалов становились придатком барских и обслуживали барщинным трудам укрупнившиеся владения феодалов.
Политическая обстановка в Германии во второй половине XVI — начале XVII в. В политической жизни страны наряду с продолжавшимся процессом укрепления территориального сепаратизма не прекращались конфликты между католиками и протестантами, не доходившие, однако, до широких военных столкновений. Продолжались и распри, соперничество между князьями различных протестантских исповеданий. В их владениях сказались результаты усиления догматизации церковного учения, расцвета протестантской схоластики. Одновременно с ними шло обновление католической схоластики в княжествах, возглавлявшихся сторонниками Контрреформации, После многих споров лютеран различных толков в Саксонии в 1577 г. было выработано ортодоксальное лютеранское вероисповедание в виде так называемой “Формулы согласия”. По настоянию саксонского курфюрста ее должны были подписать все духовные лица, учителя, церковные служащие. В 1580 г. “Формулу согласия” включили вместе со старохристианскими символами веры, катехизисом Лютера, Аугсбургским исповеданием веры и другими важными текстами в “Книгу согласия”.Одновременно это укрепило политические позиции саксонского правителя, который стремился к мирным отношениям с Габсбургами и соперничал с кальвинистским Пфальцем, проводившим враждебный Габсбургам курс. В 1580-е годы саксонский тайный советник Н. Крелль. ставший всемогущим канцлером, решил изменить привычную политическую стратегию. Учитывая угрозу усиления Габсбургов, он пытался завязать прочные сношения с лагерем кальвинистов и французской короной. Крелль поощрял закрепление на государственной службе в Саксонии кальвинистов и терпимых к ним сторонников Меланхто- на. Государственное исповедание — “Формула согласия” — было фактически предано забвению. Позиции Крапля, однако, не были прочны: после смерти курфюрста, который придерживался его советов, сословия потребовали ареста канцлера, обвинив его в измене. В 1601 г. его казнили. На мече палача перед казнью выгравировали надпись: “Берегись, кальвинист!” Попытка объединить силы лютеранства и кальвинизма в Германии провалилась. Догматизация религиозных представлений была характерна и для кальвинистов. Ведущим центром в этом процессе стал университет Гейдельберга в Пфальцском курфюршестве. В 1563 г. здесь по заказу курфюрста составили Гейдельбергский катехизис, который был принят также многими внегерманскими общинами. В 1618— 1619 гг. на Дордрехтском синоде в Нидерландах он был провозглашен главной символической книгой кальвинизма. Обстановка постоянной межконфессиональной напряженности привела в Германии к повышению роли императора как возможного посредника между католиками и протестантами, гаранта Аугсбургского религиозного мира 1555 г. Императоры Фердинанд I (1556— 1564) и особенно его сын Максимилиан II (1564—1576), не утратившие надежды на воссоединение церквей, проводили политику относительной терпимости и компромисса с умеренными князьями - лютеранами. О ни стремились не допустить в стране вооруженных столкновений на религиозной почве. Эта позиция подкреплялась постоянной необходимостью общеимперских денежных сборов в связи с турецкой угрозой. Императорский двор не был закрыт для протестантского дворянства. Максимилан II шел на уступки, разрешая в Австрии и Чехии переход дворян в лютеранство. Боясь распространения военных действий из соседних стран на территорию империи, он запретил и католикам, и протестантам вербовать немецких солдат для участия в борьбе Нидерландов с Испанией и в религиозных войнах во Франции. После Тридентского собора, однако, влияние контрреформационной политики в Германии стало нарастать, прежде всего в Баварии, а после воцарения императора Рудольфа II (1576—1612) — ив империи в целом. Резиденцией императора стала Прага, Рудольф II был высокообразованным, но неровным в своей политике человеком. Он был предан католицизму и проводил достаточно жесткую контрреформационную линию в управлении империей, но к своему двору привлекал людей разных исповеданий. Его двор стал одним из крупнейших центров искусства в Европе. Рудольф II покровительствовал иезуитам, но не подчинил им Пражский университет, о котором предпочел заботиться сам. С 1593 г. он 13 лет вел войну с турками. В 1609 г. под угрозой восстания он был вынужден гарантировать чехам свободу вероисповедания. Еще при жизни Рудольфа II его начал постепенно оттеснять от власти его брат Маттиас, ставший императором в 1612 г. К этой поре наиболее воинствующие католики в Германии уже открыто требовали пересмотра итогов реформационной секуляризации церковных и монастырских земель. Лишь крупные успехи Контрреформации и Габсбургов, опасность ликвидации протестантских режимов смогли способствовать сплочению раздробленных сил лютеран и кальвинистов. Военноконфессиональное и одновременно политическое размежевание в Германии привело к образованию двух противостоявших друг другу блоков, католического и протестантского, поддержанных иностранными союзниками и втянувших страну в Тридцатилетнюю войну.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|