Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическое развитие младенца.




 

Время появления движений Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5-6 месяцев Хватает рукой предмет
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой, ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Рецепторное и двигательное развитие младенца. Движения младенца очень сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущения разных модальностей. Например, синхронизация движений ребенка и матери. Под звуки речи или при совместном рассматривании картины и мать и ребенок движутся синхронно, не осознавая этого. Эти плавные, малозаметные движения настолько гармоничны, что у психологов, их фиксирующих, вызывают ассоциации с вальсом.1

Большое значение в познавательном развитии имеет развитие движений руки. Движения рук младенца, направленных к предмету, ощупывание предмета появляется примерно на 4 – м месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок способен схватить предмет, что требует сложной зрительно-двигательной координации.

Акт хватания – это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Для того чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. До тех пор пока рука не

 

1. Мухина В.С. Детская психология. – М.,1999

превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Как отмечает Д.Б. Эльконин, «ребенок тянется к предмету без типичного положения кисти для схватывания и не удерживает предмета. Но затем уже при приближении к объекту кисть и пальцы руки ребенка начинают занимать такое положение, которое обеспечивает мгновенный захват предмета при прямом с ним соприкосновении»1.

Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка. «Во-первых, акт хватания связан с образованием зрительно-двигательных координаций; во-вторых, он представляет собой первое направленное действие; в-третьих, хватание является важным условием самых разнообразных манипуляций с предметом»2. Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж.Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых: ребенок катает машину, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком и т.д.

Эти функциональные действия еще не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить ее с ложечки и т.п.

Д.Б. Эльконин говорил, что человек давно придумал программированное обучение для детей первого года жизни. Это обучение осуществляется

через игрушки, в которых запрограммированы те действия, которые с

1. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004

2. Указ. Соч.

их помощью должен осуществить ребенок. Манипулирование ребенка с игрушками – это скрытая совместная деятельность. Здесь взрослый присутствует не непосредственно, а опосредованно, будучи как бы запрограммированным в игрушке.1 (Эльконин). Перенос действий на другие предметы еще не происходит в этот период.

Познание окружающего мира напрямую связано с появлением к концу первого года жизни ходьбы. «И чем шире круг предметов, с которыми входит в контакт ребенок, чем разнообразнее действия ребенка с ними, тем отчетливее обнаруживается у него потребность в дифференцированном, точно направленном общении со взрослыми»2. (Эльконин).

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в раннем возрасте.

Восприятие младенца

Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорож­денности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжитель­ность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предме­тов, выделяет контур и другие их элементы. Когда младенцу показы­вают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает по всему полю картинки, а быстро останав­ливается на границе белого и черного пространства. Если ему пока­зать одновременно две картинки - однотонную и с вертикальными черными линиями, он дольше будет смотреть на второе изображение. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изло-

1. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004

2. Указ. Соч.

мам - переходам прямой линии в изогнутую1.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совер­шенно новые объекты не привлекают надолго внимание ребенка. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных, предме­ты могут вызвать тревогу, испуг или плач.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. В 1-2 месяца дети предпочитают черно-белые изображения цветным. Из-за недостатка контраста цветные изображения, возможно, могут казаться младенцу расплывчатыми или размытыми. Цветное зрение и цветные предпочтения младенцев также быстро развиваются. К 4 месяцам они различают большинство цветов. На цвет ребенок может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно вы­берет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывает­ся по типу условно рефлекторных связей. Восприятие цвета к шести месяцам у младенцев такое же, как у взрослых. Активный интерес к. цвету появляется позже, с 6 месяцев.2

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи Э.Гибсон и Р.Уолк провели красивый экс­перимент с “обрывом”: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей,

1.Bornstein,1978//Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2003

2. Указ. соч.

и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины, если мать не проявляет признаков страха. После 6 месяцев большинство детей избегают “об­рыва” и начинают плакать. 1

Считается, что младенец имеетцелостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребен­ком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.

Память младенца

Познавательное развитие младенца предполагает включение ме­ханизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появля­ется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотно­сить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следую­щий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения. 4-месячный ребенок отличает знакомое ли­цо от незнакомого.

Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить че­рез 1 секунду, где

 

1. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2003

 

она лежит. К первому году все дети находят иг­рушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сход­ного объекта.1

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития вербальной памяти.

 

Доречевой этап развития

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В раннем онтогенезе правое полушарие обеспечивает становление доречевого этапа, прежде всего ее просодических характеристик (интонация, темп, ритм), а также и образных (невербальных) и эмоциональных компонентов, связанных с развитием вокализации. Что касается левого полушария, то его роль в речевом развитии резко возрастает между 2-3 годами в период становления символической, активной речи ребенка.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при ра­достном оживлении издает звуки, называемые обычногулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить неко­торые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жес­тикуляцией. К концу первого года ребенокпонимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сампроизносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С по­явлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Доречевой этап завершается к концу первого года жизни младенца и характеризуется: во-первых, пассивным пониманием речи; во-вторых способностью передать смысл одного предложения с помощью одного слова.

1.Piaget, О. (1965). The moral judgment of the child. New York: Free Press.

Именно появление этой способности открывает следующий этап в речевом развитии ребенка – этап активной речи, который приходится на раннее детство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...