Урок 50 «Литр. Сколько литров?» (1 урок)
Задачи урока: - знакомство со стандартной единицей измерения вместимости «литр»; - решение задач с использованием изучаемой единицы измерения - литр; Формирование УУД: Познавательные УУД: действия с величинами при решении практических задач. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей Пропедевтика: объём Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа,самостоятельная работа учащихся по заданиям учебника. Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1, 2 пакета молока, вместимостью 1 литр (мягкий пакет и бутылка), литровая банка, литровая кружка, литровая кастрюля и др. Вводная часть урока Задание № 300 (У – 1, с. 88) Вслух читаем диалог Маши и Миши. Обращаем внимание учеников на ёмкости, расположенные на учительском столе: мягкий пакет молока и бутылка молока или кефира, литровая банка, литровая кружка, литровая кастрюля и сообщаем, что каждая из данных ёмкостей имеет одинаковую вместимость: 1 литр или 1 куб. дм или 1000 куб. см. Записываем на доске: 1 литр = 1 куб. дм 1 литр = 1000 куб. см Делаем вывод: ЛИТР – это единица вместимости (объёма), равная 1 куб. дм или 1000 куб. см. В литрах измеряют ВМЕСТИМОСТЬ различных ёмкостей (банок, кастрюль, баков и др.) и ОБЪЁМЫ жидких тел (молока, воды, бензина и др.) Просим прочитать словарную статью ЛИТР (с. 116) и воспроизвести её. Предлагаем ученикам привести примеры ситуаций, в которых они сталкивались с единицей вместимости ЛИТР.
Выслушиваем ответы учеников, при необходимости уточняем или дополняем их. Сообщаем, что на уроке мы будем решать задачи с использованием единицы измерения вместимости - литр. Продолжение урока Задание № 301 (У – 1, с. 88) Учащиеся самостоятельно читают задачу, записывают решение, вычисления и ответ задачи. Даём время на выполнение, проверяем устно или на доске: 1) 12 3 = 36 (п.) – число литровых пакетов; 2) 8 2 = 16 (п.) – число двухлитровых пакетов; 3) 1 л 36 = 36 л – сока в литровых пакетах; 4) 2 л 16 = 32 л – сока в двухлитровых пакетах; 5) 36 л + 32 л = 68 л – сока во всех пакетах Ответ: 68 литров. Задание № 302 (У – 1, с. 88) Учащиеся самостоятельно решают задачу, выполняя деление с остатком. Проверяем устно или на доске: 100: 15 = 6 (ост. 10) – можно купить 6 литров молока и останется 10 рублей в виде сдачи. Ответ: 6 литров.
Задание № 303 (У – 1, с. 88) Учащиеся читают задачу, самостоятельно записывают решение, вычисления и ответ. Организуем проверку: 1) 5 л 6 = 30 л – вместимость (объём) всех канистр с водой; 2) 2 л + 1 л = 3 л – объём оставшейся воды; 3) 30 л – 3 л = 27 л – объём израсходованной воды; Ответ: 27 литров.
Задание № 128(а) (Т – 1, с. 69) Учащиеся читают задачу, самостоятельно записывают решение, вычисления и ответ. Организуем проверку: 1) 14 л + 26 л = 40 л – кваса в первой бочке; 2) 72 л – 40 л = 32 л – кваса во второй бочке Ответ: 40 литров, 32 литра.
Задание № 128(б) (Т – 1, с. 70) Учащиеся читают задачу, самостоятельно записывают решение в виде одного выражения. Организуем проверку: 93 л: 3 5 = 155 л – молока в пяти бидонах Ответ: 155 литров.
Задание № 128(в) (Т – 1, с. 70) Сами читаем задачу и по мере чтения составляем краткую запись в форме таблицы:
Предлагаем решить задачу самостоятельно, проверяем на доске: 1) 5 – 1 = 4 (ч.) – разница; 2) 24 л: 4 = 6 л – кваса в одном бидоне; 3) 24 л + 6 л = 30 л или 6 л 5 = 30 л – кваса в бочке Ответ: 30 литров, 6 литров.
Задание № 129 (Т – 1, с. 70) Учащиеся читают задачу и записывают её решение в виде буквенного выражения. Проверяем на доске: (150 л: а л) + (150 л: с л) Далее ученики вычисляют значение данного выражения при а = 3, с = 5 и записывают ответ задачи. Организуем устную проверку: 150 л: 3 л + 150 л: 5 л = 50 + 30 = 80 (б.) Ответ: 80 банок.
Задание на дом: № 127 (Т – 1, с. 69)
Урок 51 «Вместимость и объём» (1 урок) Предметные задачи: - знакомство с понятием «объём», которое следует трактовать как способность реальных тел или геометрических фигур занимать часть пространства; - взаимосвязь понятий «вместимость» и «объём»; Формирование УУД: Познавательные УУД: развитие логического мышления, выполнение заданий Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей на основе знаний из окружающего мира (межпредметные связи) Пропедевтика: единицы измеренияобъёма Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: изучение нового материала с опорой на самостоятельную работу учащихся по заданиям учебника. Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1. Вводная часть урока Учащиеся читают тему урока и делают вывод о том, что на уроке мы будем изучать такие понятия как «вместимость» и «объём», и постараемся узнать это одно и то же или нет?
Продолжение урока Задание № 304 (У – 1, с. 89) Учащиеся читают текст задания и делают вывод, что вместимость стакана равна вместимости чашки, так как всё молоко, которое вмещает стакан (при условии, что он был заполнен до краёв, то есть полный) вошло в чашку и заполнило её до краёв (чашка полная)
Сообщаем ученикам, что если две ёмкости имеют одинаковую вместимость, то жидкость, заполняющая одну из этих ёмкостей, имеет такой же объём, что и жидкость, заполняющая другую ёмкость. Делаем вывод: вместимость сосуда равна объёму жидкости, которой этот сосуд можно заполнить. Вновь показываем учащимся пакет молока и сообщаем, вместимость пакета молока 1 литр, что означает, что объём молока в полном пакете равен 1 литру (1 л) Предлагаем ученикам сравнить объёмы 1 кг муки и 1 кг крахмала. Проводим демонстрационный опыт: 1) Насыпаем 1 кг муки и 1 кг крахмала в одинаковые двухлитровые банки. 2) С помощью ложки разравниваем поверхность продуктов. 3) Проводим наблюдение: 1 кг муки будет занимать меньше пространства в банке, чем 1 кг крахмала. Делаем вывод, что объём 1 кг муки меньше объёма 1 кг крахмала.
Задание № 305 (У – 1, с. 89) Учащиеся самостоятельно читают задание и объясняют, почему лопнула бутылка, сравнивая объёмы воды и льда. Вместимость бутылки равна объёму воды, которой её заполняет. Образовавшаяся в лёд вода увеличилась в объёме. Объём льда БОЛЬШЕ объёма бутылки. Лёд не помещается в бутылке.
Задание № 306 (У – 1, с. 89) Учащиеся самостоятельно читают задание и сравнивают объёмы получившихся частей. В результате беседы выясняем, что части распиленного бревна имеют цилиндрическую форму и они одинаковы по толщине и по длине. Если представить, что половинки бревна являются сосудами цилиндрической формы, то объём жидкости, вмещающейся в эти сосуды будет одинаковым. Это позволяет говорить о том, что объёмы этих половинок бревна будут одинаковые. Если же бревно утолщается от одного конца к другому, то по длине его половинки будут одинаковые, а по толщине части распиленного бревна будут разными. Если представить части этого бревна в виде сосудов конусовидной формы, то жидкость, заполняющая «тонкую» часть сосуда, будет подниматься на большую высоту. Делаем вывод, что объёмы таких частей бревна будут разными.
Задание № 307 (У – 1, с. 90)
Просим учащихся прочитать задание, рассмотреть фигуры и сосчитать, из скольких кубиков составлена каждая фигура? Ожидаемый ответ: фигура № 1 составлена из 7 кубиков, фигура № 2 составлена из 8 кубиков, фигура № 1 составлена из 9 кубиков. Выясняем, при условии, что все кубики одинаковые, больший объём будет иметь фигура, составленная из большего количества кубиков, значит, наибольший объём имеет фигура № 3, а наименьший объём – фигура № 1.
Задание № 308 (У – 1, с. 90) Просим учащихся прочитать задание и высказать предположения о том, чему будет равен объём кирпича. Выслушиваем предположения учащихся и делаем вывод, что объём погруженного в воду предмета произвольной формы (в данном случае кирпича) равен объёму вытесненной им жидкости, то есть если вытесненную жидкость собрать и измерить её объём, то таким образом, будет измерен объём предмета.
Задание № 309 (У – 1, с. 90) Просим учащихся прочитать задание и рассмотреть иллюстрации (с.90) Предлагаем ученикам последовательно описать практическую работу, представленную в виде иллюстраций. Ожидаемый ответ: 1) Полностью погружаем стакан в кастрюлю (без воздушных пробок), до краёв наполненную водой, которая стоит в СУХОМ ПУСТОМ тазу. Наблюдаем, как по мере погружения стакана вода, вытесняемая стаканом, выливается в таз и заполняет стакан. 2) Вытаскиваем стакан из кастрюли, а кастрюлю из таза и аккуратно переливаем воду из таза в тот же самый стакан. Наблюдаем, что стакан заполнится водой частично. 3) Выставляем два одинаковых стакана: один заполнен водой полностью, второй – частично (вода, собранная из таза) Вспоминаем, что объём воды в первом стакане, равен вместимости этого стакана, объём воды во втором стакане равен объёму стеклянных стенок и дна этого стакана. Делаем вывод, вместимость стакана больше его объёма.
Задание № 310 (У – 1, с. 91) Предлагаем ученикам прочитать задание и распределить фигуры на две группы. Даём время на выполнение задания, проверяем устно: 1 группа – это плоские фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник) 2 группа – это объёмные фигуры (шар, конус, цилиндр, куб, пирамида) Напоминаем, ученикам, что у фигур первой группы можно вычислить площадь. Сообщаем, что у фигур второй группы можно измерить объём и на следующих уроках мы научимся измерять объёмы различных геометрических фигур.
Задание № 311 (У – 1, с. 91) Предлагаем вспомнить опыт с кирпичом, который погружали в таз с водой и просим учеников представить, что в таз с водой по очереди помещают одинаковые кубики. Можно сказать, что ОДИНАКОВЫЕ кубики вытеснят ОДИНАКОВЫЙ объём воды.
Делаем вывод, что любые два куба, у которых равны длины сторон (рёбра) будут иметь одинаковые объёмы. Просим учащихся рассмотреть кубик со стороной 1 см и сообщаем, что такой кубик мы будем использовать в качестве единицы измерения объёма по аналогии с квадратом со стороной 1 см, который использовали для измерения площади. Предлагаем установить во сколько раз объём большого куба больше объёма маленького куба? Ожидаемый ответ: большой куб составлен из восьми маленьких кубиков, значит объём большого куба в 8 раз больше объёма маленького куба (8: 1 = 8 раз)
Задание № 130 (а)(Т – 1, с. 71) Учащиеся читают задание и вспоминают, что объём погруженного в воду предмета произвольной формы равен объёму вытесненной им жидкости. В результате беседы выясняем, что объём шара равен объёму куба, так как при погружении в воду, каждый из данных предметов вытеснил одинаковый объём воды (стакан)
Задание № 130 (б)(Т – 1, с. 71) Учащиеся читают задание. В результате беседы выясняем, что объём крышки больше объёма половника, так как крышка при погружении в воду вытеснила 2 стакана воды, а половник вытеснил – 1 стакан воды.
Задание на дом: № 131(Т – 1, с. 71)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|