Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление образа «Я». Полоролевая идентификация.




Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно свя­зано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем неза­метно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2-х лет никак не реагировали на свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, уви­дев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, - следова­тельно, узнавали себя1

Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Наблюдая за развитием Полины в год и пять месяцев можно было отметить усилившийся интерес к своему изображению в зеркале. Спрашиваю: «Кто это в зеркале?». Смотрит, а затем показывает пальцем на себя. Повторяю вопрос. Еще раз показывает, но не называет. Примерно через месяц называет себя Пеппи, а затем уже Лёля, но на отображение в зеркале по-прежнему показывает на себя, но имя не произносит. (прим.автора)

Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок на­зывает себя - сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего “я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”, “я хоро­ший и больше никакой”. Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда эмоционально завышена.

Существенное место в становлении «Я» ребенка раннего возраста за-

 

 

1. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2003

нимает процесс полоролевой идентификации. Усваивая половую роль, ребенок усваивает ту или иную модель поведения и соответствует ей на протяжении всей жизни.

Первичное становление полоролевой идентичности осуществляется в раннем детстве. К 1,5 – 2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем в соответствии с первичной идентичностью ребенок идентифицирует себя с родителями своего пола, имитирует его поведение и обучается ему. Возраст до 3-4 лет оказывается наиболее сенситивным периодом формирования половой принадлежности.

Сознание “я”, “я хороший”, “я сам” и появление личных дейс­твий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается пе­реходный период - кризис 3-х лет.

Кризис 3-х лет

Кризис 3-х лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. По Д.Б.Эль­конину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отно­шений, кризис выделения своего “я”. Ребенок, отделяясь от взрос­лых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестрой­ки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его ини­циатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивает­ся, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющи­еся в отношениях с взрослыми (и никогда - со сверстниками). Л.С.Выготский, вслед за Э.Келер, описывает 7 характеристик кризи­са 3-х лет. Первая из них - негативизм. Остановимся на ней под­робнее, чтобы понять, как изменяется в это время структура пове­дения ребенка.

Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему опреде­ленный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательни­цы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказа­ли.

На первый взгляд, кажется, что так ведет себя непослушный ре­бенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать и не хочется - возвра­щаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе. Л.С.Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3-х лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые “обсуждают детей”, но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негатив­ная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хо­телось пойти, как и раньше, до своего отказа, и, оставшись одна, девочка горько плакала.

Из этого примера видно, как меняется мотивация поведения ре­бенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект - не­посредственное эмоционально напряженное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему не­посредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив пове­дения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, нега­тивизм - кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, ис­ходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важ­ным завоеванием в его развитии.

Вторая характеристика кризиса 3-х лет - упрямство. Это реак­ция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему это­го очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное реше­ние определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упря­мый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он бу­дет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его не соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

В переходный период может появиться строптивость. Она нап­равлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившей­ся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях, и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. “Да ну!” - самая распространенная реакция в таких случаях.

Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это положи­тельное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты с взрослыми.

У некоторых детей конфликты с взрослыми становятся регуляр­ными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны с взрос­лыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единс­твенным ребенком может появитьсядеспотизм. Ребенок жестко прояв­ляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возни­каетревность: та же тенденция к власти здесь выступает как ис­точник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспо­та.

Интересная характеристика кризиса 3-х лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, - обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, инте­ресно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не во время (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменя­ется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ре­бенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем - в подростко­вом возрасте.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе с взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание “я сам” - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооцен­ка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не толь­ко содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появ­ляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением “я” ребенка.1

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001

 

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...