АКАДЕМИЯ НАУК СССР. Ордена Дружбы народов. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы
Стр 1 из 19Следующая ⇒ АКАДЕМИЯ НАУК СССР Ордена Дружбы народов Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Л. Е. Куббель Очерки потестарно-политической этнографии
Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1988 К 88
Ответственный редактор А. И. ПЕРШИЦ
Рецензенты С. Я. КОЗЛОВ, Л. И. РЕИСНЕР Книга посвящена потестарно-политической этнографии — этнографической субдисциплине, предметом изучения которой служат отношения власти и руководства обществом в. докапиталистических общественных организмах, преимущественно предклассовых и раннеклассовых. Рассмотрены предметная зона этой субдисциплины, ее понятийно-терминологический аппарат, понятие потестарной и политической культуры и его содержания и другие вопросы. Книге предпослан краткий обзор развития потестарно-политической этнографии у нас в стране и ее аналога — политической антропологии — за рубежом. . 0508000000-082
К---------------------- 46-88 Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. ПРЕДИСЛОВИЕ Работа, предлагаемая вниманию читателя, посвящена доста-специфичной отрасли этнографической науки, сформиро-вавшейся в самостоятельную субдисциплину сравнительно недивно, менее полувека назад. Эта субдисциплина занимается традиционными отношениями власти и властвования в докапиталистических, преимущественно доклассовых и раннеклассовых, общественных организмах. В круг ее интересов входят как сами эти отношения, так и сопряженные с ними институты и системы: их задачи, формирование, структура и функционирование, а также сравнительное изучение таких отношений, институтов и связанных с ними процессов в разных обществах, классификация и типологизация их. В наши дни предметная зона данной субдисциплины существенно расширяется за счет включения в нее проблемы, которая может быть обозначена как соотношение традиционного и современного в указанной сфере общественной жизни.
Проблемы руководства обществом, складывания политической, т. е. государственной, организации и соответствующих ей структур, как объективных, так и субъективных, общественно-психологических, точно так же как и вопросы исторической преемственности в эволюции этой сферы жизни человеческого общества, отнюдь не чужды марксистской науке. Хорошо известно, что ими много и углубленно занимались создатели марксистско-ленинской теории общественного развития. Но рассмотрите этой проблематики происходило главным образом на общетеоретическом уровне, а при конкретном исследовании внимание концентрировалось почти исключительно на развитых классовых обществах, прежде всего капиталистическом. После победы Великой Октябрьской социалистической революции объектом конкретного изучения сделалась также политическая жизнь и политическая организация социалистического общества, а после образования мировой социалистической системы стало возможно такое изучение политической организации социализма и на более широком фактическом материале. Однако все такие работы велись почти исключительно в русле политической нау-ки — политологии. Специальному же этнографическому исследованию всех обозначенных выше вопросов в советской лите-ратуре не уделялось внимания практически до середины 70-х годов. Соответственно до этого времени в нашей науке не было итерминадля обозначения той области этнографии, той этно-графической субдисциплины, которой надлежит заниматься очерченным выше кругом проблем. Лишь в конце последнего
десятилетия был предложен термин «потестарная (от лат. potestas — «власть») и политическая»1. Содержание этого термина, равно как и обозначаемого им понятия, будет рассмотрено в дальнейшем (так же как и некоторые употребленные в предшествующем тексте понятия, например традиционный, власть или руководство). Здесь же хотелось бы сказать о том, что в западной науке, где потестар-ной и политической этнографией начали специально заниматься раньше, чем у нас, соответствующая область исследований носит название «политическая антропология». В кратком Предисловии не место разбирать разницу в объеме понятий «этнография» и «антропология» (в «западном» ее понимании), коль скоро этому посвящена достаточно обширная литература2. Но для наших целей стоит подчеркнуть: в области изучения отношений власти и всего с ними связанного расхождения между потестарно-политической этнографией и политической антропологией как раз сравнительно невелики, почему второй термин может рассматриваться как очень близкий аналог первого. Потестарная и политическая этнография — дисциплина в известном смысле пограничная, лежащая на стыке этнографии и политологии. По-видимому, не случайным совпадением было возрастание числа работ по сути своей политико-этнографических, ибо в них рассматривалась проблема взаимодействия традиционных (при всей условности, а порой и неопределенности этого понятия, что не раз отмечалось и в литературе3) институтов и структур власти в африканских странах с колониальными административными институтами одновременно с заметным оживлением интереса к вопросам управления обществом и его политической структуры в 70-е годы. Актуальность указанной проблемы для многих развивающихся стран не представляет сомнения. Но само по себе исследование того, как соотносятся в новых исторических условиях новое и традиционное, невозможно без достаточно серьезного представления о том, что же такое это традиционное на самом деле, каковы закономерности его эволюции и сегодняшней трансформации? Задачей настоящей работы, естественно, не может быть исчерпывающее исследование всех выдвигавшихся и выдвигаемых ныне проблем в области потестарно-политической этнографии и связанных с этим концепций. Ее цель скорее очертить главные из таких проблем, в частности: соотношение общего и особенного в формировании политической организации, государства; соотношение объективного и субъективного моментов в становлении власти вообще и ее последующей институционализа-ции; соотношение этнического (этнокультурного) и потестарно-политического в историческом развитии; тенденции и формы взаимодействия традиционных и современных потестарных и политических институтов и структур в наши дни; наконец, важной задачей представляется критический анализ политико-антропологических теорий, выдвигаемых в зарубежной науке.
Особое место занимает в книге рассмотрение такого важнейшего при этнографическом анализе явления, как потестарная и политическая культура. Собственно говоря, именно эта категория кладется в основу авторского подхода к затрагиваемым в работе вопросам. Такой подход, насколько можно судить по литературе, нехарактерен для зарубежной политической антропологии: политическая культура остается там главным образом сферой интересов политологии. Итак, как раз в попытке рассмотреть проблематику потестарно-политической этнографии «через» потестарно-политическую культуру и заключается главное отличие предлагаемой вниманию читателя книги. Соответственным образом строится и ее структура. После краткого историографического Введения в гл. 1 рассматриваются предмет и понятийный аппарат потестарно-политической этнографии — такие категории, как власть, руководство, авторитет и др. Последующие главы, со 2-й по 4-ю, посвящены анализу феномена потестарной и политической культуры, взятого самого по себе, и важнейшим его составляющим: формам обеспечения субъективного аспекта и объективным формам'реализации. Такой анализ позволяет коснуться проблемы, которая, с одной стороны, непосредственно связана с функционированием потестарно-политической культуры, а с другой — имеет и определенное общетеоретическое значение: соотношения потестарно-политического и этнического моментов в истории докапиталистических этносоциальных организмов (эсо)4. Эта проблема трактуется в гл. 5.
И наконец, завершает книгу глава, в которой предпринята попытка показать в общем виде принципиальные закономерности и некоторые конкретные результаты взаимодействия традиционной (т. е. в интересующем нас контексте — докапиталистической) потестарной и политической культуры народов освободившихся стран с развитой политической культурой сначала капиталистического, а в последние три десятилетия и социалистического общества. Конечно, в такого рода работе та или иная степень «перекрещивания» с трудами зарубежных исследователей была неиз-бежна уже просто в силу чисто объективных причин, связанных с отбором материала и общностью проблематики. Кроме того, в изучении немалой доли этой проблематики приоритет ино-странных ученых бесспорен. В частности, это можно сказать о научном творчестве французского этнографа и социолога Ж. Баландье. Ведь именно он в своей книге «Политическая антропология», первое издание которой увидело свет в 1967 г. 5, впервые в мировой науке обрисовал едва ли не с исчерпывающей полнотой только что представленный читателю круг вопро-сов, подлежащих ныне первоочередному изучению в политической антропологии. Многие тезисы Ж. Баландье полностью сохраняютсвое научное значение и два десятилетия спустя. И избе- жать определенного сходства с его работами было просто невозможно, колъ скоро речь шла об одних и тех же сюжетах. Тем более в некоторых случаях одним и тем же оказывался фактический базис выдвигаемых концепций. Последнее обстоятельство также легкообъяснимо. Помимо того что африканский материал ближе автору предлагаемой работы в силу его профессиональных интересов, стало уже своего рода общим местом утверждение, что Тропическая Африка во многих отношениях предоставляет исследователю широчайшую и весьма репрезентативную гамму вариантов докапиталистического общественного развития. Это действительно так, и само становление политической антропологии на Западе строилось едва ли не главным образом на африканских фактах. Именно поэтому я и строил свою аргументацию преимущественно на данных, относящихся к народам Африканского континента (это, конечно, ни в коей мере не исключало обращения в необходимых случаях к материалам азиатским, океанийским или американским). И наконец, последнее замечание. Книга построена на фактическом материале, собранном этнографами, представлявшими разные национальные научные школы, на протяжении более полустолетия, а в иных случаях — и в прошлом веке. Естественно, рассматривавшиеся в их исследованиях общества должны были претерпеть немалые изменения, особенно в послевоенный период, причем темп таких изменений все время нарастал. К тому же во многих случаях ощутимые перемены произошли уже к моменту контакта антрополога или этнолога с изучавшимся им обществом. Иначе говоря, принятая тогда в большинстве случаев западными учеными концепция «этнографического настоящего времени» (ethnographic present) была некорректна уже в то время6. Однако, хотя внимание наших зарубежных коллег с тех пор и обратилось преимущественно к динамике, мы, во-первых, далеко не всегда можем точно оценить степень трансформации того или иного эсо к нашему времени. Во-вторых же, не секрет, что многие черты традиционной общественной организации и традиционной культуры в освободившихся странах обнаруживают завидную устойчивость и сохраняются в качестве активных элементов жизни общества и поныне. Поэтому при описании таких черт вполне уместным оказывается употребление настоящего времени глагола даже в тех случаях, когда в общеисторическом смысле описываемые явления относятся иной раз к весьма отдаленному прошлому.
Считаю приятным долгом выразить самую искреннюю признательность своим коллегам из Сектора проблем истории первобытного общества и Сектора Африки Института этнографии АН СССР. Без постоянного и неизменно плодотворного обмена мнениями с ними появление предлагаемой читателю книги скорее всего было бы вообще невозможно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|