Контрольная работа (контрольный урок) № 1. Тема «»
(№ соответствующей компетенции(й), с которой(ми) соотносится тема контрольной работы)
Контрольная работа в учебном процессе не используется.
1.
| Установите соответствия между столбцами: праздник – это
1) в древнееврейском языке А) некое институализированное
действие
2) в латинском языке Б) определенные дни
3) во французском языке В) «праздь», безделье, отдых
4) в «Новом лексиконе» Г) праздный, «порожний»,
«пустой»
5) в «Словаре гуманитарных наук» Д) различные религиозные и светские
6) в словаре Ф. А. Брокгауза и Е) момент социокультурной
А. И. Эфрона динамики, символическая
игра
7) в словаре В. И. Даля Ж) общественные события,
выражение организованной
жизни общества
8) в словаре М. Фасмера З) особый культовый день;
публичные развлечения;
житейские радости
9) в словаре Д. Н. Ушакова и И) «feriae» – каникулы, «festum»
С. И. Ожегова – торжество
10) энциклопедии «Мифы народов К) «хач», «хачать» – танцевать
мира»
|
2.
| Определите адресат следующего определения: праздник – это
1) антитеза будней, проявление А) Казимеж Жигульский
особой, празднично – свободной жизни
2) гибкая педагогическая система Б) М. М. Бахтин
3) свободное время, религиозный
культ, даты истории В) Д. М. Генкин
4) первичная форма человеческой
культуры Г) А. И. Мазаев
5) свободная жизнедеятельность,
локализация особого общения Д) А. В. Бенифанд
6)традиционная народная форма
отдыха Е) Л. Н. Лазарева
7) отражение типа способа
производства Ж) И. М. Снегирев
8) духовно-практическая
деятельность З) Л. С. Лаптева
|
3
| Какие признаки отличают:
А – «праздник»,
Б – «театрализованное представление»?
1) есть одно место действия;
2) много мест действия;
3) локализовано в пространстве;
4) пространство не ограничено;
5) можно срепетировать;
6) не имеет временных границ;
7) нельзя срепетировать;
8) имеет четкие временные границы
|
4
| Выявите соответствие форм праздничной деятельности определенному этапу в археологической классификации культуры
1) палеолит; А) праздник;
2) мезолит; Б) обряд;
3) неолит; В) ритуал;
4) бронза Г) церемония;
5) железо; Д) традиция
|
5
| В эпоху неолитической «революции» родился __________________________________праздник
|
6
| Календарно-обрядовый праздник родился в эпоху ______________________________________
|
7.
| Определите соответствия между научной концепцией и ее представителем
1) Снегирев И. М. А) заимствования
2) Афанасьев А. Н. Б) коммуникативная
3) Веселовский А. Н. В) мифологическая
4) Фрэзер Д. Г) антропологическая
5) Мазаев А. И. Д) описательная
|
8
| Современные исследователи считают, что новые праздники…
1) навряд ли будут появляться
2) возможно будут появляться
3) будут обязательно появляться
|
9
| Отметьте ученых, изучающих календарно-обрядовые праздники (выделите три варианта ответа):
1) Я. и В. Гримм
2) И. М. Терещенко
3) И. Г. Шароев
4) Д. М. Генкин
5) О. Л. Орлов
6) В. Я. Пропп
|
10
| Высказывание «Каждый народ предпочитает свои обычаи другим» принадлежит:
1) Аристотелю;
2) Геродоту;
3) Страбону;
4) Гиппократу
|
10а
| Определите 4 положения солнца и соответствующие им праздники:
1) 25 декабря; А) Рода и рожениц;
2) 24 июня; Б) Коляда;
3) 22 марта; В) Иван Купала;
4) 21 сентября; Г) Масленица
|
11
| Найдите точные бинарные соответствия
1) Зима; А) Восток;
2) Весна; Б) Запад;
3) Лето; В) Юг;
4) Осень; Г) Север
|
12
| Определите логику хода праздничного календаря:
1) Велик день;
2) Колядки;
3) Кузьминки;
4) Встреча весны;
5) Масленица
|
13
| Определите порядок праздничных дат:
1) Иван Купала;
2) Егорьев день;
3) Семик;
4) Красная горка;
5) Радуница
|
14
| Громовый знак – круг с шестилепестковой розеткой внутри – называется________________________________
|
15
| Праздник, смысловым кодом которого является громовый знак, называется____________________________________
|
16
| Определите страну, в которой популярны мифологические и сказочные персонажи
1) Дед Мороз; А) Франция
2) Санта Клаус; Б) Япония
3) Пер Ноэль; В) Куба
4) Фея Бефана; Г) Финляндия
5) Николо; Д) Англия, Америка
6) Йоулупукки; Е) Россия
7) Сегацу – Сан; Ж) Италия
8) Папа Паскуале; З) Австрия
9) Бальтасар, Гаспар, Мельчор; И) Колумбия
|
17
| Определите логику празднования нового года в России:
1) 1 января;
2) 21 сентября;
3) 22 марта;
4) 24 июня;
5) 25 декабря;
6) день сева
|
18
| Учение о формах и их развитии называется _____________________________________
|
| Морфология – это учение о _____________________________________
|
20
| Сакральный характер праздника означает (один вариант ответа)
1) массовый
2) таинственный
3) священный
4) игровой
|
21
| Лиминальность праздника – это (один вариант ответа)
1) тайность;
2) знаковость;
3) пограничность;
4) сверхъестественность;
|
22
| Мировое древо в центре мира дает возможность моделировать ___________________________________________
|
23
| Основные координаты мира можно моделировать с помощью ___________________________________________
|
24
| Выберите характеристики для времени:
1) праздничного; А) непрерывное;
2) будничного; Б) линейное;
В) необратимое;
Г) обратимое;
Д) повторяемое;
Е) начальное
|
25
| Выберите характеристики для времени:
1) положительного; А) весна;
2) отрицательного; Б) осень;
В) лето;
Г) зима;
Д) рассвет;
Е) закат
|
26
| Действие «Пеперуды» и «Додолы» в календарном празднике (один вариант):
1) зазывают весну;
2) вызывают дождь;
3) прогоняют зиму;
4) охраняют скот
|
27
| Чему способствует Святой Егорий в обрядовой практике (два варианта):
1) открывает зиму;
2) начинает весну;
3) заботится о скоте;
4) собирает урожай
|
28
| Определите существенный признак праздника (один вариант ответа):
1) традиционность;
2) массовость;
3) сакральность;
4) торжественность
|
29
| Главный праздник архаической традиции проходит (два варианта ответа):
1) в критический момент;
2) в момент смены старого на новое;
3) в периоды эпидемии;
4) после удачной охоты
|
30
| Определите логику православных двунадесятых праздников:
1) Вознесение Господне;
2) Рождество Христово;
3) Сретение Господне;
4) Крещение Господне;
5) Вход Господен в Иерусалим;
6) Благовещение
|
31
| Определите логику православных двунадесятых праздников
1) Преображение Господне;
2) Успение Пресвятой Богородицы;
3) Пятидесятница или Троица;
4) Введение во храм Богородицы;
5) Воздвиженье Креста Господне;
6) Рождество Пресвятой Богородицы
|
32
| Найдите соответствия между народными и православными праздниками:
1) Колядки; А) Рождество Иоанна Предтечи;
2) Русская березка; Б) Вход Господен в Иерусалим;
3) Иван Купала; В) Троица;
4) Вербич; Г) Рождество Христово
|
33
| Определите даты проведения многодневных постов:
1) Рождественский А) дата окказиальная, начинается после
Масленицы и до Пасхи
2) Великий Б) дата постоянная с 01.08 – 14.08
(с 14.08 – 28.08 н. ст.) 14 дней
3) Петровский В) дата постоянная с 15.11 – 24.12
(с 28.11 – 06.01 н. ст.)
4) Успенский Г) дата окказиальная, через 57 дней после
Пасхи и до 29.06 (12.07 н. ст.)
|
34
| Кодекс ограничений и запрещений для отца, начиная с зачатия и рождения ребенка называется________________________
|
35
| ____________________ – существенная часть новорожденного человека, его души.
|
36
| В каких случаях проводили обряд «перепекания ребенка»? (один вариант)
1) если ребенок болел;
2) если ребенка отдавали в другую семью;
3) если ребенок был сирота;
4) если ребенок много плакал
|
37
| Что делали с куском белого полотна («крижмо»), в которое был завернут новорожденный?
1) шили свадебные рушники и наволочки;
2) разрезали на части;
3) привязывали к дереву;
4) хранили до свадьбы
|
38
| Основные признаки традиционного свадебного обряда (два варианта ответа)
1) диалогичность;
2) массовость;
3) переходный характер;
4) действенность
|
39
| Закончите топографическую (пространственную) смысловую цепочку свадебного действа:
Печь – дом – двери – двор – ворота – деревня – околица – поле – дорога – … – … – … – ….
|
40
| Определите порядок обрядов предсвадебного периода
1) девичник;
2) рукобитье;
3) смотрины места;
4) сговор;
5) тайное сватовство
|
41
| Главное действующее лицо свадьбы – _______________________
|
42
| За что молодого в масленицу зарывают в снег, «хоронят»? (один вариант)
1) за веселый нрав;
2) за отсутствие на празднике;
3) за бездетность;
4) за скупость
|
43
| Когда проводили обряд «Окликание молодых»?
1) после сбора урожая;
2) сразу после свадьбы;
3) когда в семье рождался ребенок;
4) в масленицу
|
44
| «Заложный» покойник – это (один вариант):
1) умерший неестественной смертью;
2) обрядовый;
3) мнимый;
4) урожайный
|
45
| Как называется основной день поминовения усопших (один вариант)?
1) успение;
2) радуница;
3) поминки;
4) встреча
|
46
| Переправа на «тот» свет через _______________ – обязательный элемент похоронного обряда
|
47
| Какие из данных бинарных оппозиций соответствуют
А – правому берегу реки;
Б – левому берегу реки
1) мужской;
2) женский;
3) жизнь;
4) смерть;
5) этот свет;
6) тот свет
|
48
| Определите порядок проведения Дионисийских праздников
1) Малые Дионисии;и
2) Великие Дионисии;
3) Ленеи;
4) Осхофории;
5) Анфистерии
|
49
| Заслуга празднеств Дионисия – в создании _________________
|
50
| Театр Дионисия – хороводный театр, основанный на … (три варианта)
1) музыке;
2) ряженье;
3) пении;
4) стихосложении;
5) танце;
6) пантомиме
|
51
| Режиссер-постановщик в Древней Греции назывался: (один вариант)
1) магистр;
2) жрец;
3) дидаскал;
4) делопроизводитель
|
52
| Массовый спортивный театр в Древней Греции называется __________________________
|
53
| Одна из традиций олимпийских игр –_________________ – установление мира на время игр
|
54
| Соотнесите римские и русские названия месяцев:
1) январь; А) студень;
2) февраль; Б) листогной;
3) март; В) грязник;
4) апрель; Г) хмурень;
5) май; Д) жнивень;
6) июнь; Е) страдник;
7) июль; Ж) хлеборост;
8) август; З) травень;
9) сентябрь; И) снегогон;
10) октябрь; К) протальник;
11) ноябрь Л) бокогрей;
12) декабрь М) просинец
|
55
| Найдите соответствия между мифологическими персонажами и праздниками, им посвященными:
1) Янус; А) пастухов;
2) Фавн-Луперк; Б) входа и выхода, начала и конца;
3) Флор; В) посевов и земледелия;
4) Сатурн; Г) растительности
|
56
| Римские специальные праздничные законы (три варианта)
1) подарка;
2) розыгрыша;
3) стола;
4) кражи;
5) речей;
6) дружбы
|
57
| Римские _________________ – массовые традиционные парады, посвященные культу императора
|
58
| Круглое здание с концентрически расположенными сиденьями и элипсообразной сценой называется (один вариант) …
1) цирк;
2) ипподром;
3) амфитеатр;
4) навмахия
|
59
| Римский праздничный календарь (45 г. до н. э.) утвердил …
1) Октавиан Август;
2) Юлий Цезарь;
3) Клавдий;
4) Тарквиний
|
60
| Средневековые Церковные театрализованные действа называются ______________________________________
|
61
| Театрализованное представление, основанное на сюжетах из Священного писания, называется … ______________________________
|
62
| Истоком рождения карнавала стал праздник (один вариант ответа)…
1) Новый год;
2) Масленица;
3) Пасха;
4) Королей
|
63
| Военные празднества феодальной аристократии (один вариант) …
1) въезды;
2) рыцарские турниры;
3) шествия;
4) демонстрации
|
64
| Представления, основанные на фольклорном материале и подчиненные народным игровым традициям, называются __________________________________
|
65
| Этимологически слово «скоморох» означает …
1) ряженый;
2) волхв;
3) лекарь;
4) руководитель потехи
|
66
| Найдите соответствия между художественным приемом и высказыванием:
1) оксюморон; А) ехала деревня мимо мужика;
2) метафора; Б) живой труп;
3) метатеза; В) река крови;
4) гипербола; Г) стальные нервы
|
67
| Кукольные театры средневековой России – это (два варианта) …
1) тростевые;
2) перчаточные;
3) стержневые;
4) теневые
|
68
| Закончите высказывание Петра I:
«Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, следует искать славу государству чрез _________________________________».
|
69
| Вставьте пропущенное слово в высказывание Д. С. Лихачева:
«Петр I выступил в качестве «______________» процесса перехода русской культуры к типу культуры нового времени»
|
70
| Эпоха Петра I – это время развития (два варианта) …
1) карнавала;
2) фейерверка;
3) кукольного театра;
4) викториальных праздников
|
71
| Эпоха Петра I – это раскол русской культуры на: (один вариант)…
1) официальную и народную;
2) площадную и придворную;
3) религиозную и светскую;
4) русскую и заграничную
|
72
| Формообразующая черта русского национального характера: (один вариант) …
1) открытость;
2) соборность;
3) оптимистичность;
4) патриотичность
|
73
| Автор «Словаря живого великорусского языка»: (один вариант) …
1) А. Н. Афанасьев;
2) В. И. Даль;
3) Кирша Данилов;
4) Н. Н. Рыбников
|
74
| Главным местом проведения праздников в XVIII веке является (один вариант) …
1) парк;
2) площадь;
3) улица;
4) загородный луг
|
75
| Что такое «Сморгонские академии» в России XVIII века? (один вариант)
1) школы для скоморохов;
2) медвежьи школы;
3) школы для бедных детей;
4) театральные школы
|
76
| В эпоху Великой Французской революции маркер – знак проведения праздников – (один вариант) …
1) Марсово поле;
2) Алтарь Отечества;
3) Бастилия;
4) Дом инвалидов
|
77
| Главный режиссер праздников Великой Французской революции (один вариант) –
1) Руже де Лиль;
2) Жак Луи Давид;
3) Лафайет;
4) М. Робеспьер
|
78
| «Мистерия – буфф» – первая советская пьеса о революции написана (один вариант ответа) –
1) Мейерхольдом В. Э.;
2) Блоком А. А.;
3) Маяковским В. В.;
4) Луначарским Л. В.
|
79
| Театральный отдел, занимающийся праздниками, возглавил (один вариант) …
1) Станиславский К. С.;
2) Пиотровский А. И.;
3) Охлопков Н. А.;
4) Мейерхольд В. Э.
|
80
| Революционный праздник – пример синтеза традиций (один вариант) …
1) языческой и христианской;
2) профессионального искусства и народности;
3) французской революции и русского площадного театра;
4) устной и письменной
|
81
| Главный недостаток революционного праздника (один вариант) – …
1) заорганизованность;
2) пафосность;
3) перевод участников в зрителей;
4) отсутствие профессионалов
|
82
| Базой праздничной культуры в предвоенные годы стало массовое развитие ___________________________
|
83
| Предвоенные праздники – это время развития (два варианта) …
1) календарных праздников;
2) политкарнавалов;
3) агитационных судов;
4) детских праздников
|
84
| Первый Парад Победы прошел в Москве в 1945 г. (один вариант) …
1) 9 мая;
2) 20 мая;
3) 24 июня;
4) 1 июля
|
85
| Как называется форма борьбы молодежи за мир, созданная после Великой Отечественной Войны? (один вариант)
1) конференция;
2) слет;
3) фестиваль;
4) конгресс
|
86
| В современном Российском обществе совершается переход к какому типу развития? (один вариант)
1) постиндустриальному;
2) технологическому;
3) информационному4
4) экономическому
|
87
| Современное общественное российское сознание перенастраивается с соборного (коллективного) на __________________________________
|
88
| Праздник не может существовать без (один вариант): 1) идеи;
2) радости;
3) ценности;
4) подарков
|
89
| Найдите соответствие между названиями и датами праздников:
1) День независимости России; А) 22 августа;
2) День государственного флага; Б) 7 ноября;
3) День согласия и Примирения; В) 2 апреля;
4) День единения народов Г) 12 июня
|
90
| Определите соответствие между автором и высказыванием:
1) Солдаткин С. А) игровая стихия праздника
2) Панфилов В. Б) нужны методы экспертной оценки
праздника
3) Григорьев В. В) для праздника нужна легенда
4) Захаров И. Г) праздник – есть творчество и новизна
|
91
| Культура и праздник представляют ценность, если: (один вариант) …
1) имеют игровой характер;
2) радостные;
3) наполнены смыслом;
4) массовые
|