Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творческий. Центр речь. Санкт-Петербург 2008. В книге представлена программа развития нравственной сферы дошколь­ников, описан ряд развивающих упражнений и методик для диагностики и исследования личности дошкольников. Кроме того, приведен ряд рекоменда­ци






А. Ю. КАПСКАЯ Т. Л. МИРОНЧИК

 

 

ПОДАРКИ ФЕЙ

 

 

РАЗВИВАЮЩАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ


 

Творческий

Центр речь

Санкт-Петербург 2008


ББК88. 8 К20

 

 

Капская А. Ю., Мирончик Т. Л.
К20      «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольни-

ков. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 96 е.

ISBN 5-9268-0444-2

В книге представлена программа развития нравственной сферы дошколь­ников, описан ряд развивающих упражнений и методик для диагностики и исследования личности дошкольников. Кроме того, приведен ряд рекоменда­ций для воспитателей по взаимодействию с детьми и по использованию сказ-котерапевтического подхода.

Книга будет полезна для детских психологов и специалистов по дошколь­ному воспитанию.

ББК 88. 8

 

В оформлении обложки использована работа Анастасии Перваковой (Школа искусств «На Васильевском», преподаватель С. Д. Медведева)

 

 

© А. К). Капская, Т. Л. Мирончик, 2006 © Издательство «Речь», 2006 © П. В. Борозенец, обложка, 2006 ISBN 5-9268-0444-2                       ©А. Первакова, рисунок на обложку, 2006


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение........................................................................................................................ 5

ПРОГРАММА «ПОДАРКИ ФЕЙ». СКАЗКОТЕРАПИЯ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ч

Методические рекомендации.................................................................................. 10

Занятие 1. Знакомство. . ......................................................................................... 11

Занятие 2. Созвездие 13 Занятие S. Путешествие на волшебную поляну (песочная терапия) 15 Занятие 4. Путешествие в сказочный лес 17

Занятие 5. Подарки феи............................................................................................ 20

Занятие 6. Добрый мир 24 Занятие 7. , 1обро га 25

Занятие 8. Фея огня................................................................................................. 27

Занятие 9. Нежность................................................................................................. 29

Занятие 10. Вежливость 32

Занятие 11. Фея правды............................................................................................ 35

Занятие 12. Фея чистоты.......................................................................................... 37

Занятие 13. Окружающий мир 40 Занятие 14.. 1р\жГ> а 44

Занятие 15. Дар любви............................................................................................. 47

Занятие 16. Фея сказок............................................................................................ 48

Занятие 17, В гостях у сказки..............................................................................  51

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ

ДОШКОЛЬНИКА.......................................................................................................... 55

Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания............... 5S

Метод «Беседа»............................................................................................. 55

Методика «Закончи историю» 57 Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания 58 Методика «Сюжетные картинки* 58

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)...... 65

Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания 66

Методика «Сделаем вместе»...................  66

Методика «Подели игрушки…………….. 70

Методика «Проигрышнаялотерея»…….. 70

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯДЛЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ 71



Оглавление


 

Ритуалы вхождения в сказку                                                                                       71

Игры для развития нравственной сферы                                                                     75

Арт-терапевтические методы в рамках сказкотерапии и дома                                   77

Игровые упражнения в рамках сказкотерапии                                                           84

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ                                                               89

Формирование гуманных отношений между воспитателями и детьми                    89

Консультация для воспитателей                                                                                 91

1. Пословицы и поговорки                                                                             92.

2. Игры и упражнения                                                                                    92

3. Вопросы для дискуссии                                                                             94


ВВЕДЕНИЕ

 

В мире много сказок, Грустных и смешнв1х. И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает Зло!

 

М. Шаинский

Вопрос о том, как детям удается (или не удается) развить у себя ду­ховно-нравственные чувства, становится все более важным для наше­го общества.

Рост преступности, различные травмирующие людей социальные события заставляют общественность страны серьезно задуматься над вопросами морали. Каждый индивид подвергается многочисленным влияниям, и все их невозможно учесть. Эти влияния накладываются на индивидуальную физиологическую основу. Один ребенок от рожде­ния медлителен, основателен, все делает методически. Другой быстр, нетерпелив, вспыльчив — такое поведение принято называть гиперак­тивным. Мириады влияний — семья, детский сад, школа, средства мас­совой информации, улица, - воздействуют на ребенка, и невозможно предсказать их результат заранее. Время от времени каждый ребенок говорит матери: «Ну, все ребята так делают». Один ребенок, сказав это, все же на практике придерживается тех же ценностей, что и его роди­тели; другой же, может быть, из той же семьи, отвергнет большинство стандартов взрослых и будет ориентироваться только на сверстников. Ни особенности воспитания ребенка, ни преобладающие поведенче­ские стандарты общества не могут дать всей информации о нравствен­ном развитии и поведении ребенка.

Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «из­мерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положи­тельного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

Нравственное развитие — одна из центральных линий психическо­го развития дошкольника. Нравственное развитие теснейшим образом


связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. Оно невозможно, если ребенок не может понять эмоциональное состояние другого че­ловека, не способен управлять своими эмоциями. Нравственное раз­витие включает три взаимосвязанные сферы: становление нравствен­ного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения. Сначала дети усваивают мо­ральные знания («что такое хорошо» и «что такое плохо»). У них скла­дывается первоначальное понимание нравственных норм. формируют­ся моральные суждения и оценки. Д о школьники могут объяснить, кого можно назвать жаднымзлым, добрым и т. д. По данным психологи­ческих исследований, в дошкольном возрасте ребенок оказывается спо­собным проявить симпатию (антипатию), эмпатию, сочувствие и со­переживание другому человеку, нежность, любовь в близким. чувство вины и стыда при нарушении, нравственных норм поведения. Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать мораль­ный выбор.

Hpавственное; развитие дошкольника имеет, по данным Ж. Пиаже, Л. Кольберга и других исследователей, следующие возрастные особен­ности:

Наличие интенции. Дети дошкольного возраста оценивают события в терминах их физических последствий, однако дети более старшего возраста принимают во внимание намерение индивида, совершивше­го то или иное действие.

1) Относительность. Дети дошкольного возраста считают, что лю­бое действие может быть одно значно оценено как хорошее или плохое. По мере взросления они оставляют этот категорический подход.

2) Независимость последствий. Дети дошкольного возраста обычно судят о тяжести проступка по серьезности наказания за него; дети более старшего возраста оценивают про ступок по тому, насколь­ко важное пр авило поведения бы л о нарушено, и по тому, какой ущерб был нанесен.

3) Готовность дать сдачи. Многие дети младше 12 лет не могут по­ставить себя на место другого. Они действуют только в зависи­мости от своих чувств и потребностей и неспособны понять, что движет другими. Дети склонны давать сдачи, если их обидели. Однако! некоторые достаточно рано проявляют готовность ми­риться и прощать.

4; ! Испомъшование наказания: : дш исгщавмения и перевоспитания. Ма­ленькие дети склонны считать, что за любой проступок надо стро­


го наказывать. Более старшие дети считают более уместными мягкие наказания, достаточные для восстановления попранных прав «жертвы» и для исправления «преступника». 5) Натуралистические взгляды на неудачу. Дети младше 8 лет склон­ны видеть в своих неудачах наказание со стороны Бога или дру­гой всемогущей силы [13]. По мере взросления дети обретают способность отличать наказания от несчастного случая. Задачи нравственного развития детей и технологии его реализации специально не: прописаны, хотя говорится о том, что само воспитание в концепции личности о- ориентированного подхода до лжи о понимать­ся «как приобщение к миру человеческих ценностей». Необходимость создания разработки и апробирования программы «Подарки фей» была продиктована тем, что именно в дошкольном возрасте формируются начала нравственного сознания.

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о фор­мировании детского характера. Как уже: не раз отмечалось, цель нрав­ственного воспитания — формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный рус­ский педагог В. А. Сухомлинский справедливо считал: «Добротадолж­на стать таким же обычным: состоянием человека, как мышление. ©на должна войти в привычку».

Работа с детьми по программе «Подарки фей» преследует цель по­степенного усвоения детьми общественных норм, определяющих, что правильно и что неправи1ьно, а тахже: формирования моральных суж­дений и социально приемлемого поведения. Это поможет ребенку за­думаться о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, про­чувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, возможно, впервые попробует быть смелым, агрессивный - добрым, несобран­ный — аккуратным.

Для изучения в данной программе были выбраны те качества и от­ношения, которые: знакомы, понятны детям й—7 лет.

Для реализации данной программы необходимо определить три эта­па работы: диагностический, формирующий, контрольный.

Содержанием диагностического этапа является исследование когни­тивного, эмоционального и поведенческого компонентов: нравствен­ного развития детей. Для диагно с тик и когнитивного: компонента нрав­ственного сознания можно использовать метод «Беседа», методику «Закончи историю» и др. Для диагностики эмоционального: компонента нравственного сознания можно использовать следующие методики:



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...