Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1 Этиология, патогенез бронхиальной астмы




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

«УФИМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Допускается к защите

Зам. директора по УР

Е. А. Воронинская

__________________

                (подпись)

«»_________20__ г.

        

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

 

ТЕМА: РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ГЕРИАТРИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

 

 

  Выполнила: Муталлапова Зульфия Азатовна студентка группы 301 М специальность 34. 02. 01 Сестринское дело (базовой подготовки)
  Руководитель: Шеметова Диляра Сабировна           ________________________                                        подпись  «__» июня 20__ г.

 

Уфа, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ………………………..

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

ГЛАВА 1

Теоретические аспекты бронхиальной астмы……………….
  1. 1 Этиология, патогенез бронхиальной астмы…………………
  1. 2 Классификация бронхиальной астмы………………………..
  1. 3 Клиническая картина и осложнения…………………………
  1. 4 Методы диагностики.................. ……………………………...
  1. 5 Лечение……………………………………………………........
  1. 6 Особенности течения бронхиальной астмы у пожилых….....
  1. 7 Значение Астма-школы для больных бронхиальной астмой…………………………………………………………..  
  1. 8 Прогноз и профилактика бронхиальной астмы……………...
  1. 9 Роль медицинской сестры в лечении и профилактике бронхиальной астмы…………………………………………..  

ГЛАВА 2

Методы и организация исследования………………………..
  2. 1 Отчет по гериатрическому отделению ГБУЗ РКГВВ……….
  2. 2 Дыхательная гимнастика по методу Бутейко при бронхиальной астме…………………………………………...   23 
  2. 3 Лечебное питание при бронхиальной астме………………....

ГЛАВА 3

Результаты исследования…………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….....

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..

Приложение 1………………………………………………………………..

Приложение 2. ……………………………………………………………….

Приложение 3….. ……………………………………………………………

Приложение 4………………………………………………………………..

Приложение 5………………………………………………………………..

Приложение 6………………………………………………………………..

Приложение 7………………………………………………………………..

Приложение 8………………………………………………………………..

Приложение 9………………………………………………………………..


ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

БА – бронхиальная астма

АД – артериальное давление

РКГВВ – Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн

ПСВ – пиковая скорость выдоха

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

ОСН – острая сердечная недостаточность

СП – сестринский процесс

ОД – органы дыхания


ВВЕДЕНИЕ

 

Бронхиальная астма – заболевание, характеризующееся хроническим воспалением воздухоносных путей, приводящим к гиперреактивности в ответ на различные стимулы, и повторяющимися приступами бронхиальной астмы.

Актуальность исследования. Бронхиальная астма была и остается одной из главных медицинских и  социальных проблем нашего времени в связи с высоким уровнем распространения, стойкой утратой трудоспособности, снижением качества жизни больного и смертности. В настоящее время данная тема весьма актуальна, так как в мире этим заболеванием страдает около 300 млн. человек.

Оценка современного состояния. Заболеваемость бронхиальной астмой в РФ, согласно данным различных эпидемиологических исследований, составляет приблизительно 2, 2% от всех случаев заболеваемости БА в мире, что в числах насчитывает около 7 млн. человек (9% детей и 5% взрослых). Из них примерно 1 млн. больных страдает тяжелыми формами БА (астматический статус), но, следует отметить, что действительная общераспространенность бронхиальной астмы может быть в несколько раз больше, так как официально зарегистрирован лишь один случай из 5. Это происходит по нескольким причинам, в числе которых на одном из первых мест стоят сложность диагностики при отсутствии типичных приступов удушья и наличие особенностей течения БА в разных возрастных группах. Так, у больных пожилого возраста, как правило, имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы и возрастные изменения в легких, затрудняющие установление правильного диагноза. Колебания в частоте встречаемости БА в разных странах очень велики, и это связано не только с разным качеством сбора статистических данных, но и с особенностями климата, состояния внешней среды, а также генетических факторов в разных странах. Так, например, встречаемость БА в Новой Зеландии достигает 15, 1%, а в Нигерии – всего 5, 4%.

Имеется много факторов, несущих в себе вероятность развития патологий дыхательной системы. Установлено, что причиной такой тенденции стало: ухудшение экологических и  климатических условий, частое применение лекарственных средств, вызывающих аллергизацию, красители и консерванты, увеличение удельного веса продуктов питания, имеющих в своем составе химические пищевые добавки [1].

Чаще БА болеют женщины. Это заболевание может развиться в любом возрасте, но приблизительно в половине случаев оно начинается в детстве и еще у 30% больных – в возрасте до 40 лет. В возрасте до 5 лет мальчики чаще заболевают БА, потом это соотношение выравнивается. К началу периода полового созревания у многих детей проявления БА исчезают, хотя это не является гарантией полного выздоровления – иногда симптомы болезни могут появиться вновь в зрелом возрасте.

Так как родители передают предрасположенность к БА своим детям, наследственный фактор играет определенную роль. Если в семье все здоровы, то вероятность того, что ребенок станет аллергиком, составляет 20%. В том случае, если болен хотя бы один из родителей, этот процент возрастает уже до 50%.

Всемирная организация здравоохранения  в содружестве с рядом международных организаций, занимающихся исследованием в области бронхиальной астмы, учредила Всемирный день борьбы с бронхиальной астмой, которая проводится каждый год 11 декабря. Цели проведения Всемирного дня – повышение знаний о БА среди населения и пациентов, информирование о профилактике, выявление случаев болезни на ранней стадии, повышение качества оказания медицинской помощи больным.

Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре, поэтому изучение сестринского процесса при бронхиальной астме является актуальной.

Цель исследования: изучить роль медицинской сестры в лечении и профилактике бронхиальной астмы.

Задачи исследования:

– изучить и провести анализ научно-теоретических источников;

– изучить этиологию, предрасполагающие факторы, патогенез, клиническую картину, лечение, профилактику и прогноз бронхиальной астмы;

– организовать санитарно-просветительскую работу с пациентами по вопросам профилактики бронхиальной астмы;

– изучить роль медицинской сестры в лечении и профилактике бронхиальной астмы;

– обработать полученные данные, сформулировать выводы.

Объект исследования: 20 пациентов с бронхиальной астмой в гериатрическом отделении Республиканского клинического госпиталя ветеранов войн.

Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.

Методы исследования:

– метод научно-теоретического анализа литературных источников;

– метод анкетирования (социологический метод);

– метод сопоставительного анализа исследуемого материала;

– метод статистической обработки информационного материала;

– метод обобщения результатов исследования.

База исследования: гериатрическое отделение ГБУЗ Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн.


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты бронхиальной астмы

 

1. 1 Этиология, патогенез бронхиальной астмы

 

Бронхиальная астма  –  хроническое воспалительное заболевание, характеризующееся приступами удушья вследствие спазма мускулатуры бронхов, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов [1].

Причины БА точно не выяснены, но выявлены факторы риска заболевания, которые сгруппированы в предрасполагающие, причинные и способствующие возникновению БА.

1. Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия, наследственность, гиперреактивность бронхов [2].

2. Причинные факторы, или «индукторы», которые сенсибилизируют организм и вызывают начало заболевания – аллергены (домашняя пыль, перо подушек, книжная пыль, пыльца деревьев, шерсть животных, продукты – яйцо, цитрусовые, рыба, лекарства – антибиотики). Нередко сочетается два и более патогенных вариантов.

3. Усугубляющие (способствующие) факторы увеличивают вероятность развития БА при воздействии индукторов: ОРВИ, активное и пассивное курение, загрязнение воздуха, низкий вес при рождении, паразитарные инфекции.

Факторы риска, которые обостряют течение БА, усиливая воспалительный процесс, называют триггерами. Роль триггеров в сенсибилизированном организме могут играть указанные индукторы, пищевые продукты, физическая нагрузка, погодные условия, лекарственные препараты (β -адреноблокаторы), беременность и предменструальный период. (Приложение 1)

В патогенезе бронхиальной астмы различают 3 фазы:

– иммунологическая, когда осуществляется взаимодействие антигена и антитела – первый пусковой механизм;

– патохимическая с образованием биологически активных веществ (гистамин, ацетилхолин);

– патофизиологическая – биологически активные вещества действуют на мускулатуру бронхов. Возникает спазм мускулатуры, суживаются мелкие бронхи, при этом много вязкой слизи, затрудняется дыхание [3].

В зависимости от того, как скоро после непосредственного воздействия аллергена возникает астматическая реакция, она бывает:

1. Ранняя – характеризуется развитием бронхоспазма, выраженной экспираторной одышкой. Начинается через 1-2 минуты, достигает максимума через 15-20 минут, продолжается около 2 часов.

2. Поздняя – проявляется воспалением, отеком слизистой оболочки бронхов, гиперсекрецией слизи. Развивается через 4-6 часов, максимум ее проявлений наступает через 6-8 ч, длительность реакции 8-12 ч.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...