Т л а в it 1. Предмет и понятийный аппарат. Потестарно-политической. Этнографии
Т л а в it 1 ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПОТЕСТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТНОГРАФИИ Известно, что без власти Далеко не уйдешь. А. К. Толстой. История Руси от Гостомысла до Тимашева 1. Как уже сказано, интерес потестарной и политической (потестарно-политической) этнографии обращен на традиционные отношения власти, ее институты и системы главным образом в докапиталистических, преимущественно до- и раннеклассовых общественных организмах: их задачи, формирование, структуру и функционирование; сравнительный анализ этих отношений, институтов и процессов в таких обществах — различных как территориально и этнически, так и стадиально, — их классификацию и типологизацию. В современных исторических условиях предметом изучения во все большей мере становится также адаптация и/или инкорпорация традиционных структур власти во вновь создаваемые административные и политические институты развивающихся стран. Будучи вполне правильным с содержательной стороны, такое определение тем не менее вызывает по крайней мере два вопроса: почему научная дисциплина, рассматривающая указанный выше круг явлений, относится к этнографии в качестве ее отрасли, или субдисциплины? В каком соотношении она находится с такими науками, как политология и социология политических отношений? По-видимому, ответы на эти вопросы следует начинать с объяснения того, почему для интересующей нас дисциплины из-брано «двойное» определение, т. е. «потестарная и политическая (потестарно-политическая)». Такое обозначение вызывается принципиальным различием в понимании политики и политического, существующим между марксистской и немарксистской наукой. Оно сводится к тому, что для марксиста политика, как определяет ее новейшее отечественное справочное издание, это «сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти». Более развернутое определение политики принадлежит, например, Ф. М. Бурлацкому: «Политика — это форма взаимоотношений между классами, социальными
группами, нациями, связанная прямо или косвенно с проявлениями власти и деятельности властвования, понимаемом как способность принудить большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений»2. Нетрудно видеть, что в такой формулировке присутствует важнейший элемент, без которого политика немыслима — власть и отношения, с нею связанные, — однако, по существу, это определение не отличается от первого в основном. В самом деле, определяющая черта марксистского понимания политики — отнесение к политическим лишь отношений, присущих общественным организмам, располагающим уже сложившейся в целом классовой структурой и потому имеющим ту или иную форму государственной организации. Это вполне очевидно следует из ленинского определения политики: «Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства»3. Между тем в западной политической антропологии политическими считаются в равной степени отношения власти и властвования в современных высокоиндустриализованных обществах и те, какие существуют в обществах без антагонистических классов (во всяком случае, в их сложившейся форме), а соответственно и без присущего классовому обществу надстроечного оформления, например у жителей Тробрианских островов. И тем более проявляется эта черта политантропологических исследований, когда в качестве объекта исследования выступают народы, пребывающие на разных стадиях перехода от доклассового общества к классовому, как, например, некоторые общества доколониальной, да и постколониальной Африки4.
Само собой разумеется, марксистская наука ни в коей мере не отрицает существования определенных органов и механизмов руководства обществом, а стало быть, осуществления власти и властвования и в доклассовых общественных организмах. Однако деятельность этих органов и механизмов по самой своей направленности принципиально отлична от аналогичной деятельности в обществе классовом. Именно поэтому для обозначения отношений власти и властвования в доклассовом обществе и был предложен термин «потестарный», к настоящему времени достаточно утвердившийся в отечественной этнографической литературе5. Таким образом, название «потестарная и политическая (по-тестарно-политическая) этнография» подчеркивает тот факт, что объектом, изучаемым этой субдисциплиной, оказываются и общества прежде всего доклассовые или пребывающие на раз- ных стадиях перехода от доклассовости к классовости, равно как общества раннеклассовые и общественные организмы со сложившейся докапиталистической классовой структурой. Как известно, в обществах до- и раннеклассовых вся культу- ра в целом может рассматриваться в качестве традиционно-бытовой в силу своего бесписьменного характера (это означает опору прежде всего на устно передаваемую традицию) и недостаточной специализации отдельных своих сфер6. Вместе с тем значительная степень нерасчлененности свойственна и культуре античного и восточного обществ (исключением была, пожалуй, древняя Греция, на многие столетия опередившая другие регионы мира на пути специализации частей культуры), да и феодальному обществу на довольно продолжительном этапе его развития. Но совершенно очевидно, отношения власти и властвования образуют особую область человеческой деятельности и соответственно особую сферу культуры любого общества — культуру потестарную и политическую. О ней у нас еще пойдет речь особо; пока же хочу сказать только, что, не будучи до конца выделена из традиционной культуры любого докапиталистического общества, эта ее часть оказывается вполне закономерно входящей в предметную зону этнографической науки, тем более что организация отношений власти и властвования на этом этапе общественного развития служит весьма существенным элементом этнической специфики7. И вместе с тем, в силу того что этнография отнюдь не ограничивается изучением только особенного, а рассматривает также и общее в жизни народов, обусловленное формационными и историко-культурными признаками, не вызывает сомнений и правомерность анализа в рамках этнографических исследований также и общих черт по-тестарной и политической организации и ее эволюции.
Таким образом, можно сказать, что предметную зону поте-старной и политической этнографии составляет традиционная потестарная и политическая культура докапиталистических обществ. При этом, по мере того как общественный организм развивается в качестве классового общества, происходит специализация отдельных областей, или сфер, его культуры, и в конечном счете политическая культура становится относительно самостоятельной. Процесс этот находит завершение только при капитализме, однако степень специализации бывает достаточно высока уже в развитом феодальном обществе, и тем самым политическая культура такого общества оказывается вне пределов предметной зоны этнографии, все более утрачивая этнически специфичные черты в пользу общеклассовых характеристик. Именно здесь, на мой взгляд, и проходит граница между политической (и потестарной тем более! ) этнографией и политологией. Последняя занимается изучением отношений власти и властвования в условиях относительно самостоятельной и вполне уже специализированной политической культуры, к тому же в капиталистическом и социалистическом обществах понятие политической деятельности оказывается шире понятия политической культуры и не ограничено ее пределами. Классовое содержание политической деятельности и ее форм решительно преобладает над локальными и региональными особенностями, : в значительной степени нивелируя их. Конечно, специфика в той или иной мере сохраняется, но она уже не носит этническо-
го характера, вернее, этническое в данном случае присутствует как бы в «снятом» виде, в форме национально-особенного, т. е. тоже нивелировано. Соответственно и исследовательские методы, и инструментарий политологии оказываются во многом отличны от этнографических. Что же касается соотношения между потестарно-политиче-ской этнографией и социологией политических отношений, то различны прежде всего предметные зоны этих научных дисциплин. Если, как уже говорилось, такой зоной для потестарной и политической этнографии служит традиционная потестарно-политическая культура обществ докапиталистического уровня развития, то социология политических отношений занимается в первую очередь, как специальная социологическая теория, изучением «социальных основ и социальных действий (силы, цели, результаты) установившейся в обществе власти»8, т. е., по существу, общесоциологической теорией политики. Кроме того, в приложении этой теории к специальным разделам социологии политических отношений, например социологии политических партий, социологии политического сознания, социологии политического поведения и т. п., центр тяжести лежит именно на изучении высокоиндустриализованных современных обществ — как социалистических, так и капиталистических — и «современного» сектора в развивающихся странах. Впрочем, как раз в последнем случае интересы политической этнографии и социологии политических отношений довольно близко соприкасаются друг с другом. Ведь само по себе отнесение к предмету потестарной и политической этнографии только традиционной потестарной и политической культуры докапиталистических обществ, свойственных этим обществам форм отношений власти и их организации вовсе не означает отказа от изучения таких явлений и в тех общественных организмах, которые находятся также и на стадии капиталистического развития или даже избрали в послеколониальную эпоху социалистическую ориентацию (в условиях развивающихся стран). Собственно говоря, упоминавшаяся в самом начале этой главы проблема адаптации и/или инкорпорации уже есть определенная форма изучения этих обществ, но с существенным ограничением: потестарная и политическая этнография рассматривает их в той лишь мере, в какой речь идет именно о судьбах традиционной потестарной и политической культуры — отношений, институтов и структур — в новых условиях. Ведь именно эти отношения, институты и структуры служили и сейчас еще нередка служат одним из главных выражений этнической культурной специфики, о чем уже была речь. С такой точки зрения изменения, происходящие, например, в политическом сознании и поведении членов традиционных обществ, включаемых в той или иной форме в современный мир, оказываются предметом изучения в равной мере и потестарно-политической этнографии, и социологии политических отношений.
В целом, однако, возможности потестарной и политический этнографии в изучении современных общественных организм ограничены достаточно жесткими пределами. Усложнение струк-туры общества превращает изучение его политической культу-ры, не говоря уже о его политической организации в целом, в комплексную задачу, решать которую можно только совместными усилиями политологов, социологов, экономистов и представителей других научных дисциплин. Характерно, что в этом смысле расхождения между предложенным выше пониманием предметной зоны потестарно-политической этнографии и тем, как понимаются задачи политической антропологии на Западе, оказываются меньшими; нежели между пониманием предмета эт-нографии, с одной стороны, и социальной и культурной антропологией в целом — с другой9, если, конечно, отвлечься от того принципиального различия, о котором говорилось выше. Из данного выше определения предметной зоны потестарной и политической этнографии кактрадиционной потестарно-политической культуры обществ докапиталистического уровня раз-вития вытекает весьма существенное следствие: неизбежность определенной степени совпадения понятийно-терминологическо-го аппарата этой этнографической субдисциплины с политоло-гией. В самом деле, такое совпадение неизбежно в той мере в какой политология (и социология политических отношений) изучает политическую культуру капиталистического и социалистического обществ, т. е., несколько забегая вперед, отношения власти и властвования в их объективном (через институты и структуры) и субъективном (ориентации, мотивации политического поведения, системы политических ценностей и т. п. ) аспектах. Это приводит к тому, что потестарно-политическая этнография у нас и в еще большей мере политическая антропология за рубежом до сего времени практически не располагают собственным понятийным и терминологическим аппаратом, используя инструментарий, почерпнутый у других наук, в первую очередь, естественно, у социологии и политологии. Конечно, коль скоро речь идет об изучении разных сторон одного и того же объекта — общества, подобное совпадение аппарата не может рассматриваться ни как нечто неожиданное, ни тем более как нечто отрицательное. Необходимо, однако, все же учитывать известную специфику потестарной и политической культуры докапиталистического уровня, в особенности то, что такие категории, как власть или авторитет, в этих культурах никогда не выступают в том «чистом» виде, в каком они предстают перед политологом, изучающим современное высокоиндустриализиро-ванное общество. В частности, это относится к проявлению этнической специфики в потестарной и докапиталистической по-. литической культуре. Кроме того, конечно, сохраняются расхождения в понятийно-терминологическом аппарате, связанные с принципиальной раз-ницей в методологическом подходе между марксистской и не- марксистской наукой. Привычные для нас категории типа «доклассового», «предклассового» или «раннеклассового» общества зарубежные политантропологи (включая даже и часть марксистов) используют в общем редко и как бы неохотно, предпочитая им различение государственного и догосударствен-ного общества. Вольно или невольно при этом «смазывается» принципиальная разница между глубинными социальными: структурами таких обществ 10. Вместе с тем в ряде случаев; терминология и понятия, предлагаемые западными коллегами, могут достаточно успешно использоваться и в рамках марксистского подхода к изучению потестарной и докапиталистической политической культуры. Так, например, весьма плодотворной оказывается типология догосударственных (т. е. до- и пред-классовых) обществ, предложенная в свое время М. Фридом11; в известной мере могут быть полезны при изучении традиционной потестарно-политической культуры и некоторые категории экономической антропологии12. Тем не менее использование понятийно-терминологического аппарата, заимствуемого у зарубежных политантропологов, неизменно требует определенной осторожности, а главное — сугубо конкретного исторического подхода. 2. Известное совпадение понятийно-терминологического аппарата потестарно-политической этнографии, с одной стороны, и социологии политических отношений и политологии — с другой, о чем была речь выше, касается в первую очередь некоторых ключевых понятий и категорий — власти, управления, руководства и авторитета. Все это категории общесоциологические, и анализу их посвящено великое множество работ. Для наших целей достаточно определить указанные понятия и их объем, а также в общем виде рассмотреть соотношение между ними, точнее, между властью и остальными названными категориями, ибо центральным понятием, вокруг которого строится потестар-но-политическая этнография, служит, как это явствует из самого-определения этой этнографической субдисциплины, понятие власти. Общепризнано, что власть, как таковая, есть волевое отношение между людьми в рамках той или иной социальной системы. Такое ее понимание было с полной определенностью, сформулировано основоположниками научного социализма13. Что же касается конкретных дефиниций, то они достаточно многочисленны, подчеркивая внутри этого понимания те или иные его стороны с разной степенью детализации. Это легко видеть из. сравнения нескольких таких дефиниций между собой, что мы сейчас и проделаем. Так, Ф. М. Бурлацкий в новейшем справочном издании понимает власть как «в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие; на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства— авторитета, права, насилия (экономического, политиче- ского, государственного, семейного и др. )», развивая и обобщая более раннее определение, принадлежащее ему же 14. Н. М. Кейзеров рассматривает власть как «присущее обществу и определяемое его базисом волевое отношение между людьми (а в классовом обществе — между классами), при котором применение ее носителем особой системы средств и методов обеспечивает выявление и доминирование властной воли посредством общественной организации в целях управления и обеспечения соблюдения социальных норм на основе принципа социальной ответственности» 15. Наконец, определение власти М. Вебером, из которого, как правило, исходит и западная политическая антропология, и западная политология, гласит: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана» 16. При всей близости этих определений для целей настоящей работы самым общим и в то же время полным мне представляется первое. Оно и принимается в дальнейшем в качестве рабочего. Признание власти волевым отношением само по себе еще не дает ответа на вопрос о причинах, вызывающих к жизни такое отношение. Не отвечает оно и на вопрос о целях и причинах проявления властной воли индивида или социальной группы в том или ином общественном организме. Наконец, непроясненным остается и вопрос об условиях и факторах, способствующих выделению разных видов власти, упомянутых в принимаемом здесь определении. Впрочем, последнее в самом общем виде объясняется достаточно просто: ростом и усложнением общественного производства, а соответственно и организации общества, социальной и всей общественной жизни, что влечет за собой все возрастающую специализацию отдельных ее сфер. Но в таком случае мы опять-таки в конечном счете приходим к иной формулировке самого первого и самого общего из названных выше вопросов, а именно какие причины вызывают вообще необходимость видов власти, специализированных в соответствии со специализацией важнейших сфер жизни общественного организма. Понятно, при этом потестарно-политическую этнографию занимают самые общие вопросы власти, относящиеся в наибольшей степени ко всему общественному организму в целом, а не к отдельным областям его жизнедеятельности. Представляется вполне очевидным, что исходным путем возникновения власти, как таковой, послужила потребность в регулировании функционирования общественного организма. Такого рода потребность, вне всякого сомнения, ощущалась уже на самых ранних стадиях эволюции человеческого общества, притом более или менее безотносительно к масштабам тех или иных коллективов. Эти масштабы, конечно, определяли большую или меньшую сложность самого процесса удовлетво- рения такой потребности, но ни в коей мере не изменяли факта ее объективной необходимости на любых уровнях. В основе лежала нужда в обеспечении функционирования того или иного человеческого коллектива как самовоспроизводящейся общественной единицы, и в частности в таком распределении имеющихся в его распоряжении естественных ресурсов, которое бы позволило данной группе людей сохраняться как ясно определенному целому и обеспечивать нормальное биологическое воспроизводство своего численного состава, а затем и свое социальное воспроизводство. В этом смысле власть необходимо присутствовала в любом человеческом обществе, начиная с самых отдаленных эпох его существования. Как подчеркивал В. И. Ленин, «принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» 17. Иначе говоря, власть вовсе не обязательно должна была иметь строго организованные формы, хотя задачи ее в конечном счете оставались одни и те же, а именно, во-первых, сохранение целостности данного социального организма, противодействие любым факторам, внешним и внутренним, угрожающим такой целостности, и, во-вторых, обеспечение нормального функционирования данного организма в рамках заданной социальной структуры. Задачи эти всегда находятся в теснейшей взаимосвязи и одна без другой немыслимы. В то же время в обществе классовом они решаются в форме обеспечения власти меньшинства над большинством и эксплуатации этого меньшинства, т. е. классового господства, которое сохраняет общество именно как антагонистическую структуру и его функционирование в качестве таковой. Среди внутренних деструктивных факторов, угрожающих самому существованию общества, в особенности на ранних стадиях социальной эволюции, на первом месте стоит тенденция к нарушению объективно необходимых пропорций между общественным производством и потреблением. И как раз в пресечении таких тенденций через отношения власти и властвования заключается тот, по определению К. Маркса, верный инстинкт всякого общества, который препятствует последнему своими действиями ставить под угрозу собственное воспроизводство18. В этой связи нелишним будет заметить, что некоторые западные авторы рассматривали в качестве одной из главных практических задач политической (по их терминологии) власти именно сдерживание соперничества между членами общества, имеющего в конечном счете материальную подоплеку. И сама власть есть согласно такой точке зрения продукт этого соперни- чества 19. Подобный взгляд на вещи в определенной мере справедлив, но только в определенной мере, и нуждается в существенном ограничении. Справедлив он лишь в отношении власти политической, противополагаемой дополитической или в край- нем случае предполитической (потестарной или позднепотестар-ной) власти, существующей в обществах, далеко уже продви- нувшихся по пути классообразования (стратифицированные общества типологии Фрида с дифференцированным доступом к важнейшим ресурсам). Когда подобная оговорка не делается, результатом оказывается неправомерная экстраполяция на всю историю доклассовых обществ представлений, верных лишь для самого позднего, предклассового ее периода. Едва ли правомерно утверждать, будто соперничество из-за ресурсов было характерно для родового общества периода его расцвета: гораздо более типичны в данном случае были отношения сотрудничества. Но в том-то и дело, что и сотрудничество внутри таких первобытных человеческих коллективов тоже нуждалось в ка- Не изменяя самого факта объективной необходимости тех Проблема масштабов социального организма непосредственно связана с таким вопросом, как установление пределов функционирования потестарных и политических отношений. В самом деле, достаточно очевидно: несмотря на наличие власти и властных отношений в семье, эту власть и эти отношения едва ли можно отнести к потестарным, тем более к политическим. По-видимому, можно утверждать, что существует определенный «порог», ниже которого власть утрачивает потестарный или политический характер. Если исходить из предложенного Ю. И. Семеновым понимания социального организма как «самостоятельной единицы социального развития»20, то придется признать, что семья в такой роли выступать не может. Другое дело — община в различных ее стадиальных и хозяйственно-культурных вариантах. Вопрос о «пороге» потестарно-политиче-ских отношений будет еще рассматриваться далее в связи с необходимостью разграничить сферы потестарно-политической и соционормативной культуры. Пока же можно утверждать, что таким «порогом», вероятнее всего, следует считать в некоторых случаях непосредственно общинный уровень, т. е. уровень отношений власти и властвования внутри самой общины, а в более общем случае — таких отношений между общиной и племенем как этносоциальным организмом (эсо), а позднее вождеством и, наконец, государством; эти отношения уже могут рассматри-ваться в качестве потестарных или политических, в то время как внутрисемейные таковыми считаться не должны. Собственно говоря, это прямо вытекает из точки зрения Ю. В. Бромлея, предложившего сам термин «потестарный»; социальным организмом, иначе говоря, самостоятельной единицей социального развития он считает племя-эсо и именно его понимает как потестарно-социальный организм21. В принципе возможно, видимо, говорить о том, что к поте-старным или политическим принадлежат лишь отношения власти и властвования, возникающие именно между такими самостоятельными единицами. Но при этом надо сделать две непременные оговорки. Во-первых, община сохраняется в качестве субъекта политических отношений, даже утратив положение самостоятельного социального организма и превратившись в суборганизм в составе государства22. Во-вторых, по мере стадиального продвижения того или иного эсо в рамках вторичной общественно-экономической формации (что чаще всего сопровождается разрушением общинной организации) может происходить и повышение «порога» политической деятельности. В этом случае происходит укрупнение самостоятельных — самостоятельность эта, понятно, в большой мере относительна—социальных единиц. Как правило, субъектами политических отношений становятся здесь прежде всего этносоциальные области и расселен- ные в них человеческие общности, которые за неимением луч-шего термина можно обозначить как протонародности23 (понятно, не сами по себе, а через возникающие у них политические структуры). Объективной основой любых отношений власти и властвования, их материальной предпосылкой в любом обществе всегда было и остается материальное производство. Неразграниченность же различных сфер общественной жизни на ранних этапах его развития означает прежде всего неразграниченность на первых порах, с одной стороны, производства, как такового, и непосредственного руководства им — с другой, руководства всеми прочими аспектами функционирования общественного организма. Здесь еще не выделены разные уровни властных отношений, и такие важнейшие категории, связанные с осуществлением власти, как руководство, управление, авторитет, образуют некое синкретическое единство.
В то же время уровни потестарного и политического оказываются четко разграничены с точки зрения их соотношения с общественным производством. В самом деле, под потестарным понимается состояние общества, при котором нет еще антаго-нистических классов, нет эксплуатации и, следовательно, нет надобности в особом механизме для регулирования отношений между этими классами в пользу одного из них. Однако классовая структура общества, ее наличие или отсутствие могут в определенном смысле рассматриваться как производные. Ибо первичной, определяющей всегда была дифференциация по уровню общественного производства, т. е. в конечном счете по уров- ню общественной производительности труда и, следовательно, по наличию или отсутствию избыточного продукта, который можно было бы превращать в прибавочный, отчуждая его у непосредственного производителя и тем самым создавая необходимые предпосылки для формирования антагонистических классов и для преобладания в характере власти в обществе отношений господства и подчинения. Понятно, что разделение разных уровней властных отношений и того единства форм проявления власти, о котором была речь выше, отнюдь не было разовым процессом, а заняло очень и очень продолжительный период. Строго говоря, и здесь можно говорить о полном его завершении только после победы капиталистического способа производства. Тем не менее, пусть и не в законченной форме, руководство, управление, авторитет к моменту формирования классового общества обретают относительную автономию друг от друга, характеризуя разные стороны и аспекты выявления властных отношений при регулировании функционирования общества как самовоспроизводящейся системы. При этом образуются как бы три пары понятий, диалектически связанных между собой: власть и руководство, власть и управление, власть и авторитет. Притом помимо связей внутри каждой из этих пар вторые их члены, разумеется, связаны и друг с другом. И к тому же, как обычно бывает в таких случаях, в социальной практике все эти категории настолько тесно переплетены, что рассматривать их в изолированном виде можно только на логическом уровне. Такое переплетение хорошо видно, например, при рассмотрении первой из трех перечисленных выше «диалектических пар» — власти и руководства. Ф. М. Бурлацкий определяет руководство как «способность осуществлять свою волю путем воздействия в различных прямых или косвенных формах на руководимые объекты»24. Нетрудно видеть, что подобное определение очень близко к приводившемуся выше определению власти, как таковой. Однако при всей близости этих понятий они несводимы друг к другу. Руководство, бесспорно, есть одна из форм проявления власти. Но в то же время оно в принципе шире последней; скажем, может строиться и на одном только моральном авторитете, с одной стороны, а с другой — необязательно сопряжено с осуществлением власти25. Со своей стороны, власть, будучи по определению волевым отношением, вовсе этим не исчерпывается. В самом деле, проявлению властной воли, т. е. фактору изначально субъективному, должна соответствовать и сопутствовать и объективная способность осуществить те или иные акты руководства; об этом достаточно ясно сказано во всех цитированных выше определениях понятия «власть». В таком смысле, несомненно, заслуживает внимания предложенное недавно М. Бентоном выделение двух понятий: власти как способности решать те или иные задачи (power to) и власти как отношений социального 33 контроля (power over)26. Однако эта объективная способность неотделима от такого фактора, как авторитет, т. е. опять-таки фактора в значительной мере субъективного, о чем еще пойдет речь. Выяснение соотношения между властью и управлением, которое тоже представляет одну из форм проявления властных отношений, несколько затруднено тем, что само понятие управления может рассматриваться, так сказать, на нескольких уровнях, приобретая соответственно достаточно разный смысл. В наиболее общем значении управление трактуется как «функция организованных систем различной природы... обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности». Соответственно управление социальное «есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы»27. Однако такое общее определение едва ли может быть пригодно для исследования конкретных общественных организмов и требует уточнения. Собственно говоря, это определение близко к тому процессу, который ранее в этой главе обозначался как регулирование общественного развития. В то же время на уровне конкретно-практическом управление во многом совпадает с руководством, как оно определялось выше. Дело обстоит, именно таким образом, это можно видеть хотя бы из того, что как раз в этом смысле пользуются понятием управления некоторые из советских авторов28. Неоднозначность термина «управление» может порождать, определенные неудобства, и это вызывает необходимость разграничения понятий управления в широком смысле, т. е. регулирования жизни общества в целом, и непосредственно управления, т. е. решения тех пли иных конкретных задач, как частных, так и общих, или их комплексов. Такого рода разграничение, на необходимость которого обратил ранее внимание Ф. М. Бурлацкий29, принимается и в настоящей работе. Несколько упрощая, можно сказать, что речь в данном контексте идет о различении управления в качестве общего свойства организованной материи и управленческого труда как выражения деятельности человека по реализации этого свойства30. Именно при понимании управления в последнем смысле становится очевидной объективная необходимость и потребность различения управления и власти. Она вытекает из факта воз-можности и реального существования двух типов руководства, или управленческого труда, характеризуемых разной ориентаци- ей — «на результат» или «на процесс». По этому критерию, власть как связанная с руководством способность заставить, индивидов или группы (вплоть до больших масс людей) выполнять те или иные предварительно принятые решения имеет в виду достижение тех целей, которые ставились при принятии этих решений. Управление же касается непосредственно самой реализации достижения указанных целей, т. е. направлено в первую очередь «на процесс», точнее, на то, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия его протекания и максимальную его эффективность. Естественно, в таком случае требуется внимание к отдельным стадиям и моментам этого процесса, иначе говоря, как раз к промежуточным стадиям реализации управленческих решений31. Отмеченная необходимость разграничения власти и управления вполне осознается в зарубежной политической антропологии. Насколько мне известно, первым, кто рассмотрел эту проблему в плане выделения разных уровней руководства жизнью общества, был британский африканист М. Смит в 1956 г. Он различал уровни политический (в данном контексте как раз очень хорошо видно различие между марксистским и немарксистским подходами к проблеме: политический уровень М. Смит выделял в обществах, строившихся как система сегментных линиджей и не имевших ничего такого, что хотя бы отдаленно напоминало государственную, т. е. политическую, структуру) и административный. На первом происходит принятие решений, которые касаются общества, — точнее было бы, видимо, сказать, социального организма в отмечавшемся выше смысле в целом; во втором такие решения реализуются32. Нетрудно видеть, что схема М. Смита в принципе совпадает с только что изложенной. Надо только всегда помнить, что, как и все исследователи, относившиеся к британской школе политической антропологии 50-х — начала 60-х годов, М. Смит исключал из рассмотрения в составе «общественных дел» (public affairs) общественное производство со всеми принимаемыми по его поводу решениями, ограничиваясь только «политическим» аспектом дела, определяемым по чисто формальному критерию. Уже говорилось о неразрывной связи объективного и субъективного моментов в осуществлении властных отношений, находящей свое выражение. в третьей из выделенных выше пар понятий—власть и авто Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|