Урок 38 Контрольная работа за 1 четверть
Урок 39 Работа над ошибками
Урок 40 Тема: «Запись деления с остатком столбиком» Урок 41 «Способ поразрядного нахождения результата» (3 урока) Предметные задачи: - знакомство с записью деления столбиком; - выполнение действия деления столбиком самого общего случая деления чисел – деления с остатком; - освоение способа поразрядного нахождения результата деления, когда этот результат (неполное частное и значение частного) является двузначным числом; Формирование УУД: Познавательные УУД: формирование алгоритмического мышления Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей Пропедевтика: алгоритм деления столбиком Повторение: деление с остатком Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: объяснение нового материала по тексту и заданиям учебника, организация самостоятельной работы учащихся. Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1. Вводная часть урока Задание № 226 (У – 1, с. 69) Один ученик читает диалог Маши с Мишей. Записываем на доске две записи деления с остатком в строчку и столбиком: 25: 8 = 3 (ост. 1) 25 8 24 3 1 – ост. Просим учеников показать знак, который обозначает деление при записи в столбик и объяснить, где записывается делимое (слева от вертикальной черты), делитель (справа от вертикальной черты, над горизонтальной чертой), неполное частное (справа от вертикальной черты, под горизонтальной чертой).
Подчёркиваем в записи деления столбиком число 24 и спрашиваем, как получилось число 24? Ожидаемый ответ: число 24 - это результат умножения неполного частного на делитель, т. е. 3 8 = 24. Сообщаем, что при записи результата умножения неполного частного на делитель важно соблюдать основной принцип записи столбиком (каждый разряд записывается под соответствующими разрядами делимого, тогда выполняя действие вычитания, мы не ошибёмся с остатком) Сообщаем, что на уроке ученики научаться записывать деление с остатком столбиком.
Продолжение урока Задание № 227 (У – 1, с. 69) Учащиеся самостоятельно читают задание. На основании имеющихся записей деления с остатком в строчку совместно выполняем запись соответствующего случая деления с остатком столбиком. 47: 8 = 5 (ост. 7) 5 8 = 40 47 8 40 5 7 – ост. 86: 9 = 9 (ост. 5) 9 9 = 81 86 9 81 9 5 – ост. 97: 6 = 16 (ост. 1) 16 6 = 96 97 6 96 16 1 – ост.
Задание № 228 (У – 1, с. 69) Учащиеся самостоятельно читают задание и на основании имеющихся записей деления с остатком, записанных столбиком выполняют запись соответствующего случая деления с остатком в строчку. Даём время на выполнение работы, организуем проверку, проецируя на доску записи случаев деления с остатком в строчку: 39: 7 = 5 (ост. 4) 73: 9 = 8 (ост. 1) 65: 10 = 6 (ост. 5) 99: 16 = 6 (ост. 3)
Задание № 104 (а)(Т – 1, с. 54) Учащиеся самостоятельно читают и выполняют задание, проверяем на доске: 53: 8 = 6 (ост. 5) 6 8 = 48 53 8 48 6 5 – ост. 47: 6 = 7 (ост. 5) 7 6 = 42 47 6 42 7 5 – ост. 32: 4 = 8 8 4 = 32 32 4 32 8 0 – ост.
Задание № 229 (У – 1, с. 70) Предлагаем учащимся самостоятельно прочитать задачу, рассмотреть и прокомментировать каждое действие, записанное в решении этой задачи: 1) 4 дес.: 2 = 2 дес. – число десятков разделили на число 2 нацело; 2) 6: 2 = 3 (шт.) – число единиц разделили на число 2 нацело;
3) 2 дес. + 3 = 23 (шт.) – выполнили сложение результатов деления в разряде десятков и в разряде единиц. Спрашиваем, каким образом нашли результат деления? (сначала выполнили деление в разряде десятков, затем в разряде единиц, а полученные результаты деления сложили) Сообщаем, что такой способ деления называется способом поразрядного нахождения результата деления. Задание № 230 (У – 1, с. 70) Вместе с учениками читаем задание: используя решение предыдущей задачи выполни деление числа 96 на 3. Выполняем алгоритм поразрядного нахождения результата деления, последовательно записывая его этапы: 1) Разложи делимое на разрядные слагаемые. Пауза. Записываем на доске: 96 = 90 + 6; 2) Раздели число десятков делимого на число 3 нацело. Пауза. Записываем на доске: 9 дес.: 3 = 3 дес.; 3) Раздели количество единиц делимого на число 3. Пауза. Записываем на доске: 6: 3 = 2; 4) Сложи полученные значения частных. Пауза. Записываем на доске: 3 дес. + 2 = 32. Делаем вывод, что значение частного 96: 6 возможно найти способом поразрядного деления.
Задание № 231 (У – 1, с. 70) Предлагаем учащимся самостоятельно прочитать задачу, рассмотреть и прокомментировать каждое действие решения этой задачи. Ожидаемый ответ: 1) 5 дес.: 2 = 2 дес.(ост. 1 дес.) – число десятков разделили на число 2, в результате получили остаток, равный 1 дес.; 2) 1 дес. + 6 = 16 (шт.) – это число оставшихся яиц; 3) 16: 2 = 8 (шт.) - число оставшихся яиц разделили на число 2 нацело; 4) 2 дес. + 8 = 28 (шт.) – выполнили сложение результатов деления в разряде десятков и в разряде единиц. Подводим итог: результат деления нашли по алгоритму: 1) сначала выполнили деление в разряде десятков; 2) остаток от деления десятков сложили с числом единиц делимого и выполнили деление. Предлагаем ученикам, используя решение предыдущей задачи, разделить 86 на 3(пауза) Проверяем на доске: 1) 8 дес.: 3 = 2 дес. (ост. 2 дес.) 2) 2 дес. + 6 = 26 3) 26: 3 = 8 (ост. 2)
Задание № 233 (У – 1, с. 71) Просим учеников ещё раз просмотреть решение двух задач: 96: 3 84: 3 1) 9 дес.: 3= 3 дес. 1) 8 дес.: 3 = 2 дес. (ост. 2 дес.) 2) 6: 3 = 2 2) 2 дес. + 4 = 24 3) 3 дес. + 2 = 32 3) 24: 3 = 8 4) 2 дес. + 8 = 28 Сами читаем и последовательно задаём вопросы задания:
С каким разрядом делимого выполнялось первое действие: с разрядом десятков или с разрядом единиц? (с разрядом десятков) В каком случае в первом действии получился остаток? (во втором случае) В каком случае получилось больше действий и почему? (во втором случае, так как в разряде десятков при делении получили остаток, который необходимо было сложить с числом единиц делимого) Подводим итог, что в обоих случаях использовали способ поразрядного нахождения результата деления. Просим учеников прочитать правило на голубой плашке и предлагаем воспроизвести его.
Задание № 234 (У – 1, с. 71) Читаем задание. Выясняем, для того, чтобы получить цифру в разряде десятков значения частного нужно выполнить первый шаг алгоритма поразрядного способа нахождения результата деления: разделить число десятков делимого на делитель. Записываем на доске: 7 дес.: 2 = 3 (ост. 1) Значит, в разряде десятков значения частного (70: 2) будет стоять цифра 3. Просим учащихся самостоятельно определить цифру в разряде десятков частного для оставшихся случаев деления. Даём время на выполнение задания, организуем проверку: 1) Для частного 92: 3 в разряде десятков значения частного стоит цифра 3, так как 9 дес.: 3 = 3 дес. 2) Для частного 70: 5 в разряде десятков значения частного стоит цифра 1, так как 7 дес.: 5 = 1 дес. (ост. 2 дес.) 3) Для частного 82: 4 в разряде десятков значения частного стоит цифра 2, так как 8 дес.: 4 = 2 дес. 4) Для частного 101: 2 в разряде десятков значения частного стоит цифра 5, так как 10 дес.: 2 = 5 дес.
Задание № 235 (У – 1, с. 71) Учащиеся самостоятельно читают и выполняют задание. Проверяем на доске: 1) 9 дес.: 4 = 2 дес. (ост. 1 дес.) 2) 1 дес. + 6 = 16 3) 16: 4 = 4 4) 2 дес. + 4 = 24, значит 96: 4 = 24.
Задание № 236 (У – 1, с. 72) Учащиеся читают первую часть задания: для данных пар чисел выполни деление с остатком способом поразрядного нахождения результата деления. Запиши решение по действиям. Выполняем задание, вызывая учеников к доске, с целью контроля за правильностью записи:
Даём время на выполнение задания, проверяем, проецируя на доску: 84: 7 1) 8 дес.: 7 = 1 дес. (ост. 1 дес.) 2) 1 дес. + 4 = 14 3) 14: 7 = 2 4) 1 дес. + 2 = 12, значит 84: 7 = 12. 46: 5 1) 4 дес.: 5 = 0 дес. (ост. 4) 2) 4 дес. + 6 = 46 3) 46: 5 = 9 (ост. 1), значит 46: 5 = 9 (ост. 1). 62 2 1) 6 дес.: 2 = 3 дес. 2) 2: 2 = 1 3) 3 дес. + 1 = 31, значит 62: 2 = 32. 75: 3 1) 7 дес.: 3 = 2 дес. (ост. 1 дес.) 2) 1 дес. + 5 = 15 3) 15: 3 = 5 4) 2 дес. + 5 = 25, значит 75: 3 = 25. 100: 7 1) 10 дес.: 7 = 1 дес. (ост. 3 дес.) 2) 3 дес.: 7 = 30: 7 = 4 (ост. 2) 3) 1 дес. + 4 (ост. 2) = 14 (ост. 2), значит 100: 7 = 1 (ост. 2). Пишем на доске 84: 7 = 12 62: 2 = 31 75: 3 = 25 и предлагаем учащимся самостоятельно переписать эти случаи деления, выполненные в строчку, используя запись столбиком (пауза) Проверяем на доске: 84 7 7 12 14 14 0
62 2 6 31 2 2 75 3 6 25 15 15 Затем сами на доске выполняем деление столбиком, поясняя шаги алгоритма деления. 46: 5 = 9 (ост. 1) 46 5 9 5 = 45 45 9 1 – ост. 100: 7 = 14 (ост. 5) 100 7 4 8 = 28 7 14 30 28 Предлагаем рассмотреть все пять случаев и обвести те записи, где при делении числа десятков делимого получился остаток, отличный от нуля. Выписываем на доске: 84 7 7 12 14 14 0
75 3 6 25 15 15 0
100 7 7 14 30 28 2 Задание № 237 (У – 1, с. 72) Первый случай записи деления в строчку по действиям выполняем сами на доске, поясняя каждый шаг. 75 5 1) 7 дес.: 5 = 1 дес. (ост. 2) 5 15 2) 2 дес. + 5 = 25 25 3) 25: 5 = 5 25 Результат: 1 дес. + 5 = 15 0 Остальные случаи записи деления в строчку учащиеся выполняют самостоятельно. Учитель оказывает помощь тем ученикам, которые в ней нуждаются. Проверяем на доске, проецируя результаты выполнения задания. 72 4 1) 7 дес.: 4 = 1 дес. (ост. 3) 4 18 2) 3 дес. + 2 = 32 32 3) 32: 4 = 8 32 Результат: 1 дес. + 8 = 18
81 3 1) 8дес.: 3 = 2 дес. (ост. 2) 6 27 2) 2 дес. + 1 = 21 21 3) 21: 3 = 7 21 Результат: 2 дес. + 7 = 27 Задание № 238 (У – 1, с. 72) Проводим объяснение первого случая деления с остатком числа 77 на число 6 по действиям. 77: 6 = (7 дес. + 7): 6 1) 7 дес.: 6 = 1 дес. (ост. 1 дес.) 2) 1 дес. + 7 = 17 3) 17: 6 = 2 (ост. 5) Результат: 77: 6 = 12 (ост. 5) Затем выполняем запись столбиком с пояснениями: - 7 десятков разделили на 6 и получили 1 десяток и 1 десяток в остатке; - выполняем вычитание в разряде десятков, получаем один десяток, к которому сносим 7 единиц; - делим 17 на 6, получаем 2 и в остатке 5 единиц. 77 6 6 12 17 12 5 – ост. Предлагаем учащимся выполнить деление столбиком числа 55 на число 6. Задаём первый вопрос: можно ли найти целое число десятков при делении 5 десятков на 6? (нет) Следовательно, к числу десятков мы прибавляем число единиц, и вновь проводим действие деления: 55: 6 = 2 (ост. 1) Записываем на доске, под диктовку одного из учеников запись действия деления столбиком. 55 6 9 6 = 54 54 9 1 – ост. Случай деления числа 44 на число 6 учащиеся выполняют самостоятельно.
Задание № 239 (У – 1, с. 72) Учащиеся читают задание и устно называют делимое (87), делитель (21), неполное частное (4), остаток (3).
Задание на дом: учитель распределяет самостоятельно (Т – 1, с. 54 – 57)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|