Закономерности психического развития новорожденных.
Особенность развития новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребенка от детеныша животных, у которых в первую очередь совершенствуются движения. По данным Н.Л. Фигурина и М.П. Денисовой слуховое сосредоточе- 1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2006 2. Сеченов И.М. Избранные философские ипсихологические произведения. – М., 1947 ние появляется на 2-3 неделе жизни, при звуке звонка или детской трубы ребенок замолкает, движения прекращаются. На 3-4 неделе появляется ориентировочный рефлекс на голос разговаривающего с ребенком взрослого: ребенок замолкает, движения тормозятся. Приблизительно в это же время появляется зрительное сосредоточение, которое выражается в более или менее длительном фиксировании предмета глазами и в одновременной задержке движений. Появление зрительного сосредоточения совпадает с конвергенцией обоих глаз. 1 Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет ¼ часть веса мозга взрослого человека. Хотя количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого человека, сами эти клетки недостаточно развиты. Несмотря на это, уже в период новорожденности (и даже у детей, родившихся недоношенными) оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. Оно служит доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром включаются высшие отделы мозга – кора больших полушарий. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза.
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо 1. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития ребенка от рождения до одного года//Вопросы генетической рефлексологии. – М.., 1929. автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени. Для того чтобы мозг нормально созревал в период новорожденности, необходимо упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. При достаточном количестве впечатлений появляется возможность быстрого развития ориентировочных рефлексов, (что выражается в появление зрительного и слухового сосредоточения). Создается основа для последующего овладения движениями и формирование психических процессов и качеств. При сенсорной изоляции, развитие замедляется. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка и организатором таких впечатлений становится взрослый.
Взрослый подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком. Тем самым активизирует его ориентировочные реакции. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений ручек, ножек и головы, прекращение плача – происходит зрительное и слуховое сосредоточение. С момента рождения моторика имеет сложную организацию. Выделяются три группы моторных рефлексов: рефлексы положения и движения, общего положения тела – локомоции, хаотические движения ребенка. В этот период происходит активная адаптация моторики новорожденного. Переходность на данном уровне характеризуется иным распределением тонуса ног, спины и шеи. У новорожденного усиливается тонус мышц задней поверхности шеи и глубоких мышц спины, обеспечивающих выпрямление и удержание головы и туловища в прямое положение. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления. Жизнь новорожденного начинается с крика, который в первые дни носит рефлекторный характер. Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Мнение некоторых ученых состоит в том, что первый крик – это первое проявление отрицательной эмоции, так как спазмы вызывают чувство стеснения. Однако большинство ученых считают, что это мышечная реакция, потому что у новорожденного еще отсутствует жизненный опыт. В первые дни своей жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле. Основанием для крика служит голод, мокрые пеленки. Постепенно выражением отрицательной эмоции становится плач. Он является естественным выражением всякого рода страдания. Эмоции в это время выполняют функцию оценки, побуждения и регуляции поведения ребенка1 Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позже. Первое проявление положительной эмоции в виде улыбки удавалось наблюдать в конце первого – начале второго месяца, причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму или другого близкого человека, который ухаживает за ним, останавливает взгляд на их лицах, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа “ комплексом оживления ”. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в
1. Аверин В.а. Психология детей и подростков. – СПб., 1998 общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
МЛАДЕНЧЕСТВО Младенчество – особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2-х составляющих: во-первых, младенец биологически беспомощное существо. Его жизнь полностью зависит от ухаживающих за ним взрослых: питание, перемещение в пространстве, даже переворачивание с боку на бок осуществляется не иначе, как с помощью взрослого. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом - его отношение к действительности изначально социально. Во-вторых, находясь в социальной среде, ребенок лишен основного средства общения – речи. Вся организация жизни ребенка состоит в общении с взрослым, только общение это бессловесное. В этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения и заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Первая специфическая форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос) появляется к 2-3 месяцу жизни. В психологии она получила название «комплекса оживления». Он состоит из трех компанентов: 1) улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1- й неделе 2 – го месяца жизни. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребенок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой; вокализация выполняет просодическую функцию речи: ребенок «гулит», гукает, лепечет, вскрикивает навстречу к обращенному к нему взрослому; двигательные реакции состоят из поворачивания головы, скашиванием глаз на взрослого, слабыми движениями рук и ног. Постепенно ребенок начинает вскидывать руки, сгибать ноги в коленях, поворачиваться на бок с выгибанием спины. В развитом комплексе отмечаются энергичные поворотные прогибы спины с упором на затылок и пятки («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ногами, вскидывание, размахивание и опускание рук.
Комплекс оживления проходит 3 стадии: улыбка; улыбка + гуление; улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам). Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка в мимику, гуление в речь, двигательное оживление в хватание1 Общий принцип, которому подчинено развитие младенца - сенсорное развитие опережает моторное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|