Реформационный процесс во Франции.
Французская Реформация началась в середине XVI в., позже чем в других странах, что объяснялось политической стабильностью при Франциске I и особым статусом галликанской церкви, католической по своей ориентации и в то же время имеющей статус национальной государственной церкви. Прелюдией Реформации стало движение за реформу церкви в рамках католицизма. Сторонники реформы связывали преобразование церкви с религиозным просвещением. Это движение стимулировалось гуманистическим просветительством, важную роль в котором сыграло расширение сети учебных заведений и книгопечатание. К сторонникам реформы принадлежали ремесленники и торговцы, типографы, правоведы, преподаватели университетов, а также представители знати. На рубеже XVI в. движение за реформу была связано с именем Жака Лефевра д’Этапля. Математик, космограф, магистр свободных искусств, он стал известен своими “Комментариями к псалмам” (1508), “Комментариями на послание святого апостола Павла” (1512), а также публикациями различных латинских версий Псалтири со ссылками на оригинал, где он доказывал неидентичность оригиналу некоторых латинских версий. В “Комментариях на послание святого апостола Павла” он дал новое толкование основных догматов католического вероучения о спасении и грехе. Лефевр противопоставил учению о спасении добрыми делами представление о спасении, которое связывал с внутренним состоянием человека — с верой в искупительную жертву Христа. Просветительская деятельность Лефевра была воплощением его представления о судьбе церкви и улучшении нравов общества. В первые десятилетия XVI в. во Франции получили распространение идеи Лютера. Движение за реформу церкви в рамках католицизма столкнулось с новым мировоззрением, с нетрадиционным, протестантским представлением о церковной организации. Однако лютеровский протестантизм не пустил во Франции глубоких корней.
Новой вехой в религиозной жизни Франции стало распространение кальвинизма. Жан Кальвин (1509—1564) заявил о себе как о преемнике Лефевра и Лютера в 1536 г. книгой “Наставление в христианской вере”. Однако призыв Кальвина не был услышан Франциском I. Объявленное еретическим, “Наставление" было сожжено на паперти собора Нотр-Дам, что означало изгнание его автора из страны. Отныне кальвинизм распространялся во Франции вопреки воле монарха. Более всего он нашел приверженцев в южной и юго-западной части Франции. Во французской деревне реформационные идеи имели незначительное распространение (главным образом в Юго-Западной Франции). Первые реформатские церкви, так назывались церковные организации сторонников Кальвина, появились в начале 40-х годов в Эльзасе, затем в Турени, Пикардии и в 1557 г. в Париже. Гонения на протестантов ускорили оформление церкви. В 1559 г. в Париже собрался синод реформатских церквей, на котором был принят единый символ веры и выработаны общие организационно-дисциплинарные установки. Реформатская церковь не получила официального статуса. Негативную роль в ее судьбе сыграли следование принципу выборности служителей культа и наделение мирян правом входить в состав церковной организации. Религиозные войны. Во второй половине XVI в. Франция вступила в период политического кризиса, проявлением которого стали религиозные (гражданские) войны, длившиеся с короткими передышками 32 года (1562—1594), Конфессиональные знамена этих войн — католицизм и кальвинизм — скрывали их социально-политическую сущность. Причина религиозных войн крылась в изменении политического строя и традиционных форм отношений в обществе в связи с формированием абсолютизма. Поводом послужила обстановка, сложившаяся во Франции вскоре после окончания Итальянских войн. Напряженность, оппозиционные настроения, связанные с укреплением абсолютизма, не проявлялись особенно резко, пока шли войны: дворянство в значительной степени кормилось ими, “беспокойные” социальные элементы поглощались военным наемничеством, горожане и крестьяне надеялись на облегчение положения после победы. Мир в Като-Камбрези (1559.), который подвел итоги оказавшимся бесплодными для Франции Итальянским войнам, обнажил всю сложность экономической и внутриполитической обстановки в стране.
К середине XVI в. стали ощутимее последствия “революции цен” и тяжесть налогового бремени. В то же время стала сказываться реакция на политику абсолютизма в среде господствующего класса. Прекращение Итальянских войн поставило французское дворянство перед необходимостью искать новую сферу активности, новые пожалования, пенсии, должности. Острое недовольство обнаруживалось в кругах провинциальной знати и дворянства, которые еще не расстались с мечтой о возврате своей привилегии вести себя независимо по отношению к королю. Эти настроения находили отклик и в среде притворной аристократии, недовольной ростом власти бюрократии и “выскочек” из “людей мантии”. Кроме того, в 1559 г. произошла смена власти: на рыцарском турнире был смертельно ранен Генрих II. Ему наследовал старший сын, 15-летний Франциск II. На время власть ослабла, что благоприятствовало формированию и активности оппозиции. В короткий период правления Франциска II (1559—1560) при дворе возросло влияние Лотарингских герцогов Гизов, родственников Марии Стюарт, супруги молодого короля. Франциск Гиз, главнокомандующий королевской армией, и его брат Карл Гиз, кардинал, возглавили феодально-аристократическое крыло недовольных проабсолютистской политикой. Эта знать имела опору в старинном домене короля — северо-восточных и центральных провинциях. Входя в Королевский Совет и пользуясь преимуществом при назначении на церковные должности, она считала себя защитницей престола и католической веры, но тяготилась опекой монарха, ревниво относилась к успехам нового дворянства при дворе и стремилась воспрепятствовать цент- рализаторской политике короны.
Принц крови Антуан Бурбон и принц Конде возглавляли гугенотскую аристократию. Гугенотская аристократия локализовалась преимущественно в юго-западных и южных областях Франции. Она меньше пользовалась вниманием власти и видела средство к улучшению своего экономического положения в секуляризации церковных земель, и потому охотно принимала кальвинизм Обе группировки в ущерб друг другу стремились сначала подчинить своему влиянию короля, а в ходе войн перешли к антидинасгической борьбе, выдвигая каждая своего кандидата на престол, К феодально-аристократическим группировкам примыкали и города. В северных, западных и центральных провинциях причиной выступления городов была налоговая политика короны. В южных и юго-западных землях города сопротивлялись утрате прежних свобод самоуправления. Показателем остроты политической ситуации стал Амбуааский заговор — попытка дворцового переворота, спровоцированная в 1560 г. гугенотской аристократией во главе с принцем Конде. Целью заговора было отстранение Гизов, созыв Генеральных штатов и обеспечение интересов принца крови Антуана Бурбона и гугенотов. Для этого южное дворянство предприняло поход на королевский замок Амбуаз. Заговор был раскрыт, мятежные дворяне казнены, Конде арестован. Только неожиданная смерть Франциска II спасла принца от казни. Франциску II наследовал его брат Карл IX, малолетство которого потребовало назначения регента. Регентшей стала королева-мать Екатерина Медичи. Она пыталась примирить противоборствующие группировки, однако ее политика компромисса враждебно воспринималась как католиками, так и гугенотами. После Амбуазского заговора следующим шагом, приблизившим начало религиозных войн, стала расправа над гугенотами, учиненная католиками в Шампани. В 1562 г. отряд герцога Лотарингского Франциска Гиза расправился с небольшой группой гугенотов, собравшихся в местечке Васси для отправления хульта. Убийство в Васси положило начало религиозным войнам.
Развитие политических событий и характер военных действий позволяют выделить три периода в религиозных войнах. Первый период религиозных войн: 1562—1570. В это время борьба не отличалась ожесточением. Обе феодальные группировки стремились захватить короля и править от его имени. Католическая сторона находила поддержку в северной части Франции, она опиралась на Париж, ее программа — “Один король, один закон, одна вера”. Юг Франции объединился вокруг Бурбонов и крупных феодальных фамилии, выступавших под знаменем протестантизма. Вождями гугенотов были принц Конде и адмирал Колиньи. Первый период войн закончился эдиктом примирения в Сен-Жермене (1570). Гугеноты получили право на богослужение в пределах пред- местьев двух городов каждого губернаторства Франции, а также право занимать общественные должности. Кроме того, им были предоставлены крепости Монтобан, Коньяк, Ларошель, Лашарите. Вождь гугенотов адмирал Гаспар Колиньи был призван ко двору. Второй период: 1572—1576. Он отличался широкомасштабными военными действиями, кроме того, гугеноты и католики стали выступать против правящей династии. Главным событием второго периода была расправа над гугенотами в Париже. В ночь на 24 августа 1572 г. — праздник св. Варфоломея — дворяне-католики и парижская толпа перебили несколько сотен гугенотов из числа парижан и дворян, прибывших в Париж из провинций по случаю бракосочетания сестры Карла IX Маргариты Валуа и вождя гугенотов Генриха Наваррского. В числе погибших был предводитель гугенотов адмирал Гаспар Колиньи. Военные действия перекинулись из Парижа в провинции и продолжались до октября 1572 г., несмотря на указ о прекращении репрессий, последовавший на 5-й день кровопролития. Трагедия в Париже знаменовала не только начало второго периода войн, но была свидетельством изменения позиции власти. До 1572 г., будучи не в силах предотвратить начавшиеся войны, корона пыталась держать под контролем военные действия и стремилась к примирению противоборствующих сил. В Варфоломеевскую ночь власть не препятствовала столкновению. Разрешив католикам учинить расправу над гугенотами в Париже, она подтолкнула начало братоубийственной войны в масштабе всей Франции. Военные действия после Варфоломеевской ночи сопровождались острой идеологической борьбой, нашедшей отражение в публицистике — в памфлетах гугенотов, в том числе Дюплесси-Морней Ф. Огмана. В памфлетах “Иск к тиранам” и “Франко-Галлия” излагались взгляды гугенотской оппозиции на государство и полити- ческнй порядок. Авторы видели причины недовольства б утрате дворянством самоуправления и местных вольностей, в централизации и бюрократизации управления. Путь к миру они связывали с возвращением к старым порядкам, характерным для сословной монархии, в частности, в деятельности Генеральных штатов.
Воплощением идей гугенотов стало создание сепаратистского гугенотского государства на юге Франции. Гугенотская конфедерация была самым негативным результатом религиозных войн. Конфессионально-политический раскол привел к нарушению территориальной целостности Франции. Самоуправляющаяся Гугенотская конфедерация имела свою армию и систему налогов. Высшим органом этого союза были Генеральные штаты, на ассамблеи которых собирались представители городов конфедерации, а также дворянства. Большую роль в создании и укреплении Гугенотской конфедерации сыграли провинциальные штаты, традиция созыва которых не прерывалась с формированием абсолютизма. Эти местные представительные учреждения были консолидирующим органом Южной Франции, в котором влиянием пользовалось дворянство. Превратившиеся в годы религиозных войн в политические собрания, провинциальные штаты держали под контролем реформатские церкви, диктуя им свои требования и таким образом втягивая их в политическую борьбу. Кроме церковной организации дворяне-гугеноты использовали в своих интересах кальвинистское вероучение о праве на сопротивление государю-тирану как презреешему волю Бога и нарушившему древние привилегии народа участвовать в собраниях Генеральных штатов. Окончательное оформление Гугенотской конфедерации произошло на съезде гугенотов в Ниме в 1575 г. Второй период религиозных войн закончился удовлетворением требований гугенотов: предоставлением свободы отправления культа повсюду, кроме Парижа и территории королевского двора, а также права организовать свои отделения при судебных палатах (парламентах) провинций. Кроме того, гугенотам разрешалось воспользоваться еще 8 крепостями помимо ранее полученных, Король также согласился признать преступлением убийства, совершенные в Варфоломеевскую ночь, возвратить конфискованное у гугенотов имущество и разрешить политическую организацию гугенотов, сложившуюся после Варфоломеевской ночи. На исходе второго периода религиозных войн, в 1576 г., образовалась Католическая лига. Оформлению этой лиги предшествовало появление в 60-е годы многочисленных лиг “для охраны католической церкви". В их состав входили представители бюргерства и дворянства, причем если первые занимали проабсолютистскую позицию, то требования вторых мало отличались от притязаний гугенотов, мечтавших о возврате к феодальной вольнице. Во главе католиков стоял Генрих Гиз, в создании лиги принимал участие король Генрих III, вступивший на престол в 1575 г. В своей декларации Католическая лига предлагала полностью восстановить и впредь сохранять католическое Богослужение и обеспечить Генриху III авторитет его власти, службу и повиновение его подданных. При этом королю было предложено воздерживаться от всего, что могло бы нанести ущерб постановлениям Генеральных штатов. Помимо этого выдвигались требования вернуть провинциям их права и старинные вольности. Принадлежность к лиге объявлялась обязательной для всех католиков. Декларация получила силу закона на Генеральных штатах в Блуа в 1576 г. Третий период: 1580—1594. Последний период религиозных войн характеризовался поисками Генрихом III выхода из кризиса путем принятия непопулярных мер, обостривших и без того сложную обстановку, а также появлением на политической арене Генриха Наваррского в качестве вождя гугенотов, активизацией Католической лиги и образованием Парижской лиги и, наконец, гибелью короля. Очередное перемирие, последовавшее осенью 1577 г., было использовано Генрихом Ш для роспуска всех организаций — как протестантской, так и католической ориентации. Однако эти действия опять не принесли королю желаемых успехов. Внутриполитическая обстановка осложнялась инфляцией и ростом налогов.. Безвременная кончина последнего мужского представителя династии Валуа — герцога Алансонского, младшего брата бездетного Генриха III, привела к тому, что дофином Франции стал первый принц крови из династии Бурбон гугенот Генрих Наваррский. Перспектива появления на троне гугенота заставила вождей распущенной Католической лиги, в первую очередь Гизов, выдвинуть своего кандидата на престол — кардинала Карла Бурбона. Позиция бывших лигёров подтолкнула Генриха III к сближению с Генрихом Наваррским. В это время вождю гугенотов было сделано первое предложение перейти в лоно католицизма с тем, чтобы иметь право на престол. Складывавшаяся обстановка побуждала к восстановлению Католической лиги. Ее возглавили сыновья Франциска Гиза — Генрих Гиз, Карл, герцог Майенский, и Людовик — кардинал и архиепископ Реймсский. Эта лига в 1584 г. заключила тайный договор с испанским коралем Филиппом II в целях защиты католической религии и истребления ереси во Франции и Нидерландах. Согласно договору, Генрих Наваррский лишался права на престол, наследником объявлялся кардинал Бурбон — дядя Генриха Наваррского. Почти одновременно с восстановлением Католической лиги в Париже сформировалась Парижская лига (1585). В нее вошли торговцы, ремесленники, городские низы и часть зажиточного бюргерства, а также судейское чиновничество, студенты Сорбонны и низшее католическое духовенство. Власть в Парижской лиге сосредоточилась в руках Совета 16 (по числу городских кварталов). Лига вступила в сношения с другими городами, предлагая им создавать подобные организации. Осложнение обстановки заставило Генриха III в 1585 г. отменить все указы в пользу гугенотов. В этом же году папа Сикст V своей буллой лишил Генриха Наваррского как еретика права наследовать французский престал. Однако действия короля не изменили положения. Лигёры-католики вели наступление на гугенотов и на правительство Генриха III. Во внутриполитические дела Франции вмешивались Англия и Испания. Дерзость лигёров и их вождя Генриха Гиза, претендовавших на право руководить действиями короля, сближение католиков с испанским королем Филиппом II побудили Генриха III в апреле 1588 г, к союзу с Генрихом Наваррским. Позиция короля вновь вызвала волнение в Париже. 12 мая 1588 г. на улицах города стали возводить баррикады. Генриху Гизу удалось привлечь ремесленников, лавочников, матросов и поденщиков на свою сторону. В распоряжении Генриха III оставались одни наемники. Сложившаяся обстановка заставила короля покинуть Париж и скрыться в Шартре. На время власть в Париже оказалась у Гиза, но его согласие с парижанами было непрочным. Парижск ие бюргеры желали восстановить в городе коммуну и опасались решительных действий городских низов. Более того, они желали примирения и возвращения короля в Париж. Генрих III пошел на перемирие и вернулся. Созванные им в октябре 1588 г. в Руане Генеральные штаты были свидетельством новой попытки стабилизировать обстановку в стране. Генрих III шел на уступки, но Гизы и лигёры были настроены воинственно. Ассамблея Генеральных штатов решила продолжать войну. Доведенный до отчаяния король приказал убить Генриха Гиза. В декабре 1588 г. приглашенный в Лувр герцог Гиз был зверски заколот. Генеральные штаты, антиабсолютистскую позицию которых поддерживал Гиз, были распущены. Однако расправа над Гизом не принесла ожидаемой Генрихом III победы. Убийство первого лигёра взорвало готовый к выступлению Париж. Похороны Гиза превратились в демонстрацию. Примеру Парижа последовали и другие города. Войска короля были разбиты литерами. Лига вновь стала центром антироялистского движения, ведшего к образованию городских республик и укреплению сепаратистских тенденций. Франция, к укреплению единства которой на протяжении второй половины XV — первой половины XVI в. стремились короли, подверглась расколу. В этой экстремальной ситуации в соответствии с договором с Генрихом Наваррским, заключенным в апреле 1588 г., Генрих III присоединяется со своими отрядами к гугеноту. Целью предполагаемой операции становится Париж. Однако последнему королю династии Валуа не суждено было осуществить свой план. В августе 1589 г. он был заколот доминиканским монахом Жаком Клеманом, пробравшимся в его военный лагерь. Начавшийся период безвластья стал не менее тяжелым, чем предыдущие годы. Францию опустошали дворянские отряды и иноземные наемники. Испанский король Филипп II в 1592 г. ввел в Париж из Нидерландов свой гарнизон. Во многих городах вспыхнули восстания, пришло в движение и крестьянство. Страна оказалась на грани национальной катастрофы. В этих условиях развернула свои решительные действия армия Генриха Наваррского. Недюжинные способности позволили законному наследнику на престол в середине 1598 г. приблизиться к Парижу и начать осаду. Не желая подвергать город разрушению, Генрих отрезал его от источников снабжения: сжег в окрестностях все мельницы и разобрал мосты. В осажденном городе продолжала свою работу ассамблея сторонников Католической лиги, обсуждался вопрос о престолонаследии. В нарушение традиции лига брала ответственность на себя. Это обстоятельство подтолкнуло Генриха Наваррского к решению о принятии католичества: Париж стоил мессы. Торжественное отречение от кальвинизма состоялось в июле 1593 г. в соборе Сен-Дени, за этим в феврале 1594 г. последовала коронация в Шартре. Генрих Бурбон, король Наварры, стал королем Франции под именем Генриха IV (1594—1610). С этого времени на французском престоле утвердилась династия Бурбонов. Религиозные войны выявили непоследовательность политики короны, антиабсолютистский характер выступлений дворянства как под католическим, так и под протестантским знаменами и слабость бюргерства, которому еще не чужды были средневековые муниципальные интересы. Отлично понимая политическую подоплеку религиозных войн, Генрих IV попытался прежде всего вырвать из рук антиабсолютистских сил религиозные знамена — разрешить конфессиональный конфликт. Нантский эдикт. Гарантией мира в послевоенной Франции стал Нантский эдикт, обнародованный Генрихом IV в 1598 г. Указ объявил в качестве официальной галликанскую церковь. Вместе с тем, став отражением внутренней политики монархии, он преследовал цель разрешить религиозно-политические проблемы. Это была первая попытка создания своего рода декларации прав подданных французской короны независимо от их конфессиональной принадлежности. В эдикте декларировались права на положение, имущество, образование, суд, медицинскую помощь. Однако реализация этих прав для католиков и протестантов была не одинаковой. Эдикт территориально ограничивал права протестантов на отправление культа: молебны могли совершаться в строго указанных местах, из которых исключались Париж, все крупные города и епископские резиденции. Протестанты могли обучать своих детей только в своих школах, коллегиях и университетах, которые разрешалось строить в местах отправления ими культа. Они не могли воспользоваться госпиталями, ибо последние находились под покровительством католической церкви. Право на суд протестантам разрешалось осуществлять только в специальных палатах, созданных при провинциальных парламентах. Протестанты, как подданные короны, помимо всего обязывались платить церковную десятину в пользу галликанской церкви. С политической точки зрения Нантский эдикт был призван содействовать укреплению власти на местах. Кроме того, повсеместное действие Нантского эдикта, начиная с 1598 г., лишало знать права по собственному усмотрению решать конфессиональную проблему в своих сеньориях. Генрих IV сделал важный шаг к превращению феодалов, прежде обладавших столь значительной привилегией, в королевских подданных. Вместе с тем Генрих IV вынужден был сделать протестантам весомые уступки. Гибкость его политического курса в интересах мира заключалась в предоставлении протестантам права на сохранение занимаемых ими со времени образования Гугенотской конфедерации городов-крепостей и укреплений. Это право жаловалось как “королевская милость” на 8 лет, по истечении которых надлежало его продлить либо отменить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|