Занятие 2. Созвездие Цели. Ход занятия. 2. Упражнение «здравствуй, это я».
ЗАНЯТИЕ 2. СОЗВЕЗДИЕ Цели Создание условий для сплочения коллектива; предоставление детям возможности вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки.
Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку. 2. Упражнение «Здравствуй, это я». «Вы знаете, что такое рукопожатие? Этот жест между людьми был введен давным-давно, еще в рыцарские времена и указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнеру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом. Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием друг с другом. Только сделаем это необычно. Сейчас, на счет «три» мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача — не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки». 3. Упражнение «Имя». Психолог: «Для начала давайте вспомним, как кого зовут. На счет " раз-два-три" вы громко называете свое имя. Поняли? А теперь на счет " раз-два-три" скажите шепотом свое имя. Услышали что-нибудь? А сейчас я буду называть буквы алфавита, и те, у кого имя начинается на эту букву, поднимают руку. Назовите себя. Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звезды. Поднимите руку те, кто любит смотреть на звездное небо. Поднимите руку те, кто знает, под каким созвездием он родился». На фоне спокойной музыки психолог говорит: «Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали. Мечтали о будущем, о вечном, о прекрасном. Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды». Психолог показывает детям лист ватмана, на котором изображено ночное небо.
«У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земляне, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача — оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту. Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове " звезда". Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно заключается? Каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит, каждый из нас - звезда? » 4. Упражнение «Моя звезда». Психолог раздает каждому ребенку по звездочке. Детям необходимо украсить ее по своему желанию. Затем дети по кругу рассказывают, где она находится. Высоко или низко она находится на небе, видно ли ее с Земли, есть ли рядом другие звездочки? Хорошо ли вашей звездочке там? 5. Упражнение «Созвездия». «Каждый из нас — звездочка. Время от времени звезды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединиться в группы из нескольких звезд. Сейчас вы начнете двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-то число, например, три. И тогда вы должны объединиться по три звездочки». 6. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто... ». «Продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: " Пересядьте те, у кого есть сестра", — и все те, у кого есть сестра, меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто остался без места, продолжает игру». 7. Упражнение « Звездное небо». «Возьмите в руки свою звездочку и подойдите к нашему кусочку неба. Расположите ее в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.
Как вы себя чувствуете после этого? Нравится ли вам расположение звезд? Хотелось бы вам что-нибудь изменить? Если изменить больше ничего не хочется, давайте приклеим звездочки на лист». Дети приклеивают звездочки на листе ватмана. «А теперь давайте соединим наши звездочки между собой. Получилось созвездие. Созвездие П О Д Н Я 3 В ЯН И £ М:. .. (участники придумывают название созвездия). Сейчас наступает торжественный момент. На нашем небе зажглось созвездие «... ». 8. Заключительный этап. 'Психолог зажигает свечу, звучит медленная мелодия, участники в течение некоторого времени смотрят на пламя свечи. 9. Ритуал выхода из сказки.
ЗАНЯТИЕ 3. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНУЮ ПОЛЯНУ (Песочная терапия)
Цели Сплочение детей; создание атмосферы группового доверия и принятия; формирование навыков позитивной коммуникации; снятие психо-эмоционального напряжения.
Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку. 2. Игра «Путешествие на волшебную поляну» (песочная терапия). Психолог «превращает» детей в Волшебников и говорит: «Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, чтобы найти страну, в которой еще никто нежил. Там вы создадите цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по Т Р И героя, которых бы вы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны». «Давайте послушаем, о чем говорится в сказке... Итак, где-то далеко-далеко, может быть, и очень близко, например, в этой песочнице, есть удивительная страна. Давайте создадим ее вместе. Есть там реки (дети б песочнице создают реки, разделяя песочный лист на несколько частей), есть и горы (дети создают горы), есть темные дремучие леса (дети в песочнице сажают леса) и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для луга и сажают цветы). Посмотрите, как быстро у нас появилась сказочная страна на месте пустыни. Мы создали ее своими руками. Мы — творцы этой страны. В этой сказочной стране на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время предлагается поставить свой домик в любое место песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком).
Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками. Как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны? » Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом, который в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников — построить коммуникации между территориями. «Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радостно заплясали. Взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса. А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могут видеться друг с другом, когда им захочется. Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем: мы не знакомы... » По окончании сеанса участники сами разбирают песочную картину, таким образом закрепляя опыт, приобретенный ими на символическо-бессознательном уровне. 3. Изотерапия. Рассадив детей за большим столом, психолог предлагает детям нарисовать тот персонаж или место в волшебной «песочной» стране, которые им больше всего запомнились. 4. Релаксационное упражнение «Танец рук». Психолог включает тихую музыку, просит детей закрыть глаза, расслабиться и представить, что их руки стали волшебными и могут превратиться в птичьи крылья, ветви дерева, порыв ветра, капли дождя или стебли трав. Под музыку дети должны позволить своим рукам «танцевать так, как они хотят». Психолог предупреждает детей, что они должны пол- ностью расслабиться и наблюдать за движениями своих рук как бы со стороны. Затем дети рассказывают, что они чувствовали во время танца своих рук. 5. Заключительный этап. Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей рассказать, что им понравилось, а что не понравилось, что было хорошо и что плохо. Дети, передавая мягкую игрушку, поочередно высказывают свое мнение. 6. Ритуал выхода из сказки.
ЗАНЯТИЕ 4. ПУТЕШ ЕСТВИ Е В СКАЗОЧНЫЙ Л ЕС
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|