Физическое развитие младенца.
Рецепторное и двигательное развитие младенца. Движения младенца очень сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущения разных модальностей. Например, синхронизация движений ребенка и матери. Под звуки речи или при совместном рассматривании картины и мать и ребенок движутся синхронно, не осознавая этого. Эти плавные, малозаметные движения настолько гармоничны, что у психологов, их фиксирующих, вызывают ассоциации с вальсом.1 Большое значение в познавательном развитии имеет развитие движений руки. Движения рук младенца, направленных к предмету, ощупывание предмета появляется примерно на 4 – м месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок способен схватить предмет, что требует сложной зрительно-двигательной координации. Акт хватания – это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Для того чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. До тех пор пока рука не
1. Мухина В.С. Детская психология. – М.,1999 превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Как отмечает Д.Б. Эльконин, «ребенок тянется к предмету без типичного положения кисти для схватывания и не удерживает предмета. Но затем уже при приближении к объекту кисть и пальцы руки ребенка начинают занимать такое положение, которое обеспечивает мгновенный захват предмета при прямом с ним соприкосновении»1.
Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка. «Во-первых, акт хватания связан с образованием зрительно-двигательных координаций; во-вторых, он представляет собой первое направленное действие; в-третьих, хватание является важным условием самых разнообразных манипуляций с предметом»2. Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения. Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж.Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых: ребенок катает машину, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком и т.д. Эти функциональные действия еще не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить ее с ложечки и т.п. Д.Б. Эльконин говорил, что человек давно придумал программированное обучение для детей первого года жизни. Это обучение осуществляется через игрушки, в которых запрограммированы те действия, которые с
1. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004 2. Указ. Соч. их помощью должен осуществить ребенок. Манипулирование ребенка с игрушками – это скрытая совместная деятельность. Здесь взрослый присутствует не непосредственно, а опосредованно, будучи как бы запрограммированным в игрушке.1 (Эльконин). Перенос действий на другие предметы еще не происходит в этот период. Познание окружающего мира напрямую связано с появлением к концу первого года жизни ходьбы. «И чем шире круг предметов, с которыми входит в контакт ребенок, чем разнообразнее действия ребенка с ними, тем отчетливее обнаруживается у него потребность в дифференцированном, точно направленном общении со взрослыми»2. (Эльконин). Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в раннем возрасте. Восприятие младенца Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает. Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Когда младенцу показывают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает по всему полю картинки, а быстро останавливается на границе белого и черного пространства. Если ему показать одновременно две картинки - однотонную и с вертикальными черными линиями, он дольше будет смотреть на второе изображение. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изло- 1. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004 2. Указ. Соч. мам - переходам прямой линии в изогнутую1. Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства. К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимание ребенка. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных, предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. В 1-2 месяца дети предпочитают черно-белые изображения цветным. Из-за недостатка контраста цветные изображения, возможно, могут казаться младенцу расплывчатыми или размытыми. Цветное зрение и цветные предпочтения младенцев также быстро развиваются. К 4 месяцам они различают большинство цветов. На цвет ребенок может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условно рефлекторных связей. Восприятие цвета к шести месяцам у младенцев такое же, как у взрослых. Активный интерес к. цвету появляется позже, с 6 месяцев.2 Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи Э.Гибсон и Р.Уолк провели красивый эксперимент с “обрывом”: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, 1.Bornstein,1978//Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2003 2. Указ. соч. и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины, если мать не проявляет признаков страха. После 6 месяцев большинство детей избегают “обрыва” и начинают плакать. 1 Считается, что младенец имеетцелостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.
Память младенца Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где
1. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2003
она лежит. К первому году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.1 Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития вербальной памяти.
Доречевой этап развития Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В раннем онтогенезе правое полушарие обеспечивает становление доречевого этапа, прежде всего ее просодических характеристик (интонация, темп, ритм), а также и образных (невербальных) и эмоциональных компонентов, связанных с развитием вокализации. Что касается левого полушария, то его роль в речевом развитии резко возрастает между 2-3 годами в период становления символической, активной речи ребенка. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычногулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу первого года ребенокпонимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сампроизносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Доречевой этап завершается к концу первого года жизни младенца и характеризуется: во-первых, пассивным пониманием речи; во-вторых способностью передать смысл одного предложения с помощью одного слова. 1.Piaget, О. (1965). The moral judgment of the child. New York: Free Press. Именно появление этой способности открывает следующий этап в речевом развитии ребенка – этап активной речи, который приходится на раннее детство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|