Общая характеристика новорожденности
Одним из самых коротких возрастных периодов онтогенеза является новорожденность. «Рождение ребенка, - по словам Эльконина, - представляет собой качественный скачок, с которого начинается переход к новому, социальному типу развития».1 Периодом новорожденности, с медицинской точки зрения, считают возраст от рождения до 10- 21 дня, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес; другие авторы ограничивают этот возраст до семи дней - период зарубцевания пупочной раны. П.П. Блонский предлагал считать конечным сроком новорожденности седьмой постнатальный день, когда прекращается физиологическая убыль веса ребенка. Безусловно, что ребенок в этот период живет особой биологической жизнью. Во время родов он физически отделяется от матери, но не биологически. Все его существование это среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства2. Согласно рефлексологической точке зрения, период новорожденности заканчивается с момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-го – начало 2-го месяца). Однако, в рамках изучения возрастной психологии мы должны опираться на критерии психического и социального состояния новорожденности. С точки зрения М.Денисовой и Н. Фигурина к концу 1-го или началу второго месяца наступает поворотный момент в развитии ребенка – это появление улыбки на звук человеческого голоса.1 Первые социальные реакции ребенка в виде улыбки и есть максимальная граница новорожденности. Период новорожденности можно
1. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2001 2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2006 3. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2001
определить хронологическими рамками от 0 до 1,6 –2,0 месяцев (психологическая позиция). К моменту рождения ребенка его нервная система со стороны морфологического строения очень сходна с нервной системой взрослого человека. По размерам и массе мозг человека развивается раньше других органов. Функционально же, по сравнению со всеми другими жизненно важными органами, нервная система новорожденного развита наиболее слабо и находится в процессе интенсивного формирования. Функциональное развитие состоит в тесной связи с микроскопической структурой отдельных частей нервной системы с развитием нервных клеток. Микроскопическое строение спинного мозга уже при рождении, в общем, аналогично таковому у взрослого. Строение отдельных нервных клеток спинного мозга у новорожденного существенно не отличается от строения нервных клеток у взрослого. К моменту рождения спинной мозг развит относительно лучше, чем другие части нервной системы. Это относится также к развитию стволовой части мозга. Ядра продолговатого мозга и варолиева моста к моменту рождения имеют типичную для взрослого группировку клеток. Раннее развитие этих частей мозга связано с потребностью организма новорожденного в нервной регуляции дыхания, кровообращения, глотания, сосания, т.е. развития тех нервных центров, которые заложены в продолговатом мозгу. Мозжечок, являющийся ответственным за органы координации движений и регулирование мышечного тонуса, к моменту рождения является слаборазвитым. Макроскопически мозжечок является оформленным, хотя уменьшенным и упрощенным по своему строению, и микроскопически он резко отличается от мозжечка взрослого человека. К концу первого года жизни основные элементы мозжечка имеют законченное развитие. Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. После рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, кровообращение). Сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное одергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом – зажмуривание век, а яркость света – сужение зрачков и т.д. Эти реакции – защитные рефлексы.
Рефлексы, направленные на контакт с раздражителем, называются ориентировочными. В детской комнате роддома в солнечный день головки большинства новорожденных, как подсолнухи, повернуты в сторону света. Отмечено также, что уже в первые дни новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к уголкам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот. Кроме перечисленных, еще несколько реакций врожденного характера необходимо отметить: сосательный, цеплятельный, рефлекс отталкивания (ползания). Большинство врожденных реакций жизненно необходимо. Они помогают ребенку приспособиться к новым для него условиям существования. Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут составить основу психического развития. Они только лишь обеспечивают выживание. Атавистические рефлексы, полученные в наследство от животных предков, угасают раньше, чем на их основе развивается какое-либо действие. Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С.Выготскому говорить о “чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений”1. О содержании психической жизни новорожденного на сегодняшний день у ученых еще остается очень много вопросов, хотя за последние 30 лет изучение психики младенца заставили коренным образом психологов пересмотреть свои позиции в отношении психического развития младенчества. В течение длительного времени считалось, что новорожденный – это в основном существо чувствующее, практически неспособное к каким-либо видам деятельности. И.М. Сеченов так описывал психическую жизнь новорожденного: «О среднем члене акта, т.е. о сознательном элементе, у новорожденного не может быть собственно и речи, но ничего не говорит и против того, чтобы возбуждение чувствующих снарядов не отражалось в его сознании ощущениями со всеми основными дифференциальными характерами их, присущими тому или иному чувствующему снаряду (качественные различия боли, света, звука и проч.); ощущения эти не могут, однако, не быть слитными, потому что новорожденный не умеет ни смотреть, ни слушать, ни осязать и проч.»2. Последние исследования психики младенца Т. Бауэром, Т. Энгеном, М. Вертхаймером, Р. Фанцем и др. показали, что новорожденный обладает значительным потенциалом не только в сфере моторного, но и перцептивного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|