Творческий. Центр речь. Санкт-Петербург 2008. В книге представлена программа развития нравственной сферы дошкольников, описан ряд развивающих упражнений и методик для диагностики и исследования личности дошкольников. Кроме того, приведен ряд рекомендаци
Стр 1 из 29Следующая ⇒ А. Ю. КАПСКАЯ Т. Л. МИРОНЧИК
ПОДАРКИ ФЕЙ
РАЗВИВАЮЩАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Творческий Центр речь Санкт-Петербург 2008 ББК88. 8 К20
Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. ков. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 96 е. ISBN 5-9268-0444-2 В книге представлена программа развития нравственной сферы дошкольников, описан ряд развивающих упражнений и методик для диагностики и исследования личности дошкольников. Кроме того, приведен ряд рекомендаций для воспитателей по взаимодействию с детьми и по использованию сказ-котерапевтического подхода. Книга будет полезна для детских психологов и специалистов по дошкольному воспитанию. ББК 88. 8
В оформлении обложки использована работа Анастасии Перваковой (Школа искусств «На Васильевском», преподаватель С. Д. Медведева)
© А. К). Капская, Т. Л. Мирончик, 2006 © Издательство «Речь», 2006 © П. В. Борозенец, обложка, 2006 ISBN 5-9268-0444-2 ©А. Первакова, рисунок на обложку, 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................................................................ 5 ПРОГРАММА «ПОДАРКИ ФЕЙ». СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ч Методические рекомендации.................................................................................. 10 Занятие 1. Знакомство. . ......................................................................................... 11 Занятие 2. Созвездие 13 Занятие S. Путешествие на волшебную поляну (песочная терапия) 15 Занятие 4. Путешествие в сказочный лес 17 Занятие 5. Подарки феи............................................................................................ 20 Занятие 6. Добрый мир 24 Занятие 7. , 1обро га 25
Занятие 8. Фея огня................................................................................................. 27 Занятие 9. Нежность................................................................................................. 29 Занятие 10. Вежливость 32 Занятие 11. Фея правды............................................................................................ 35 Занятие 12. Фея чистоты.......................................................................................... 37 Занятие 13. Окружающий мир 40 Занятие 14.. 1р\жГ> а 44 Занятие 15. Дар любви............................................................................................. 47 Занятие 16. Фея сказок............................................................................................ 48 Занятие 17, В гостях у сказки.............................................................................. 51 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА.......................................................................................................... 55 Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания............... 5S Метод «Беседа»............................................................................................. 55 Методика «Закончи историю» 57 Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания 58 Методика «Сюжетные картинки* 58 Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)...... 65 Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания 66 Методика «Сделаем вместе»................... 66 Методика «Подели игрушки…………….. 70 Методика «Проигрышнаялотерея»…….. 70 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯДЛЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ 71 Оглавление
Ритуалы вхождения в сказку 71 Игры для развития нравственной сферы 75 Арт-терапевтические методы в рамках сказкотерапии и дома 77 Игровые упражнения в рамках сказкотерапии 84 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 89
Формирование гуманных отношений между воспитателями и детьми 89 Консультация для воспитателей 91 1. Пословицы и поговорки 92. 2. Игры и упражнения 92 3. Вопросы для дискуссии 94 ВВЕДЕНИЕ
В мире много сказок, Грустных и смешнв1х. И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает Зло!
М. Шаинский Вопрос о том, как детям удается (или не удается) развить у себя духовно-нравственные чувства, становится все более важным для нашего общества. Рост преступности, различные травмирующие людей социальные события заставляют общественность страны серьезно задуматься над вопросами морали. Каждый индивид подвергается многочисленным влияниям, и все их невозможно учесть. Эти влияния накладываются на индивидуальную физиологическую основу. Один ребенок от рождения медлителен, основателен, все делает методически. Другой быстр, нетерпелив, вспыльчив — такое поведение принято называть гиперактивным. Мириады влияний — семья, детский сад, школа, средства массовой информации, улица, - воздействуют на ребенка, и невозможно предсказать их результат заранее. Время от времени каждый ребенок говорит матери: «Ну, все ребята так делают». Один ребенок, сказав это, все же на практике придерживается тех же ценностей, что и его родители; другой же, может быть, из той же семьи, отвергнет большинство стандартов взрослых и будет ориентироваться только на сверстников. Ни особенности воспитания ребенка, ни преобладающие поведенческие стандарты общества не могут дать всей информации о нравственном развитии и поведении ребенка. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Нравственное развитие — одна из центральных линий психического развития дошкольника. Нравственное развитие теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. Оно невозможно, если ребенок не может понять эмоциональное состояние другого человека, не способен управлять своими эмоциями. Нравственное развитие включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения. Сначала дети усваивают моральные знания («что такое хорошо» и «что такое плохо»). У них складывается первоначальное понимание нравственных норм. формируются моральные суждения и оценки. Д о школьники могут объяснить, кого можно назвать жаднымзлым, добрым и т. д. По данным психологических исследований, в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить симпатию (антипатию), эмпатию, сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность, любовь в близким. чувство вины и стыда при нарушении, нравственных норм поведения. Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор. Hpавственное; развитие дошкольника имеет, по данным Ж. Пиаже, Л. Кольберга и других исследователей, следующие возрастные особенности: Наличие интенции. Дети дошкольного возраста оценивают события в терминах их физических последствий, однако дети более старшего возраста принимают во внимание намерение индивида, совершившего то или иное действие. 1) Относительность. Дети дошкольного возраста считают, что любое действие может быть одно значно оценено как хорошее или плохое. По мере взросления они оставляют этот категорический подход.
2) Независимость последствий. Дети дошкольного возраста обычно судят о тяжести проступка по серьезности наказания за него; дети более старшего возраста оценивают про ступок по тому, насколько важное пр авило поведения бы л о нарушено, и по тому, какой ущерб был нанесен. 3) Готовность дать сдачи. Многие дети младше 12 лет не могут поставить себя на место другого. Они действуют только в зависимости от своих чувств и потребностей и неспособны понять, что движет другими. Дети склонны давать сдачи, если их обидели. Однако! некоторые достаточно рано проявляют готовность мириться и прощать. 4; ! Испомъшование наказания: : дш исгщавмения и перевоспитания. Маленькие дети склонны считать, что за любой проступок надо стро го наказывать. Более старшие дети считают более уместными мягкие наказания, достаточные для восстановления попранных прав «жертвы» и для исправления «преступника». 5) Натуралистические взгляды на неудачу. Дети младше 8 лет склонны видеть в своих неудачах наказание со стороны Бога или другой всемогущей силы [13]. По мере взросления дети обретают способность отличать наказания от несчастного случая. Задачи нравственного развития детей и технологии его реализации специально не: прописаны, хотя говорится о том, что само воспитание в концепции личности о- ориентированного подхода до лжи о пониматься «как приобщение к миру человеческих ценностей». Необходимость создания разработки и апробирования программы «Подарки фей» была продиктована тем, что именно в дошкольном возрасте формируются начала нравственного сознания. Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже: не раз отмечалось, цель нравственного воспитания — формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный русский педагог В. А. Сухомлинский справедливо считал: «Добротадолжна стать таким же обычным: состоянием человека, как мышление. ©на должна войти в привычку». Работа с детьми по программе «Подарки фей» преследует цель постепенного усвоения детьми общественных норм, определяющих, что правильно и что неправи1ьно, а тахже: формирования моральных суждений и социально приемлемого поведения. Это поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, возможно, впервые попробует быть смелым, агрессивный - добрым, несобранный — аккуратным.
Для изучения в данной программе были выбраны те качества и отношения, которые: знакомы, понятны детям й—7 лет. Для реализации данной программы необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный. Содержанием диагностического этапа является исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов: нравственного развития детей. Для диагно с тик и когнитивного: компонента нравственного сознания можно использовать метод «Беседа», методику «Закончи историю» и др. Для диагностики эмоционального: компонента нравственного сознания можно использовать следующие методики:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|