Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности психического развития новорожденных.




Особенность развития новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребенка от детеныша животных, у которых в первую очередь совершенствуются движения.

По данным Н.Л. Фигурина и М.П. Денисовой слуховое сосредоточе-

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2006

2. Сеченов И.М. Избранные философские ипсихологические произведения. – М., 1947

ние появляется на 2-3 неделе жизни, при звуке звонка или детской трубы ребенок замолкает, движения прекращаются. На 3-4 неделе появляется ориентировочный рефлекс на голос разговаривающего с ребенком взрослого: ребенок замолкает, движения тормозятся. Приблизительно в это же время появляется зрительное сосредоточение, которое выражается в более или менее длительном фиксировании предмета глазами и в одновременной задержке движений. Появление зрительного сосредоточения совпадает с конвергенцией обоих глаз. 1

Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет ¼ часть веса мозга взрослого человека. Хотя количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого человека, сами эти клетки недостаточно развиты. Несмотря на это, уже в период новорожденности (и даже у детей, родившихся недоношенными) оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. Оно служит доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром включаются высшие отделы мозга – кора больших полушарий. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо

1. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития ребенка от рождения до одного года//Вопросы генетической рефлексологии. – М.., 1929.

автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и на­чинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха. В частности, ребенок начинает реагиро­вать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движе­ния. Но в целом образование условных рефлексов характерно для бо­лее позднего времени.

Для того чтобы мозг нормально созревал в период новорожденности, необходимо упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. При достаточном количестве впечатлений появляется возможность быстрого развития ориентировочных рефлексов, (что выражается в появление зрительного и слухового сосредоточения). Создается основа для последующего овладения движениями и формирование психических процессов и качеств. При сенсорной изоляции, развитие замедляется.

Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка и организатором таких впечатлений становится взрослый.

Взрослый подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком. Тем самым активизирует его ориентировочные реакции. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений ручек, ножек и головы, прекращение плача – происходит зрительное и слуховое сосредоточение.

С момента рождения моторика имеет сложную организацию. Выделяются три группы моторных рефлексов: рефлексы положения и движения, общего положения тела – локомоции, хаотические движения ребенка.

В этот период происходит активная адаптация моторики новорожденного. Переходность на данном уровне характеризуется иным распределением тонуса ног, спины и шеи. У новорожденного усиливается тонус мышц задней поверхности шеи и глубоких мышц спины, обеспечивающих выпрямление и удержание головы и туловища в прямое положение.

Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.

Жизнь новорожденного начинается с крика, который в первые дни носит рефлекторный характер. Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Мнение некоторых ученых состоит в том, что первый крик – это первое проявление отрицательной эмоции, так как спазмы вызывают чувство стеснения. Однако большинство ученых считают, что это мышечная реакция, потому что у новорожденного еще отсутствует жизненный опыт. В первые дни своей жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле. Основанием для крика служит голод, мокрые пеленки.

Постепенно выражением отрицательной эмоции становится плач. Он является естественным выражением всякого рода страдания. Эмоции в это время выполняют функцию оценки, побуждения и регуляции поведения ребенка1

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позже. Первое проявление положительной эмоции в виде улыбки удавалось наблюдать в конце первого – начале второго месяца, причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму или другого близкого человека, который ухаживает за ним, ос­танавливает взгляд на их лицах, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа “ комплексом оживления ”. Комп­лекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в

1. Аверин В.а. Психология детей и подростков. – СПб., 1998

общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. На­чинается собственно младенчество.

 

МЛАДЕНЧЕСТВО

Младенчество – особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2-х составляющих: во-первых, младенец биологически беспомощное существо. Его жизнь полностью зависит от ухаживающих за ним взрослых: питание, перемещение в пространстве, даже переворачивание с боку на бок осуществляется не иначе, как с помощью взрослого. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом - его отношение к действительности изначально социально. Во-вторых, находясь в социальной среде, ребенок лишен основного средства общения – речи. Вся организация жизни ребенка состоит в общении с взрослым, только общение это бессловесное.

В этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения и заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Первая специфическая форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос) появляется к 2-3 месяцу жизни. В психологии она получила название «комплекса оживления». Он состоит из трех компанентов: 1) улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1- й неделе 2 – го месяца жизни. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребенок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой; вокализация выполняет просодическую функцию речи: ребенок «гулит», гукает, лепечет, вскрикивает навстречу к обращенному к нему взрослому; двигательные реакции состоят из поворачивания головы, скашиванием глаз на взрослого, слабыми движениями рук и ног. Постепенно ребенок начинает вскидывать руки, сгибать ноги в коленях, поворачиваться на бок с выгибанием спины. В развитом комплексе отмечаются энергичные поворотные прогибы спины с упором на затылок и пятки («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ногами, вскидывание, размахивание и опускание рук.

Комплекс оживления проходит 3 стадии: улыбка; улыбка + гуление; улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка в мимику, гуление в речь, двигательное оживление в хватание1

Общий принцип, которому подчинено развитие младенца - сенсорное развитие опережает моторное.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...