1.7 Значение Астма-школы для больных с бронхиальной астмой
1. 7 Значение Астма-школы для больных с бронхиальной астмой «Астма-школы», или «Школы здоровья для больных с бронхиальной астмой» – это специальная образовательная программа для людей, страдающих бронхиальной астмой, и их родственников, занятия в которых проводят врачи-пульмонологи, участковые или семейные врачи. Они создаются с целью обучения больного БА навыкам самоконтроля за состоянием, самопомощи в период приступов удушья и профилактики обострений [20]. Школя здоровья для астматиков направлена на решение следующих важнейших задач: – предупреждение прогрессирования болезни; – профилактика обострений и серьезных осложнений; – общая информация о механизме развития бронхиальной астмы и методах самопомощи в период приступа удушья; – обучение пациентов самостоятельному определению уровня тяжести; – знакомство с самыми первыми признаками приближающегося астматического удушья; – обучение методам быстрого купирования астматического удушья; – обучение пользованию различными приборами и приспособлениями, врач показывает, как нужно использовать ингалятор, небулайзер или спейсер; – обучение методам быстрого купирования астматического удушья и самостоятельного контроля течения болезни. Полный цикл обучения в Астма-школе состоит из 8 занятий, которые разработаны с учетом вопросов, часто задаваемых врачу пациентами.
1. 8 Прогноз и профилактика бронхиальной астмы
Характер и отдаленный прогноз заболевания определяются возрастом, когда возникло заболевание. Если заболевание началось в зрелом и пожилом возрасте, то характер развития и прогноз его более предсказуем. Тяжесть течения определяется его формой. Аллергическая астма протекает легче и прогностически более благоприятна. «Пыльцевая» астма протекает легче, чем «пылевая». У заболевших в пожилом возрасте отмечается первично тяжелое течение, особенно у больных с аспириновой астмой [12].
В целом заболевание является хроническим и медленно прогрессирующим, адекватное лечение может полностью устранять симптомы, но не влияет на причину их возникновения. Прогноз для жизни и трудоспособности при адекватной терапии условно благоприятный. Периоды ремиссии могут продолжаться в течение нескольких лет. Профилактика БА включает в себя устранение из окружающей среды больного возможных аллергенов, борьбу с профессиональными вредностями, курением, тщательную санацию очагов хронической инфекции. Выделяют два метода – предупреждение развития аллергии и профилактика хронических инфекций дыхательных путей. Профилактика астмы проводится в несколько этапов. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику БА [13]. Первичная профилактика – заключается в предупреждении развития аллергии и хронических болезней дыхательных путей. Методы сводятся к устранению раздражающих факторов и лечению хронических болезней дыхательной системы. Вторичная профилактика – включает меры по профилактике болезни у сенсибилизированных лиц или у пациентов на начальной стадии, но еще не болеющих БА. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики астмы подбирается по следующим категориям: – лица, родственники которых уже болеют БА; – наличие различных аллергических болезней (пищевая аллергия, атопический дерматит, аллергический ринит, экзема и др. ) [2]; – сенсибилизация, доказанная при помощи иммунологических методов исследования. В целях вторичной профилактики у этой группы лиц проводится профилактическое лечение противоаллергическими препаратами, используются методы десенсибилизации.
Третичная профилактика – применяется для уменьшения тяжести течения и предупреждения обострений болезни у пациентов, которые уже болеют БА. Основной метод заключается в исключении контакта пациента с аллергеном, вызывающим приступы астмы. Правильно спланированные и выполненные меры по профилактике БА являются эффективным средством предотвращения и лечения этой болезни.
1. 9 Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме
Сестринский процесс – это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этих ситуациях проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон [14]. Целью СП является способствовать наступлению ремиссии, препятствовать развитию осложнений. Подготовка больного к различным методам исследования и консультации специалистов, четкое выполнение назначений врача, беседа с пациентом и его родственниками о заболевании и диетическом питании [15]. Особенностью СП при БА является проведение объективного и субъективного методов обследования, опрос о заболевании родственников и самого пациента – все это поможет выявить проблемы и нарушенные потребности пациента, сформировать план ухода. I этап. Сестринское обследование При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятельства возникновения приступа удушья, кашля, чем они вызываются и снимаются, какие лекарства (пищу) не переносит. При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула), на характер одышки (экспираторная), наличие дистанционных разнотембровых хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице [4]. При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, недостаточное наполнение и напряжение), измеряется АД (снижено). II этап. Определение проблем пациента Выявляются проблемы или сестринские диагнозы пациента [16]. Нарушенные потребности: дышать, есть, спать, общаться, отдыхать, поддерживать общее состояние. Настоящие проблемы: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия, кашель с вязкой мокротой, страх смерти от удушья.
Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса, ОСН, развития астматического статуса, повторные приступы удушья. III этап. Планирование сестринских вмешательств [17] IV этап. Реализация плана сестринских вмешательств V этап. Оценка эффективности сестринских вмешательств Медицинская сестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если что-то из плана выполнено недостаточно эффективно, медсестра продолжает оказывать помощь, согласуя действия с врачом. Если приступ купирован, все проблемы пациента решены, медсестра беседует с пациентом по восстановлению правильного дыхания – условия профилактики приступов. Она обучает пациента правильному дыханию, рекомендует посещение Астма-школы [18]. ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|