«Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников
«Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников
«Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений» и другие. Чтобы изучить поведенческий компонент нравственного сознания используются следующие методики: «Сделаем вместе», «Подели игрушки», «Проигрышная лотерея» и другие. Содержанием формирующего этапа является проведение коррекци-онно-развив ающих занятий нравственной направленности. Контрольный этап заключается в тестировании. После завершения всех трех этапов проводится итоговое собрание родителей, где обсуждаются результаты работы с детьми и даются рекомендации родителям и воспитателям по дальнейшему развитию нравственного сознания детей. ПРОГРАММА «ПОДАРКИ ФЕЙ». СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
ЦЕЛИ 1) Формирование нравственного сознания. 2) Развитие нравственных переживаний и чувств. 8): Формирование нравственного поведения.
ЗАДАЧИ 1) Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, к формированию собственных ценностных ориентации. 2) Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре. В) Сформировать у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире. 4) Сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им. 5) Развить умение чувствовать и понимать другого. 6) Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого. 7) Развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Курс, состоящий из 17 коррекционных занятий, предназначен для детей 6-7 лет. Численность группы - 6-8 человек. Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия - 30-50 минут. В основе коррекционно-развивающих занятий лежат такие технологии, как сказкотерапия и песочная терапия. Мир сказок всегда занимателен и разнообразен. Сказки затрагивают много типичных жизненных проблем, полны аллегорий и символов, доступных детскому сознанию. Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать, «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также помогает ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. В процессе песочной терапии, разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Кроме того, песок поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Занятия данной программы включают в себя игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое: проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастику (имитационные игры); метафорические этюды - релаксации; свободное и тематическое рисование; беседы, обсуждение рассказов, игр и т. п.; танцы, ритмику, телесные упражнения. Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов, указанных ранее. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение. отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Психолог может перед началом занятия обсудить с детьми те или иные духовно - нравственные аспекты, касающиеся поведения детей и их взаимоотношений в играх на занятии, например: победивший не всегда тот, кто сильнее и быстрее; лучше честно проиграть, чем победить с помощью обмана; мячом можно сделать больно; нужно уступать более слабому и т. д. Необходимо обсуждать с детьми разные конфликтные и спорные ситуации, возникающие во время занятия. Каждый психолог или педагог по своему усмотрению может использовать игры и упражнения данной программы в процессе духовно-нравственного воспитания, может постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение.
ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО Цели Знакомство с детьми, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», принятие детьми друг друга, отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку. 2. Знакомство. Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить: «Добрый день, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), Добрый день, Маша,... (называются имена детей по кругу), Добрый день, Татьяна Леонидовна и Алла Юрьевна, Добрый день, солнце (все поднимают руки, затем опускают), Добрый день, небо (аналогичные движения руками), Добрый день всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)! » 3. Упражнение «Мое имя». Психолог задает вопросы; дети по кругу отвечают. • Тебе нравится твое имя? • Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее понравившийся ему вариант. 4. Упражнение «Угадай, кого не стало». Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его. 5. Упражнение «Узнай по голосу». Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
6. Правила поведения в группе:
• Помни о благодарности - говори «волшебные слова». • Помогай друзьям; делись с ними. • Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее. • Не срывай злость на других. • Не ссорься по пустякам. • Не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам. • При споре договаривайся самостоятельно. • Умеешь сам — помоги товарищу. 7. Игра «Волшебная звезда». «Я хочу вам рассказать одну историю. Она — про те времена, когда звезд на небе еще не было. Эта история про Звездочку, которая жила на Земле. Звездочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как она ни старалась, на Земле ее никто не замечал. Решила тогда Звездочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: " Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы другие люди могли заметить мой свет? " Вответнасвой вопрос она услышала слова мудрого старца: " Сияние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого? " " Я согласна", - ответила Звездочка. Тогда волшебник в награду за ее смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил ее множеством других сверкающих звезд. А чтобы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил ее изображение... Попробуйте отгадать где? (Ответ: в каждом из нас. ) Поэтому я хотела бы, чтобы вы подошли сюда и образовали одну большую звезду. Встаньте в круг. Сделайте круг таким тесным, чтобы, когда каждый из вас протянет руку к центру круга, получилась звезда. Эта звезда очень теплая, потому что она готова дарить свой свет, согревая сиянием своей доброты всех вокруг. Каждый из вас имеет собственный свет, но каждый из вас также принимает свет других. Все вместе вы составили одну большую звезду, свет которой гораздо ярче, чем свет каждого в отдельности. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло этой звезды, а рукой, которая вытянута в другую сторону, - теплый свет, источаемый вашей собственной звездой. Атеперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небу (дети передвигаются очень маленькими шажками под музыку).
А еще волшебник спрятал изображение звездочки в яблоке». Психолог разрезает яблоко пополам и просит детей найти звездочку, в виде которой располагаются яблочные зернышки. Детям предлагается принять от Звездочки и Мудрого старца подарок в виде яблока. Звучит музыка. 8. Заключительный этап. Дети передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями отом, что чувствует тот, кто держит клубок, какое у него настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего. 9. Ритуал выхода из сказки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|