Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 46 «Длина пути в единицу времени, или скорость» (1 урок)




Предметные задачи:

- знакомство с понятием «скорость» (длина пути, пройденная в единицу времени) и единицами измерения скорости;

- понимание того, что во всех предложенных заданиях под «скоростью» будем понимать постоянную (среднюю) скорость;

Формирование УУД: Познавательные УУД: использование таблиц при выполнении заданий.

Пропедевтика: пропорциональная зависимость величин Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа,объяснение нового материала по заданиям учебника, организация самостоятельной работы учащихся.

Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1.

Вводная часть урока

– Учащиеся читают тему урока «Длина пути в единицу времени, или скорость».

– Спрашиваем учеников, кому знакомо слово «скорость» и просим назвать объекты, которые связаны с этим понятием.

– Выслушиваем ответы учеников, дополняем и уточняем их.

Продолжение урока

Задание № 271 (У – 1, с. 81)

– Просим учеников прочитать первый абзац (пауза)

– Спрашиваем, какой путь преодолел автомобиль за 1 час? (90 км) –

– А какую величину называют скоростью?

Ожидаемый полный ответ: Длину пути, пройденную за единицу времени, называют «скоростью».

– Обращаем внимание на то, что определяя скорость движения, мы будем исходить из предположения, что весь процесс движения происходит с постоянной скоростью, которую мы называем средней скоростью.

Например, автомобиль двигается со скоростью 90 км/ч, но где-то двигался со скоростью – 80 км/ч, а где-то – 100 км/ч, а где-то – 92 км/ч. Если подсчитать его скорость на всём участке пути получится где-то около 90 км/ ч.

Её мы и будем считать средней скоростью.

– Предлагаем ученикам прочитать словарную статью СКОРОСТЬ (с. 118) и ещё раз проговорить, что средняя скорость – это длина пути, пройденная в единицу времени.

– Предлагаем учащимся прочитать второй абзац, найти и записать, сколько километров в час можно проехать на другом автомобиле.

Ожидаемый ответ: 20 мин в 3 раза меньше, чем 1 час, значит, путь, который проделает автомобиль за 1 час, будет в 3 раза больше, чем путь, который проделал автомобиль за 20 минут (25 км – 3 = 75 км). Автомобиль проедет за 1 час – 75 км, а это и есть скорость автомобиля, так как скорость – это длина пути, пройденная в единицу времени.

 

– Делаем вывод, что средняя скорость автомобиля – 75 км/ ч.

 

Задание № 272 (У – 1, с. 81)

– Учащиеся самостоятельно читают задачу.

– Вспоминаем, что скорость - это длина пути, пройденная в единицу времени, значит, нужно узнать, сколько километров пролетел самолёт за 1 час.

– – Записываем на доске: 1800 км: 2 ч = 900 км/ч

Ответ: самолёт летел со скоростью 900 км/ч.

 

Задание № 273 (У – 1, с. 81)

– Сами читаем первую часть задания: спортсмен пробегает дистанцию 100 м за 10 с. Какое расстояние он пробегает за 1 с, если предположить, что всю дистанцию он двигается с одинаковой скоростью?

– Выясняем, что длину пути, пройденную за единицу времени называют скоростью, значит, нужно найти скорость, с которой бежал спортсмен:

– Записываем на доске: 100 м: 10 с = 10 м/с

– Читаем вторую часть задания: какое расстояние он смог бы пробежать за 1 мин, если всё это время бежал бы с такой же скоростью, что и первые 10 с?

– Рассуждаем так: за 1 с спортсмен пробегает 10 м, то есть со скоростью 10 м/с; 1 мин в 60 раз больше, чем 1 с, значит, если спортсмен бежит с такой же скоростью (10 м/с), то за 1 мин он пробегает расстояние в 60 раз больше, чем за 1 с.

– Записываем на доске: 10 м – 60 = 600 м или 10 м/с – 60 с = 600 м

 

Задание № 274 (У – 1, с. 81)

– Предлагаем ученикам объяснить справедливость каждого соотношения, записывая их на доске: 1 м/ с = 60 м/мин 1 м/ мин = 60 м/ч 1 м/ с = 3600 м/ч – Объясняем на доске первый случай: 60 м/мин – это значит, что за 1 минуту пройденный путь, равен 60 м, но 1 мин = 60 с. Следовательно, за 60 с пройденный путь – 60 м, а за 1 с с той же скоростью в 60 раз меньше: 60 м:

60 с = 1 м/с.

– Делаем вывод, скорость равную 60 м/мин можно приравнять к скорости 1 м/с, то есть 1 м/с = 60 м/мин.

– Предлагаем справедливость второго соотношения 1 м/ мин = 60 м/ч доказать самостоятельно.

– Даём время на выполнение задания, проверяем на доске: 60 м/ч – это значит, что за 1час пройденный путь, равен 60 м, но 1ч = 60 мин. Следовательно, за 60 мин пройденный путь – 60 м, а за 1 мин с той же скоростью в 60 раз меньше: 60 м: 60 мин = 1 м/мин.

– Делаем вывод, скорость равную 60 м/ч можно приравнять к скорости 1 м/мин, то есть 1 м/мин = 60 м/ч.

– Далее на доске доказываем соотношение 1 м/ с = 3600 м/ч: 3600 м/ч означает, что за 1 час, пройденный путь равен 3600 м, но 1 ч = 3600 с, то есть скорость равна: 3600 м: 3600 с = 1 м/с.

– Делаем вывод, скорость равную 3600 м/ч можно приравнять к скорости 1 м/с, то есть 1 м/с = 3600 м/ч.

 

Задание № 275 (У – 1, с. 81)

– Сообщаем ученикам, что для выполнения задания, нужно 10 м/с выразить в км/ч.

– Вспоминаем, что 1 м/с = 3600 м/ч

– Далее рассуждаем так: 10 м/с в 10 раз больше, чем 1 м/с, значит, 10 м/с = 36000 м/ч, но 1000 м = 1 км, значит, 36000 м/ч = 36 – 1000 м/ч = 36 – 1км/ч = 36 км/ч.

– Таким образом, мы установили соотношение: 10 м/с = 36 км/ч.

– Записываем на доске данные скорости и выражаем их в км/ч:

20 м/с = 10 м/с – 2 = 36 км/ч – 2 = 72 км/ч

5 м/с = 10 м/с: 2 = 36 км/ч: 2 = 18 км/ч

30 м/с = 10 м/с – 3 = 36 км/ч – 3 = 108 км/ч

15 м/с = 30 м/с: 2 = 108 км/ч: 2 = 54 км/ч

 

Задание № 276 (У – 1, с. 82)

– Просим учащихся прочитать задание и записать соотношение, на которое будем опираться при выполнении задания: 1 м/с = 60 м/мин. – Записываем на доске данные скорости и выражаем их в м/с:

120 м/мин = 60 м/м – 2 = 1 м/с – 2 = 2 м/с

240 м/мин = 60 м/м – 4 = 1 м/с – 4 = 4 м/с

600 м/мин = 60 м/м – 10 = 1 м/с – 10 = 10 м/с 300 м/мин = 60 м/м – 5 = 1 м/с – 5 = 5 м/с

 

Задание № 277 (У – 1, с. 82)

– Просим учащихся рассмотреть таблицу, в которой представлены возможные скорости некоторых объектов и явлений природы.

– Предлагаем высказать предположения, какой из представленных объектов имеет самую маленькую скорость, а какой самую большую? – Выслушиваем предположения учеников, которые, безусловно, будут верными, предлагаем подтвердить ответы, выразив все скорости в одинаковых единицах измерения (в км/ч)

– Вспоминаем, что при выполнении предыдущего задания мы установили, что 10 м/с = 36 км/ч, остаётся перевести 100 м/мин в км/ч. – Рассуждаем так: 1 м/ мин = 60 м/ч, записываем на доске:

100 м/мин = 1 м/ мин – 100 = 60 м/ч – 100 = 6000 м/ч = 6 км/ч

– Делаем вывод, что самую маленькую скорость из предложенных, имеет пловец (6 км/ч), а самую большую – самолёт (900 км/ч).

– Далее просим учеников самостоятельно записать данные скорости в порядке возрастания, проверяем устным чтением или на доске:

100 м/мин, 10 м/с, 90 км/ч, 900 км/ч.

– Предлагаем учащимся прочитать вторую часть задания и сформулировать задачу на кратное сравнение, используя данные из таблицы.

– Выслушиваем ответы учеников, предлагаем свой вариант задачи: самолёт летит со средней скоростью 900 км/ч, а автомобиль движется со средней скоростью 90 км/ч. На сколько скорость самолёта больше скорости автомобиля?

– Записываем решение, не вычисляя ответа: 900 км/ ч – 90 км/ч

 

Задание № 278 (У – 1, с. 82)

– Просим учеников прочитать первую часть задания: во время урагана скорость ветра может достигать 30 м/с. Вырази эту скорость сначала в м/ч, а затем в км/ч.

– Записываем на доске: 1 м/с = 60 м/мин и 10 м/с = 36 км/ч, обращая внимание учеников на то, что при выполнении задания нужно опираться на данные соотношения.

– Даём время на выполнение задания, вызываем двух учеников к доске:

1) 30 м/с = 1 м/с 3 = 60 м/мин 3 = 1800 м/мин = 1800 м/мин 60 = 108000 м/ч

Итак, 30 м/с = 108000 м/ч 2) 30 м/с = 10 м/с 3 = 36 км/ч 3 = 108 км/ч

Итак, 30 м/с = 108 км/ч

– Выполняем вторую часть задания и просим учеников ещё раз устно объяснить справедливость соотношения: 10 м/с = 36 км/ч.

Ожидаемый ответ: 10 м/с в 10 раз больше, чем 1 м/с, значит, если 1 м/с =

3600 м/ч, то 10 м/с = 36000 м/ч. В 1 км содержится 1000 м, значит, 10 м/с = 36000 м/ч: 1000 = 36 км/ч. Делаем вывод, что соотношение

10 м/ с = 36 км/ч справедливо.

 

Задание № 279 (У – 1, с. 82) – Учащиеся читают задачу.

– Устанавливаем, что скорость ветра (5 м/с) равна скорости велосипедиста (18 км/ч), так как 5 м/с = 10 м/с: 2 = 36 км/ч: 2 = 18 км/ч.

– Выясняем, что велосипедист едет с заданной скоростью 18 км/ч. Значит, независимо от того, дует ветер в спину велосипедисту или в лицо он будет ехать со скоростью 18 км/ ч.

– Поясняем, что если ветер дует в спину велосипедисту и их скорости равны, ветер не мешает его движению, а если ветер дует в лицо, то ему будет сложнее сохранять заданную скорость, то есть ему нужно приложить больше усилий (быстрее крутить педали)

 

Задание № 280 (У – 1, с. 82)

– Учащиеся самостоятельно читают задачу.

– Вспоминаем, что скорость - это длина пути, пройденная в единицу времени и предлагаем ученикам найти скорость, с которой должно двигаться транспортное средство, чтобы преодолеть расстояние 180 км/ч за 3 часа (пауза)

– Проверяем на доске: 180 км: 3 = 60 км/ч – скорость транспортного средства

– – Далее ученики высказывают предположения о том, каким это средство может быть (автомобиль, мотоцикл, поезд, электричка, теплоход, моторная лодка)

 

Задание № 119 (Т – 1, с. 62)

– Просим учеников прочитать задание и рассмотреть первую таблицу, в которой представлены скорость ракеты и время пути.

– Просим учеников устно сформулировать задачу (пауза)

– Примерный текст задачи: ракета движется со средней скоростью 825 м/с.

На каком расстоянии от Земли будет ракета через 95 секунд после запуска? – Выясняем, чтобы найти пройденный путь нужно скорость ракеты умножить на время.

– Далее учащиеся самостоятельно выполняют вычисления (пауза), организуем проверку:

825 м/с – 95 с = 78375 м

– Следовательно, расстояние, пройденное ракетой за 95 с – 78375 м. – Просим учеников рассмотреть вторую таблицу, в которой представлены время и пройденный путь крота.

– Просим учеников устно сформулировать задачу (пауза)

– Примерный текст задачи: за 7 ч крот прорыл ход длиной 84 см. С какой средней скоростью крот роет свои ходы?

– Выясняем, чтобы найти скорость, с которой крот роет свои ходы, нужно пройденный путь разделить на время, тогда мы найдём расстояние, пройденное кротом за единицу времени.

– Далее учащиеся самостоятельно выполняют вычисления (пауза), организуем проверку:

84 см: 7 ч = 12 см/ч

Ответ: скорость, с которой крот роет свои ходы – 12 см/ч.

– Просим учеников рассмотреть третью таблицу, в которой представлены скорость движения и пройденный путь собаки. – Просим учеников устно сформулировать задачу (пауза)

– Примерный текст задачи: Собака бежит со скоростью 12 м/с. За сколько секунд она пробежит 72 м?

– Выясняем, чтобы найти время, за которое собака пробежит 72 м нужно пройденный путь разделить на скорость.

– Далее учащиеся самостоятельно выполняют вычисления (пауза), организуем проверку:

72 м: 12 м/с = 6 с Ответ: за 6 секунд собака пробежит 72 метра.

 

Задание на дом: № 120 (Т – 1, с. 63 – 64)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...