Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дорожно-транспортные происшествия




 

Ключевые слова: автомобиль, дорожно-транспортное происшест-вие, участники движения, пострадавший, автомобильная травма, травматизм.

 

При изучении темы особое внимание обратить на:

F особенности дорожно-транспортных происшествий;

F характер нарушений жизненно важных органов и систем при дорожно-транспортных происшествиях;

F технику извлечения пострадавшего из автомобиля;

F технику оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

F транспортировку пострадавших в лечебное учреждение.

 

После изучения темы учащийся должен УМЕТЬ:

à обеспечить безопасность пострадавшего на месте аварии;

à оказать первую медицинскую помощь при дорожно-транспортном происшествии;

à при необходимости организовать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.

 

Дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее, ранение или гибель участников движения и материальный ущерб рис. 75).

Рис. 75. Дорожно-транспортное происшествие

 

§1. ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Многие экономически развитые страны переживают настоящую эпидемию автомобильных катастроф, число жертв дорожно-транспортных происшествий достигло колоссальных цифр. В России за последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях погибло 350 тысяч человек. Экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий составляет около 2% от ВВП.

Современный транспорт - средство повышенной опасности. Городской транспорт наиболее многочисленный и наиболее аварийный. Самым опасным является автотранспорт. Так, на 1 миллиард пассажиро-километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, на воздушный - 6, на автомобильный - 20 человек. Необходимо иметь в виду, что дорожно-транспортное происшествие - это наезд на пешехода не только автомобиля, но и велосипеда и мотоцикла, причем сами велосипедисты и мотоциклисты - сильнейший источник напряженности для всех других водителей.

Особенно опасна дорога зимой. По данным полиции России, на зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года. Среди дней недели наиболее рискованными являются пятница и суббота. А в сутках самые сложные часы - с 16.00 до 20.00, за эти четыре часа происходит около 30% всех аварий и наездов.

Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествия погибает 65% людей, причем 2 / 3 погибает внутри транспортных средств.

В подавляющем большинстве случаев дорожно-транспортные происшествия возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств, пешеходами и пассажирами, а также, вследствие грубых нарушений правил технической эксплуатации, плохого контроля за состоянием дорог и недостаточной организации регулирования уличного движения.

§2. НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Характер повреждений, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях, отличается особой тяжестью, для них типично множественное поражение различных частей тела.

При автомобильных авариях и катастрофах чаще всего отмечаются повреждения головы и конечностей.

При падении на голову в ряде случаев происходят переломы тел шейных позвонков, сопровождающиеся размозжением спинного мозга.

При падении на ягодицы или вытянутые ноги основание черепа, продолжая инерционно свое движение, насаживается на остановившийся шейный отдел позвоночника. Переломы возникают на основании черепа.

Ушибы и разрывы ткани легких, переломы ребер и грудины возникают от удара грудью о части кабины. Нередко наблюдаются повреждения позвонков.

При переезде автомобиля грудной клетки и живота пешехода характерно возникновение повреждений кожи и мягких тканей, обширных, множественных, тяжелых повреждений костного скелета и внутренних органов. Среди органов грудной полости чаще других повреждаются легкие, сердце и аорта, а среди органов брюшной полости - печень и селезенка. Также характерным признаком для переезда являются разрывы диафрагмы, вследствие чего происходит перемещение органов брюшной полости в плевральную полость.

Сдавление тела между частями автомобиля и другими предметами наблюдается при самых различных обстоятельствах, чаще всего это происходит при переворачивании и опрокидывании автомобиля, при сдавливании тела пострадавшего частями автомобиля и грунтом, между частями автомобиля и стеной гаража, забором, воротами, столбом, деревом.

При этом часто наблюдаются множественные переломы ребер и повреждения внутренних органов. Среди органов грудной полости преобладают такие повреждения, как ушибы, разрывы и реже отрывы легких и сердца, а среди органов брюшной полости ‑ повреждения печени, почек и кишечника.

 

§3. ТЕХНИКА ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО ИЗ АВТОМОБИЛЯ

Первую помощь при автомобильных травмах нередко приходится оказывать в весьма сложной и неблагоприятной обстановке. Это объясняется тем, что дорожно-транспортные происшествия часто возникают в условиях интенсивного дорожного движения или в отдаленной местности на безлюдных дорогах, в жаркий летний день, дождь, туман, а зимой в снегопад, метель, мороз, в темное время суток и т.д. Подход к пострадавшему может быть затруднен, если двери и окна автомобиля невозможно открыть или тело зажато между деформированными частями автомобиля.

В таких случаях первоочередной задачей является извлечение пострадавшего из автомобиля или освобождение его тела.

Это требует умения и большой осторожности, так как неправильное выполнение этих операций может усугубить тяжесть полученных травм и быть причиной гибели человека.

Перед извлечением пострадавшего следует освободить от всего, что мешает этому. При этом следует особенно щадить пострадавшие части тела.

Когда нужно извлекать пострадавшего из автомобиля:
Ø Стойкий запах бензина в автомобиле.
Ø Задымление транспортного средства.
Ø Пламя на кузове автомобиля.
Ø Характер травм и тяжесть состояния пострадавшего не позволя-ют оказывать первую медицинскую помощь в салоне автомобиля.
Ø Погодные условия не позволяют оставлять пострадавшего в ав-томобиле (холод, нет возможности согревания).
Извлекать пострадавшего из аварийного транспортного средства можно лишь при соблюдении следующих условий:

è нет опасности для собственной жизни;

è нет опасности причинить дополнительные травмы пострадавшему при извлечении из автомобиля;

è нет зажатия пострадавшего при деформации автомобиля;

è транспортное средство устойчиво.
Когда нельзя извлекать пострадавшего из аварийного автомобиля:
ð Если при извлечении из автомобиля можно нанести пострадавшему тяжелую дополнительную травму. Например: автомобилю не грозит взрыв или загорание, пострадавший находится в сознании и с нормальным пульсом и дыханием, но у него есть явные признаки повреждения шеи или позвоноч-ника, а спасающий пытается вытащить его без помощников, в одиночку!

Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля:

Метод Раутека I. Пострадавший находится в сознании.

Руки спасателя проводятся под мышками пострадавшего и фиксируют его предплечье, после чего пострадавший осторожно извлекается наружу из автомобиля.

Метод Раутека II. Пострадавший находится без сознания.

Одна из рук спасателя фиксирует нижнюю челюсть голову пострадавшего), другая рука подводится под мышкой пострадавшего, после чего пострадавший осторожно извлекается наружу из автомобиля (рис.).

Рис. Извлечение пострадавшего из автомобиля

После извлечения пострадавшего из автомобиля и размещения его на безопасном расстоянии от места дорожно-транспортного происшествия:

1. Пострадавший с подозрением на травму позвоночника, находящийся в сознании, должен располагаться на твердой ровной поверхности.

2. Пострадавший, у которого отсутствуют признаки сознания, но сохранены дыхание и кровообращение, должен находиться в ожидании прибытия скорой медицинской помощи и на этапе транспортировки в устойчивом боковом положении. Это положение придается для поддержания проходимости дыхательных путей и снижения риска их перекрытия слюной, кровью, рвотными массами или языком.

3. Если у пострадавшего подозревается травма живота и таза, предпочтительно, чтобы в ожидании медицинской помощи или на этапе транспортировки он находился в положении на спине с согнутыми в коленях и разведенными ногами, при этом под коленями должна находиться мягкая опора (свернутая валиком одежда и т.п. («поза лягушки»).

4. Пострадавшему с большой кровопотерей следует придать положение на спине с приподнятыми ногами. Поддерживать ноги в приподнятом положении можно с помощью импровизированной опоры, либо с привлечением одного из участников оказания первой помощи.

5. Пострадавшему с травмой грудной клетки при ожидании меди-цинской помощи или транспортировке предпочтительно находиться в полусидячем положении (по возможности с наклоном в сторону пораженной половины груди).

Переносить пострадавшего лучше всего на носилках. Если нет носилок, можно сделать их из подручного материала, например, на две жерди натянуть мешки, одеяла и т.д.

 

§4. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

В странах СНГ из-за несвоевременного оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях погибают 23% пострадавших. При этом, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти не более 3 мин, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75%. При увеличении этого промежутка до 5 мин вероятность уменьшается до 25%, по превышению 10 мин пострадавшего спасти не удается.

Основным тактическим принципом оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортной травме на месте происшествия должен быть принцип своевременного оказания медицинской помощи в полном объеме, обеспечивающей сохранение жизни пострадавшего.

Оказание само- и взаимопомощи лицами, оказавшимися на месте происшествия, осуществляется водителями транспортных средств, поли-цейскими и пешеходами.

Объем и характер помощи пострадавшим на месте катастрофы зависит от уровня подготовки лиц, оказывающих эту помощь. Вместе с тем для всех является обязательным проведение следующих мероприятий:

1. Убедиться в личной безопасности. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5 мин, реальна угроза взрыва. Ваши действия должны быть продуманными.

2. Удалить пострадавшего из обстановки, вызвавшей несчастный случай. Пострадавшего необходимо бережно извлечь и вынести из автомобиля или кювета, удалить с дорожного полотна и уложить в безопасном месте. Если в холодное время года нет возможности занести пострадавшего в помещение, то его следует положить на настил из досок, веток, на одежду и т.д.

3. При нарушении дыхания и остановке сердечной деятельности очис-тить дыхательные пути от их закупорки кровью, рвотными массами и провести сердечно-легочную реабилитацию.

4. Провести мероприятия по устранению причин, угрожающих жизни пострадавшего (остановка наружного кровотечения давящей повязкой, а при значительных артериальных кровотечениях - наложение кровоостанавливающего жгута).

5. Наложить стерильную повязку на рану.

6. Иммобилизировать травмированную конечность при переломах с помощью подручных средств или аутоиммобилизации конечности.

7. Принять меры к транспортировке пострадавших попутным транспортом до ближайшего лечебного учреждения, если нет условий для вызова скорой помощи или состояние больного не терпит отлагательств в госпитализации (шоковое состояние, острая кровопотеря и т.д.). При этом должны быть созданы условия для щадящей перевозки пострадавшего на имеющемся автотранспорте (подстилка, удобное положение и т.п.).

Если пострадавший лежит неподвижно, но дышит, лицо окровавлено, не пытается подняться, не реагирует на вопросы - значит он жив, но находится без сознания. В данном случае имеет место черепно-мозговая травма, сопровождаемая комой.

Внешне кома похожа на глубокий сон, только разбудить пострадавшего невозможно. Кома сопровождается резким снижением тонуса подъязычных мышц и мягкого нёба. При положении пострадавшего на спине язык, прилегая к задней стенке глотки, западает, препятствуя доступу воздуха в легкие. Возникает механическая асфиксия, которая чаще всего и приводит пострадавшего к гибели.

Как правило, человека в коме, лежащего вниз лицом, оказывающие помощь поворачивают на спину и даже что-то подкладывают под голову, тем самым сближают заднюю стенку глотки с корнем языка и закрывают доступ воздуха в легкие, способствуя быстрейшему наступлению смерти.

Не меньшая опасность возникает при угнетении кашлевого и глотательного рефлексов. Слюна, мокрота, рвотные массы или кровь из носа свободно затекают в дыхательные пути, перекрывая поступление воздуха в легкие.

 

Положение пострадавшего, находящегося в состоянии комы на спине, крайне опасно для жизни!

 

Пострадавшего в состоянии комы необходимо повернуть со спины на бок. При этом сначала необходимо определить реакцию зрачка на свет и наличие пульса на сонной артерии.

Поворачивать пострадавшего на бок следует за плечо и лопатку.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...