Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников




«Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников


 

«Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений» и другие. Чтобы изучить поведенческий компонент нравственного сознания исполь­зуются следующие методики: «Сделаем вместе», «Подели игрушки», «Проигрышная лотерея» и другие.

Содержанием формирующего этапа является проведение коррекци-онно-развив ающих занятий нравственной направленности.

Контрольный этап заключается в тестировании.

После завершения всех трех этапов проводится итоговое собрание родителей, где обсуждаются результаты работы с детьми и даются ре­комендации родителям и воспитателям по дальнейшему развитию нрав­ственного сознания детей.


ПРОГРАММА «ПОДАРКИ ФЕЙ». СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ

 

 

ЦЕЛИ

1) Формирование нравственного сознания.

2) Развитие нравственных переживаний и чувств. 8): Формирование нравственного поведения.

 

 

ЗАДАЧИ

1) Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, к формированию собственных ценностных ориентации.

2) Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре.

В) Сформировать у детей представления о внутреннем мире чело­века, о его месте в окружающем мире.

4) Сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.

5) Развить умение чувствовать и понимать другого.

6) Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, пора­доваться за другого.

7) Развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Курс, состоящий из 17 коррекционных занятий, предназначен для детей 6-7 лет. Численность группы - 6-8 человек.

Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия - 30-50 минут.

В основе коррекционно-развивающих занятий лежат такие техно­логии, как сказкотерапия и песочная терапия. Мир сказок всегда за­нимателен и разнообразен. Сказки затрагивают много типичных жиз­ненных проблем, полны аллегорий и символов, доступных детскому сознанию. Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать, «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себя роли обид­чика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также помогает ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

В процессе песочной терапии, разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символиче­ского разрешения множества жизненных ситуаций. Кроме того, песок поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Занятия данной программы включают в себя игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое: проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастику (имитационные игры); метафорические этюды - ре­лаксации; свободное и тематическое рисование; беседы, обсуждение рассказов, игр и т. п.; танцы, ритмику, телесные упражнения.

Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных при­емов, указанных ранее. Каждый ребенок имеет право высказать свое мне­ние. отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

Психолог может перед началом занятия обсудить с детьми те или иные духовно - нравственные аспекты, касающиеся поведения детей и их взаимоотношений в играх на занятии, например: победивший не всегда тот, кто сильнее и быстрее; лучше честно проиграть, чем побе­дить с помощью обмана; мячом можно сделать больно; нужно уступать более слабому и т. д. Необходимо обсуждать с детьми разные конфлик­тные и спорные ситуации, возникающие во время занятия.


Каждый психолог или педагог по своему усмотрению может исполь­зовать игры и упражнения данной программы в процессе духовно-нрав­ственного воспитания, может постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение.

 

ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО Цели

Знакомство с детьми, формирование позитивного отношения ре­бенка к своему «Я», принятие детьми друг друга, отработка позитивно­го взаимодействия детей друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения.

 

Ход занятия

1. Ритуал входа в сказку.

2. Знакомство.

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить: «Добрый день, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), Добрый день, Маша,... (называются имена детей по кругу), Добрый день, Татьяна Леонидовна и Алла Юрьевна, Добрый день, солнце (все поднимают руки, затем опускают), Добрый день, небо (аналогичные движения руками), Добрый день всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)! »

3. Упражнение «Мое имя».

Психолог задает вопросы; дети по кругу отвечают.

• Тебе нравится твое имя?

• Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные произ­водные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее понравившийся ему вариант.

4. Упражнение «Угадай, кого не стало».

Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

5. Упражнение «Узнай по голосу».

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.


6. Правила поведения в группе:

 

• Помни о благодарности - говори «волшебные слова».

• Помогай друзьям; делись с ними.

• Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее.

• Не срывай злость на других.

• Не ссорься по пустякам.

• Не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам.

• При споре договаривайся самостоятельно.

• Умеешь сам — помоги товарищу.

7. Игра «Волшебная звезда».

«Я хочу вам рассказать одну историю. Она — про те времена, когда звезд на небе еще не было. Эта история про Звездочку, которая жила на Земле. Звездочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как она ни старалась, на Земле ее никто не замечал. Решила тогда Звездочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: " Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы другие люди могли заметить мой свет? " Вответнасвой вопрос она услышала слова мудрого старца: " Си­яние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого? " " Я согласна", - ответила Звездочка. Тогда волшеб­ник в награду за ее смелость, желание дарить людям сияние своего све­та и радость окружил ее множеством других сверкающих звезд. А что­бы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил ее изображение... Попробуйте отгадать где? (Ответ: в каждом из нас. )

Поэтому я хотела бы, чтобы вы подошли сюда и образовали одну большую звезду. Встаньте в круг. Сделайте круг таким тесным, чтобы, когда каждый из вас протянет руку к центру круга, получилась звезда. Эта звезда очень теплая, потому что она готова дарить свой свет, согре­вая сиянием своей доброты всех вокруг. Каждый из вас имеет собствен­ный свет, но каждый из вас также принимает свет других. Все вместе вы составили одну большую звезду, свет которой гораздо ярче, чем свет каждого в отдельности. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло этой звезды, а рукой, которая вытянута в другую сто­рону, - теплый свет, источаемый вашей собственной звездой. Атеперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемеща­ется по небу (дети передвигаются очень маленькими шажками под му­зыку).

А еще волшебник спрятал изображение звездочки в яблоке».


Психолог разрезает яблоко пополам и просит детей найти звездоч­ку, в виде которой располагаются яблочные зернышки. Детям предла­гается принять от Звездочки и Мудрого старца подарок в виде яблока. Звучит музыка.

8. Заключительный этап.

Дети передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровожда­ется высказываниями отом, что чувствует тот, кто держит клубок, какое у него настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего.

9. Ритуал выхода из сказки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...