Из истории политической этнографии/антропологии
ВВДЕНИЕ ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТНОГРАФИИ/АНТРОПОЛОГИИ Научные историки изучают проблемы — они ставят вопросы и, если они хорошие историки, задают такие вопросы, на которые можно получить ответ. Р. Дж. Коллингвуд. Идея истории 1. Говоря о развитии политической (и потестарной, о чем еще будет речь далее) этнографии, приходится с самого начала подчеркнуть обстоятельство, не слишком частое в истории науки (хотя и не уникальное). Политическая антропология на Западе (как уже говорилось, я буду использовать этот термин как аналог нашему «потестарно-политическая этнография») в научной традиции имеет четко зафиксированную дату рождения. Такой датой принято считать 1940 г., когда увидели свет сразу три книги, в которых были поставлены многие важные теоретические вопросы, связанные с организацией власти в некоторых африканских обществах, ее функционированием и ин-ституционализацией: «Нуэры» и «Политическая организация ануаков Англо-Египетского Судана» Э. Эванс-Причарда и «Африканские политические системы» — коллективный труд британских социальных антропологов под общей редакцией того же Э. Эванс-Причарда и М. Фортеса 1. Несомненно, однако, корни новой этнографической субдисциплины уходят во времена намного раньше 30—40-х годов нашего века. Если не углубляться слишком далеко, то, пожалуй, самой ранней политико-антропологической работой придется считать «Лигу ирокезов» Л. Моргана; во многом может быть так охарактеризован основной труд Г. Мейна «Древний закон»; и уж конечно, как политико-антропологическое исследование следует рассматривать и книгу Р. Лоуи «Возникновение госу-дарства»2. Причем речь идет в данном случае о трудах, напи-санныx этнографами или построенных главным образом на этнографических материалах. Если же иметь в виду и те, какие созданы скорее в рамках общей политологии, как мы определи-ли бы сейчас, скажем, вспомнить хотя бы имена Л. Гумпловича или Ф. Оппенгеймера, то число публикаций, которые можно так или иначе отнести к политико-антропологической проблематике, намного увеличится. Тем не менее справедливо, что в качестве особой отрасли этнографической науки (социальной антрополо-гии британской и американской номенклатуре) исследование
традиционной власти и всего с нею связанного стало восприниматься именно после 1940 г. Хотя и здесь стоит оговориться: само ее название впервые было введено в обиход только в 1959 г. американским антропологом Д. Истоном3. К этому времени уже существовала школа политической антропологии в Великобритании, началось формирование таких школ в США и во Франции. Если говорить о предпосылках, обусловивших конституиро-вание политической антропологии в качестве самостоятельной антропологической (этнографической) дисциплины, то приходится отметить, что помимо объективной логики развития науки немаловажную роль сыграли сугубо практические потребности европейских колониальных держав. Вопрос о роли западноевропейской этнологии (во Франции, Бельгии и Португалии) и социальной антропологии (в Великобритании) при становлении колониального управления достаточно сложен. Несомненно, некогда распространенные в нашей литературе взгляды на эти науки как на чуть ли не составную часть системы колониального управления4 рисовали значительно упрощенную картину реального положения дел. Этнографическая наука в странах Запада, конкретные исследователи, как правило, не принимали участия в организации управления колониями, эту задачу решали «практики» колониализма, и отношение их к науке бывало весьма нередко скептическим, а то и недоброжелательным5. Но в то же время бесспорно и другое: когда в колониях административная система более или менее устоялась, наметилась вполне определенная тенденция к использованию данных этнографических исследований для ее совершенствования. И именно к этому времени и относится формирование политической антропологии, которая может в немалой степени рассматриваться как порождение упоминавшейся только что тенденции, как определенная форма выполнения «социального заказа» — во всяком случае, в том, что касается ее объективного значения.
В наибольшей степени это проявилось в истории британской политической антропологии, имеющей к нашему времени самый продолжительный научный «стаж», если можно так выразиться. С самого начала ее характеризовал повышенный интерес к структурам и институтам власти; это вытекало из практически-политических нужд колониальной администрации. Широко распространенная в колониях Великобритании система так называемого «непрямого» управления (indirect rule) требовала основательного знакомства с «туземными» (native) социальными и потестарно-политическими установлениями, которые предполагалось в том или ином виде использовать. Причем вопрос этот был особенно актуален в африканских условиях, где богатейший опыт «непрямого» управления, накопленный британцами в Азии на протяжении XVIII—XIX вв. в обстановке обществ, гораздо более развитых, нежели африканские, зачастую не «срабатывал». При этом политико-антропологические штудии оказали немалое обратное влияние на теоретические построения британской социальной антропологии. Именно они в большой мере послужили стимулом к тому сближению в британской нау-ке функционалистского и структуралистского подхода, которым отмечено, например, научное творчество такого исследователя, как А. Рэдклиф-Браун, особенно в последний период eго, жизни6. Британцы были не одиноки в использовании традиционных социальных и политических институтов, их приспособлении к нуждам колониальной администрации. Можно сказать, что так или иначе, но практически всем колониальным державам приходилось это делать, невзирая зачастую на официально принятую концепцию управления колониями. Даже французские колони-аагоры, казалось бы всего последовательнее проводившие в жизиь принцип «прямого» управления, и те были вынуждены принять как некую данность и в определенной степени на нее опираться традиционную политическую организацию народа мосн на территории нынешней Буркина Фасо. Еще большим опытом использования «туземных» правителей в колониях рас-полагали португальцы, привлекать этих правителей в качестве низшего звена администрации пробовали и немцы в период существования германских колоний (в частности, в материковой части нынешней Танзании наблюдалась довольно любопытная преемственность между формами германского колониального управления и теми, какие стали вводить британские власти, получив по Версальскому миру мандат на управление Танганьикой7). Специфичен, хотя и весьма богат, был опыт использования и приспособления традиционных социально-политических институтов к нуждам колониального управления, накопленный нидерландской администрацией в Индонезии. Но в голландской науке в отличие от британской исследование этих институтов приняло по преимуществу форму изучения мусульманских норм и идейных течений в жизни индонезийского общества 8.
Таким образом, исторически сложилось, что становление западной политической антропологии в 40-х и начале 50-х годов происходило преимущественно на основе исследования африканских обществ — именно на нем выросла «классическая» британская школа, представленная помимо уже названных именами М. Смита, Дж. Барнса, Л. Мэр, М. Глакмэна и др. В рамках этой школы работали и такие американские исследо-вятвли, как Э. Саутхолл и Л. Фоллерс, начинавшие с анализа потестарно-политической организации африканских народов алур и сога. Пожалуй, единственным примером политико-антропологического труда, построенного не на африканском, а на азиатском материале, оказалась в этот период классическая книга Э. Лича о политической организации бирманских качинов9.
Со иторой половины 50-х годов началось быстрое расшире- ние географического ареала, в котором стали осуществляться политико-антропологические исследования: включением сначала Южной Азии (в частности, на материале народов Индостанского полуострова построены еще одна классическая работа британской политантропологии — книга Ф. Бейли об общих проблемах изучения политической деятельности — и, пожалуй, не менее известное исследование норвежского ученого Ф. Барта о политической организации пуштунских племен10), а затем также и Океании и Нового Света, прежде всего Латинской Америки. Причем в этих исследованиях все более активную роль стали играть ученые других стран, в первую очередь американские. Если говорить об общетеоретических основах западной политической антропологии, то на первых порах новая этнографическая субдисциплина не выделялась в этом отношении сколько-нибудь заметно среди прочих гуманитарных наук, развивавшихся на немарксистской методологической базе. Например, британская политическая антропология, с одной стороны, обычно старательно ограничивалась чисто эмпирическим подходом, избегая по возможности каких-либо теоретических обобщений (сказывалось длительное господство функционализма в социальной антропологии вообще). Применимость к изучению традиционных потестарно-политических институтов и структур какой бы то ни было общесоциологической теории иной раз отвергалась с самого начала, в этом смысле характерны Предисловие А. Р. Рэдклиф-Брауна и первые же страницы Введения М. Фортеса и Э. Эванс-Причарда к «Африканским политическим системам»11. Концепция сегментного общества, сформулированная Э. Эванс-Причардом в «Нуэрах» (более подробно о ней будет речь в последующих разделах книги), подчеркнуто рассматривается самим ее творцом как теория, создаваемая на пустом месте, ибо общей антропологической теории, говорит Эванс-Причард, не существует12. И в то же время параллельно с этим британские политант-ропологи раннего периода, т. е. примерно до середины 50-х годов, в подавляющем большинстве в неявной форме исходили из созданной Максом Вебером концепции «чистых типов» политической власти. О взглядах М. Вебера нам тоже придется говорить в дальнейшем, пока же замечу, что его влияние достаточно заметно было в британской антропологии вплоть до второй половины 60-х годов13. И пожалуй, самой «вебериан-ской» стала из всех работ, созданных в русле британской школы политической антропологии в этот период, книга американца Л. Фоллерса «Бантуская бюрократия»; в ней Л. Фоллерс рассматривал трансформацию раннеполитических институтов в Бу-соге вполне последовательно по М. Веберу: от «традиционной» к «бюрократической» организации власти 14.
С середины 50-х годов начались попытки применения к изу-чению политических структур концепции «социальной сети», предложенной уже упоминавшимся Дж. Барнсом в 1954 г., при- чем первым это сделал сам Дж. Варне, и опять-таки на цент-рельноафриканском материале15. Можно, видимо, полагать, что само обращение к этой теории отражало, во-первых, ощущав-шуюся наукой потребность в общеметодологическом обосновании исследования, а во-вторых, осознание как недостаточности концепции М. Вебера для решения возникавших перед западной, политической антропологией новых задач (определявшихся распадом колониальной системы и процессами взаимодействия традиционных и современных институтов в молодых государствах), так и неспособности британского структурализма служить эффективным орудием анализа диалектики общественного развития. Критический анализ теории «социальной сети» был проделан в нашей литературе Е. А. Веселкиным 16, и это избавляет меня: от необходимости подробно ее рассматривать. Отмечу только главный методологический порок данной теории: вольно или. невольно она используется как противоположность понятию общественно-экономической формации, и личные связи в ней подменяют классовые характеристики. Иными словами, вместо того чтобы идти «от класса» (что особенно важно в исследованиях политико-антропологического и политологического характера! ), теория «социальной сети» идет «от индивида». Тем самым объективное и всестороннее рассмотрение процессов осуществления, власти, реализации властных отношений делается невозможным.. Собственно говоря, само обращение к понятию «социальной сети» для применения ее кполитико-антропологическому исследованию есть проявление сближения антропологических, т. е. с известными оговорками этнографических, исследований с социо логическими. Подобная тенденция, несомненно, универсальна в науке. В исследованиях же по политической антропологии она в огромной степени вытекает из того, что важнейшее значение — не только научное, но прежде всего практически-политическое — приобрела проблема интеграции традиционных социо-потестарных и политических структур в развивающихся странах и новые политические институты, представляющие независимое (и по своим функциям национальное) государство. Естественно, такое сближение социологии и политической антропологии, даже будучи явлением универсальным, происходит на Западе в разных странах по-разному, в зависимости от сложившихся в их этнографической науке традиций. Так, если рассматривать политико-антропологические иссле-дования во Франции, то в общем мы сможем увидеть в них до-достаточнo ощутимое влияние марксистской теории. В то же вре-мя хронологически конституирование политической антропологии как самостоятельной субдисциплины этнологии/этнографии здесь довольно заметно запаздывало по сравнению с Великобританией. Это в немалой степени объяснялось господствовавшими во французском колониализме формой «прямого» управления, которая, с точки зрения администрации, делала в принципе ненужным изучение отношений и структур власти у «подданных», коих надлежало усилиями этой администрации поднимать к вершинам европейской культуры, и, так сказать, с порога отметала эти отношения и структуры как «варварские». Но это же обусловило и органическую связь политико-антропологических исследований с историческими: первые в качестве составной части входили во вторые, это очень хорошо видно в трудах классиков французской этнологии, таких, как африканисты М. Делафосс и Ш. Монтей или океанист М. Леенар. Со своей стороны, послевоенное поколение французских историков и этнологов не могло не испытать прогрессивное влияние школы «Анналов», в частности идей основателей этого журнала М. Блока и Л. Февра. Все эти обстоятельства обусловили, во-первых, несомненное преобладание историзма в политико-антропологических исследованиях, проводимых во Франции, во-вторых (как развитие и логическое следствие этого), свойственный французской науке интерес к рассмотрению традиционных форм потестарно-политических отношений в неразрывной связи с отношениями социально-экономическими. Одной из конкретных форм проявления последней тенденции представляется активное изучение форм зависимости в традиционных обществах в связи с развитием отношений власти и властвования в этих обществах; как пример можно назвать работы Ж. Макэ, Ж. Ломбара и многих других 17. Французской науке в лице Ж. Баландье принадлежал приоритет в постановке перед западными исследователями проблемы адаптации и инкорпорации традиционных потестарных и политических институтов и структур в новых исторических условиях, сложившихся в развивающихся странах, причем как проблемы не только практической, но и нуждающейся в теоретическом осмыслении18. И тот же Ж. Баландье — пожалуй, первым на Западе — попробовал очертить круг вопросов, которые относятся к сфере политической антропологии как самостоятельной отрасли этнографической науки. Таким образом, высказанное «неомарксистом» Н. Пуланцасом обвинение французской науки в «теоретическом провинциализме» едва ли может быть отнесено к французской политической антропологии19. Развитие политико-антропологических исследований в США с 60-х годов протекает как бы в двух главных направлениях. Одно из них сформировалось сравнительно недавно и шло от социологии к антропологии, и о том вполне откровенно говорили представляющие его ученые. Связь с социологией выразилась здесь прежде всего в том, что в работах данного направления нашло широкое применение понятие «политического поля», а само внимание исследователей обращено главным образом не столько на структуры и институты, связанные с осуществлением власти, сколько на цели, формы и процессы политической деятельности (political action). Концепция «политического поля» есть в общем развитие и приложение к потестарно-полити- ческой сфере жизни общества концепции «социального поля», восходящей к А. Р. Рэдклиф-Брауну20 и позднее успешно раз рабатывавшейся именно британскими политантропологами-африканистами. Четкую формулировку того, что имеется в виду при таком подходе, дали редакторы первого в США сборника, озаглавленного «Политическая антропология»; предмет послед- ней они определяли как изучение отношений между лицами и группами, образующими «политическое поле». При этом, под-черкивали они, имеются в виду прежде всего процессы, поэтому «важно сосредоточить внимание более на этих процессах, нежели на тех группах или полях, в рамках которых они протекают»21. Но в пределах таких процессов авторы обнаружили склонность все более рассматривать политическую деятельность как бы в сугубо формальных рамках, сопоставляя при изучении общественные организмы, представляющие совершенно разные стадии социально-экономического развития. К тому же исследование строилось преимущественно вокруг анализа индивидуальной психологической реакции на происходящее в «поле». Эта последняя тенденция характеризовала и другие американские работы, в том числе и ту статью Д. Истона, в которой впервые было употреблено словосочетание «политическая антропология» для обозначений новой отрасли науки. Такие взгляды подвергались вполне обоснованной критике22, в первую очередь за то, что при подобном подходе к проблеме зачастую вообще оказывается невозможно нарисовать сколько-нибудь убедительную картину эволюции потестарных или политических институтов и структур общества. Рассмотренное выше направление политико-антропологических исследований все более сближается с политологией. В результате образуется как бы промежуточная зона, к которой можно отнести многие из американских работ, они оказываются в равной мере актуальны и для политической антропологии (или политической этнографии, как она была определена в Предисловии), и для собственно политической науки. Таковы труды, касающиеся прежде всего таких сюжетов, как общие проблемы теории власти, политическая культура, адаптация/интеграция традиционных институтов и т. п. 23. Но наряду с этим с начала 60-х годов в рамках становления американского неоэволюционизма сложилось и другое направление политико-антропологических исследований, которое для нас представляет в данном случае, пожалуй, больший интерес. Характерной его чертой было то, что внимание здесь сосредоточено главным образом вокруг проблемы возникновения государства и социально-экономических и культурных предпосылок его появления. Это свидетельствует, с одной стороны, о преемственности по отношению к упоминавшейся ранее, например, работе Р. Лоуи, а с другой — и это сейчас существеннее — о неудовлетворенности традиционным для более ранней англоязычной антропологической литературы решением вопроса о происхождении государства «по Оппенгеймеру», т. е. в результате завоевания. Общетеоретические основы американской этнографической науки подробно рассматривались в книге Ю. П. Аверкиевой, к которой я и отсылаю читателя24. Для наших же целей более важны непосредственно этнографические концепции, легшие в основу нового этапа политико-антропологических исследований в американской пауке. В самом общем виде такими концепциями могут считаться тезис об уровнях социокультурной интеграции, высказанный Дж. Стюардом в 1955 г., и созданная на этой основе шкала таких уровней, начиная от локальной группы (band), предложенная в 1962 г. Г. Э. Сервисом25. Именно на этой базе была разработана в 60-е годы уже специально политико-антропологическая модель М. Фрида, включающая эгалитарное, ранжированное и стратифицированное общества как последовательные ступени, предшествующие государственной организации26. Отдельные элементы этой модели в последние годы подверглись в зарубежной литературе довольно обоснованной критике27. Можно также заметить, что стратифицированное общество допускает возможность рассмотрения его в качестве зарождающегося государства. В целом, однако, концепция М. Фрида остается достаточна, эффективным рабочим инструментом потестарно/политико-этнографического исследования. Концепции Дж. Стюарда и Э. Сервиса отличает несомненная противоречивость. С одной стороны, они имеют совершенно определенную идеологическую направленность, так как первая выдвигалась в противовес марксистскому представлению о принципиальном единстве и закономерности всемирно-исторического процесса (с этой точки зрения характерен подзаголовок книги Дж. Стюарда — «Теория многолинейной эволюции»), а вторая объективно, а у иных авторов и намеренно противостоит марксистской концепции общественно-экономических формаций, подменяя четкие социально-экономические критерии типологии уровнями структурной сложности. Но, с другой стороны, взгляды Дж. Стюарда и Э. Сервиса были в какой-то мере отражением объективной потребности в новом осмыслении накопленного наукой фактического материала по сравнению с традиционными построениями американской буржуазной науки. И в таком своем качестве они оказались полезны для дальнейшего развития политике-антропологических исследований. Упоминавшаяся только что модель М. Фрида (с последующими ее модификациями, прежде всего с «изъятием» из нее такой ступени эволюции, как племя, с чем согласны далеко не все ее сторонники) легла в основу большинства более поздних зарубежных работ по политической антропологии, причем не только в США, но и в других странах Запада, включая даже консервативную Великобританию28. Вводимая этой моделью четкая и достаточно объективно привязанная к эволюции экономического базиса общества последовательность ступеней эволюции институтов и структур власти дала возможность поставить и подвергнуть серьезному анализу другие важные аспекты становления политической организации (в марксистско-ленинском её понимании, т. е. организации власти, свойственной классовому обществу), например вопрос о спонтанном или стимулированном характере политогенеза («первичные» и «вторичные» государства) или о роли «идеального» в становлении классовых отношений. Эти и многие другие вопросы служат объектом неизменного внимания таких исследователей, как американцы Р. Коэн и М. Салинз, голландец X. Классен, француз М. Годелье, англичанин М. Блок и многие другие. Одним из важнейших достижений западной политической антропологии в период, последовавший за появлением вышеупомянутой модели М. Фрида, стала, несомненно, разработка проблемы вождества (этот русский аналог англ, chiefdom был впервые в отечественной науке предложен в конце 70-х годов 29). Речь шла о признании неизбежности такой формы организации отношений власти и властвования, которая предшествовала бы непосредственно складыванию организации государственной. Иными словами, здесь в опосредованной форме проявилось влияние марксистской теории, в частности в анализе вопроса о грани между вождеством и ранним государством. Важность этoгo вопроса делается очевидной хотя бы потому, что, даже не становясь последовательно на марксистскую точку зрения относительно государства как орудия классового господства, многие зарубежные исследователи вынуждены признавать принципиальное отличие государственности от всех предшествовавших ей форм организации власти и властвования. Это хорошо видно, например, в тех сборниках, посвященных изучению государства, особенно раннего, организатором и редактором которых выступает X. Классен30. Следует при этом сказать, что сам X. Классен стремится найти общую почву с марксистами, проявляя серьезный и объективный интерес к их взглядам и привлекая к участию в совместных исследованиях советских этнографов и историков. Тем не менее при всем несомненном прогрессе, который можно наблюдать в анализе западной наукой проблемы перехода от безгосударственного общества к государственному, сама постановка вопроса о раннем государстве в определенной степени была обусловлена стремлением избежать признания классово антагонистического характера зарождавшейся государственности. Раннее государство как форма общественной организации молчаливо противополагается марксистскому понятию раннеклассового общества. По существу, и в данном случае мы имеем дело с дальнейшим развитием отмечавшейся выше тенденции подменять классовые критерии уровнями структурной сложности, хотя признается и наличие «дифференциального до-ступа» к средствам производства, и существование эксплуатации в разных ее формах. Иногда создается впечатление, что, вплотную подойдя к признанию классового характера государ- ственности, исследователь не решается переступить последнюю грань, отделяющую его от такого признания; это можно в определенной мере наблюдать и у самого М. Фрида, и у М. Салинза, и у таких исследователей, как, скажем, Л. Крэйдер или Ч. Кот-так31. Причем в последних случаях (и у многих других авторов) прослеживается также склонность к преувеличению роли экологических переменных, т. е. в конечном счете географического фактора, в процессах формирования государственной организации общества. В американской науке такая переоценка значения внесоци-альных моментов в становлении государства имеет и еще один вариант. Речь идет о направлении политико-антропологических исследований, которое можно обозначить (понятно, с известной долей условности) как энергетическое. Оно представлено прежде всего трудами Р. Н. Адамса, который видит смысл развития структур власти и ее оформления, как и вообще всего общественного развития, в овладении максимальным для данных условий потоком энергии и сохранении контроля над ним. Р. Н. Адаме подчеркивает преемственную связь своей концепции со взглядами Л. Уайта, т. е., по существу, технологическим детерминизмом, который в нашей литературе не раз уже подвергался критике32. Однако у Р. Н. Адамса энергетический подход оказывается гораздо более усложненным, чем у его предшественников. Теоретические построения Р. Н. Адамса до последнего времени, насколько мне извество, не привлекали особого внимания наших этнографов, поэтому позволительно будет остановиться на них несколько подробнее. Рассматривая общественное развитие с позиций соответствия или несоответствия его основным законам термодинамики, Р. Н. Адаме в основу своего исследовательского подхода кладет теорему, предложенную лауреатом Нобелевской премии по физике И. Пригожиным и гласящую, что при внешних условиях, препятствующих достижению системой равновесного состояния, стационарное ее состояние соответствует минимальному производству энтропии33. Система не может в принципе достичь равновесия, не перестав существовать. Неравномерный приток энергии вызывает флюктуации в системе, но для ее защиты от нерегулируемых флюктуации в нее «встроены», по определению Р. Н. Адамса, «автокатализаторы», действующие в рамках обратных связей и приспособляемости системы. Такие «автокатализаторы» особенно важны при складывании в обществе новых, более активных структур. Именно в таком плане рассматривает Р. Н. Адаме вождество и предпосылки его формирования как особой структуры власти. Более высокая концентрация власти требует контроля над большим потоком энергии и преобразования этой энергии. Но простого возрастания потока недостаточно: требуются «автокатализаторы», которые обеспечили бы сохранение этой энергии именно в данных немногих руках. И такими катализаторами
оказываются передача богатства по наследству, наследование по крови, сакрализация правителя, символическая стратификация и т. п. Причем все эти явления возникали и вступали в действие непременно до того, как могло появиться вождество, К тому же вполне возможно, что время от времени вождество «изобретали» заново и с разными «автокатализаторами». Небезынтересно то, как Р. Н. Адаме формулирует свое отно-шение к марксистской теории общественного развития. Марксизм, говорит он, это важная попытка создать целостную модель общества в эволюционной перспективе; к тому же он дает и прогноз будущего развития, считать ли это плюсом или нет. Из марксистской теории можно взять многое: особенно важен тезис о том, что историю можно творить, т. е. некий оттенок индетерминизма, позволяющий действующему субъекту влиять на будущий ход событий. Не устраивает же Р. Н. Адамса в марксизме «его неудача в соотнесении себя с нашим растущим пониманием естественного мира»34 (включая экологические и демографические его рамки) — воистину, в чем только не обви--няли марксизм западные ученые! Не приходится отрицать, что в концепции Р. Н. Адамса присутствуют определенные позитивные моменты, например, его анализ важнейших структурно-функциональных составляющих вождества или стремление надлежащим образом учитывать влияние экологических переменных (это, впрочем, не исключительная заслуга исследователя: внимание к экологии характерно для всего американского неоэволюционизма, начиная со. Стюарда). Однако в целом его взгляды страдают тем же, пожалуй, типичным для большинства американских исследователей недостатком, что и теория Л. Уайта, — своего рода технологическим фетишизмом, желанием все объяснить и обосновать чиста технологическими причинами. Едва ли стоит доказывать, что такой подход упрощает реальную сложность исторической эволюции человечества, «спрямляя» его действительный путь. Что же касается отношения Р. Н. Адамса к марксизму — и не только самого Адамса, но и очень многих неоэволюционистов, тем более «культурных материалистов» (например, М. Харриса), — то опыт показывает бесперспективность эклектического соединения отдельных марксистских тезисов, вырываемых из контекста всего учения, с элементами тех или иных буржуазных теорий. И такую бесперспективность вполне осознают сами же западные ученые-немарксисты. Это очень хорошо, видно по все нарастающему скептицизму в оценках того же-культурного материализма35. В целом картина западной политической антропологии оказывается достаточно пестрой. Несомненно, однако, объективные требования развития науки, интерпретации все более обогащающегося фактического материала подталкивают серьезных ученых в направлении сближения с марксистскими взглядами, хотя, конечно, процесс этот протекает очень противоречиво и
неравномерно. Тем не менее общее его направление становится все более очевидным. Надо сказать, что в последние годы заметно возросла активность действительно марксистов среди западных антропологов, особенно в Европе. При этом как раз вопросы, принадлежащие к сфере интересов политической антропологии, нередко оказываются в таких исследованиях на первом плане. В качестве примеров можно было бы указать на некоторые работы, вошедшие в сборник «Марксистский анализ и социальная антропология»36, отчасти на аналогичный сборник «Антропология докапиталистических обществ» (хотя иные. авторы этого выпущенного в США сборника и его редакторы провозглашают лозунг «К новому марксизму и новой антропологии», однако они благоразумно завершили его не восклицательным, а вопросительным знаком)37, на многие публикации М. Годелье, в частности на его последнюю книгу «Идеальное и материальное»38. Конечно, в кратком Введении нет возможности дать сколь-ко-нибудь развернутый очерк истории политико-антропологиче-ских штудий за рубежом, тем более этому было уделено немалое место в упоминавшихся уже работах Ж. Баландье и Ж. Копана. Задача Введения заключалась скорее в том, чтобы составить у читателя более или менее связное представление о главных направлениях и национальных школах этой научной субдисциплины. Что же касается важнейших концепций, выработанных в ней на Западе, — скажем, теорий сегментного общества, ритуализованного конфликта как средства стабилизации общества или переходных стадий от общества, не знающего институционализованной власти, к государству, и в частности вождества, — то представлялось более целесообразным рассматривать их с той или иной степенью детализации в соответствующих главах основного текста книги. При этом приходилось считаться и с тем, что «пограничное» положение политической антропологии на Западе (о чем говорилось в Предисловии) в ряде случаев могло сделать до известной степени произвольным выделение тех или иных предметных зон исследования: они могут в равной степени относиться к политической этнографии и к общей политологии или социологии политических отношений. В науке западной эта особенность находит, может быть, даже не вполне осознанное выражение в терминологическом разграничении работ, посвящаемых иногда не просто политической антропологии, а «антропологии власти»39. 2. Отечественная этнографическая литература, специально посвященная организации власти и отношениям властвования в докапиталистических обществах, практически ограничивалась относящейся к периоду становления советской этнографии статьей М. О. Косвена об организации общественной власти у австралийцев, где главный интерес исследователя был направлен не столько на структуру власти, как таковую, сколько на возможность доказать, что власть эта во многом основывалась уже на собственности40, да работой И. И. Потехина о военной демократии у ндебеле Центральной Африки41. Причем в последнем случае в центре внимания тоже была не сама организация власти в форме военной демократии, а скорее еще одна попытка доказать универсальность последней на африканском материале. Это не означает, конечно, что наши этнографы не уделяли никакого внимания формам организации власти и отношениям, властвования в изучавшихся ими обществах. Они получали достаточное освещение в общих трудах по этнографии, в частности в выпускавшейся с 1954 г. серии «Народы мира», в исследованиях по отдельным народам, выполнявшихся ведущими со-ветскими учеными С. П. Толстовым, С. А. Токаревым, Д. А. Ольдерогге, М. О. Косвеном, Ю. П. Аверкиевой, А. И. Першицем и др. Но все же это было как бы побочным результатом изучения более общих проблем, прежде всего перехода от доклассо вого общества к классовому. Соответственно власть, ее институты и структуры закономерно рассматривались преимущественно именно под углом зрения их места в таких глобальных процессах. Не были исключением из общего в то время правила и исследования, связанные с проблемой так называемого азиатского способа производства, хотя здесь уже по самому характеру затрагивавшихся вопросов формам политической организации «посчастливилось» больше, в качестве примера назовем «Общее и особенное в историческом развитии стран Востока»42. Специальное исследование вопросов, которые непосредственно относятся к предметной зоне политической этнографии (определение этой зоны см. в гл. 1), началось у нас с середины 70-х . годов. Причем в данном случае, как и на Западе, происходило оно на материалах Африканского континента, хотя, конечно, с диаметрально противоположной целевой установкой. Ликвидация колониального режима в большинстве стран Африки и появление на месте бывших колоний независимых государств о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|