Транспортная иммобилизация
6.1. Цель и показания для транспортной иммобилизации В переводе с латинского языка immobilis означает «неподвижный». Таким образом, под словом «иммобилизация» следует понимать создание неподвижности или ограничение подвижности при повреждении, воспалении или иных болезненных процессах, когда пострадавшей части тела необходим покой. Целью транспортной иммобилизации является обездвиживание зоны повреждения на период эвакуации пострадавшего в медицинское учреждение, в котором ему будет проведено исчерпывающее и полноценное лечение. Показаниями для транспортной иммобилизации являются массивное повреждение мягких тканей, ожоги, отморожения, синдром длительного сдавления, повреждение кровеносных сосудов, нервных стволов, костей, суставов. Средства транспортной иммобилизации могут быть табельными (стандартные шины) или подручными. Фиксацию поврежденной конечности осуществляют в функционально выгодном положении. Техника иммобилизации зоны повреждения должна быть простой в применении, так как ее приходится использовать в чрезвычайных условиях. Транспортная иммобилизация должна быть произведена как можно раньше. Можно выделить временную и постоянную иммобилизацию. Временная иммобилизация применяется для транспортировки пострадавших в лечебные учреждения.
6.2. Виды стандартных шин, применяемых для транспортной иммобилизации (рис.).
Рис. 46. Стандартные транспортные шины: а) лестничная шина; б) лубковая шина; в) сетчатая шина; г) шина Дитерихса; д) пневматическая шина. На месте происшествия не всегда оказываются шины для транспортной иммобилизации, поэтому приходится пользоваться подручными материалами или импровизированными шинами. Для этого можно использовать палки, дощечки, куски фанеры, картона, зонтики, лыжи, плотно скатанную одежду и др.
Надо помнить, что неправильно выполненная иммобилизация может принести вред в результате дополнительной травматизации! При иммобилизации подручными средствами (палки, пучки соломы, ветки, дощечки и т.д.) необходимо соблюдать определенные условия: верхний конец шины с внутренней стороны верхней конечности должен доходить до подмышечной впадины, верхний конец с наружной стороны должен выступать за плечевой сустав, а нижние концы внутренней и наружной шин – за локоть. После наложения шин их привязывают ниже и выше места перелома к плечевой кости, а предплечье подвешивают на косынке. II. При иммобилизации предплечья необходимо исключить движения в локтевом и лучезапястном суставах. Шину накладывают по наружной поверхности пострадавшей конечности от середины плеча до пястно-фаланговых сочленений. Локтевой сустав сгибают под прямым углом, предплечье приводят в среднее положение между пронацией и супинацией, кисть немного разгибают и приводят к животу. В ладонь вкладывают плотный валик, шину подбинтовывают к конечности и руку подвешивают на косынке (рис. 48). Рис. 48. Фиксация верхней конечности с помощью косыночной повязки 6.4.2. Транспортная иммобилизация при повреждениях нижних конечностей Для иммобилизации бедра можно использовать прочные планки, доски. При отсутствии бинтов их заменяют 8-9 лентами или полосами прочной ткани (рис. 50). Можно использовать ремни и шнуры, обязательно с прокладкой из мягкой ткани. Рис. 50. Иммобилизация конечности при переломе бедра Стопу располагают под углом 900 к оси и фиксируют к голени и шинам перекрестными ходами жгута или полос ткани. При множественных переломах бедра принцип наложения шин тот же. II. При переломе костей коленного сустава накладывают три шины Крамера или три планки вдоль задней поверхности ноги - от верхней трети бедра до голеностопного сустава. При переломе надколенника, неполных переломах других костей - можно ограничиться одной шиной.
III. При переломе костей голени транспортная иммобилизация производится с помощью проволочных лестничных шин и импровизированных шин (рис. 51, 52) и аутоиммобилизации (рис. 53). Рис. 51. Иммобилизация нижней конечности при переломе голени с помощью шины Крамера
Для наложения импровизированных шин при переломах костей голени нужно, чтобы помощник поднял ногу пострадавшего одной рукой за коленный сустав, а другой - за пятку. Затем шины прибинтовывают с наружной и внутренней сторон голени с расчетом захождения их вверху за коленный сустав, а внизу - за голеностопный. Шины фиксируют марлевым бинтом.
Рис. 52. Иммобилизация нижней конечности при переломе голени с помощью подручных средств При отсутствии и подручных средств следует использовать так называемую аутоиммобилизацию: поврежденную верхнюю конечность фиксируют марлевыми бинтами или косынкой к туловищу, а поврежденную нижнюю конечность - к здоровой ноге.
Рис. 53. Иммобилизация голени методом аутоиммобилизации
6.5. Основные ошибки при наложении транспортной шины: 1. Попытки снять одежду с поврежденной конечности перед наложением транспортной шины. 2. Наложение лестничной шины без мягкой прокладки или фиксация шин к поврежденной конечности без ватно-марлевых прокладок в области костных выступов. 3. Наложение шин без моделирования или моделирование шин непосредственно на пострадавшем, что может привести к дополнительной травме. 4. Иммобилизация только поврежденного сегмента конечности, без захвата двух или трех смежных суставов, не обеспечивающая полноценной иммобилизации. 5. Слишком тугое прибинтовывание шины к поврежденной конечности. Туго наложенная шина при увеличении отека во время длительной транспортировки может сдавить мягкие ткани и вызвать нарушение кровообращения в конечности Выводы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|