Урок 47 Учимся решать задачи
Урок 48 Самостоятельная работа №3
Урок 49 «Какой сосуд вмещает больше?» (1 урок) Предметные задачи: - знакомство с понятием «вместимость» (вместимость - объём жидкости, которая заполняет данный сосуд); - единицы измерения вместимости – литр (л), миллилитр (мл) Формирование УУД: Познавательные УУД: классификация понятий на основе существенных признаков. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей Пропедевтика: объём Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: объяснение нового на основе наблюдений, организация демонстрационных опытов. Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1, оборудование для проведения демонстрационных опытов: стакан, чашка, блюдце, имеющие разную вместимость, вода. Вводная часть урока Располагаем на демонстрационном столе 3 сосуда, заполненные водой до краёв (стакан, чашку, блюдце), имеющие разную вместимость (самую большую вместимость должен иметь стакан, затем чашка и блюдце) Спрашиваем, какой сосуд ВМЕЩАЕТ больше воды? Выслушиваем предположения учеников и предлагаем проверить их, используя в качестве МЕРКИ стакан. Выливаем воду из чашки и начинаем переливать воду из стакана в чашку до тех пор, пока чашка полностью не заполнится. Показываем ученикам, что после того, как чашка заполнена водой до краёв, в стакане осталось немного воды.
Делаем вывод, что стакан вмещает больше воды, чем чашка. Возвращаем воду из чашки в стакан, показываем, что стакан снова наполнен водой до краёв и начинаем переливать воду из стакана в пустое блюдце. Учащиеся наблюдают, как блюдце заполняется водой. Обращаем внимание учеников, что в стакане на этот раз осталось намного больше воды, чем после заполнения чашки. Делаем вывод, что блюдце вмещает воды меньше, чем стакан и меньше, чем чашка. Сами делаем вывод, что вместимость стакана больше вместимости чашки и блюдца, а вместимость чашки больше вместимости блюдца, и предлагаем ученикам прочитать словарную статью ВМЕСТИМОСТЬ (с. 116). Просим учеников озвучить, что вместимость – это ОБЪЁМ жидкости, которая заполняет данный сосуд. Задаём вопрос: какими единицами измеряется вместимость? Ожидаемый ответ: литры и миллилитры. Показываем ученикам литровый пакет молока и сообщаем, что ВМЕСТИМОСТЬ ПАКЕТА МОЛОКА РАВНА ОБЪЁМУ МОЛОКА, ЗАПОЛНЯЮЩЕГО ДАННЫЙ ПАКЕТ И РАВНА 1 ЛИТРУ, который записывается так – 1 л.
Задание № 292 (У – 1, с. 86) Просим учащихся прочитать задачу и ответить, вместимость чего больше: таза или одной банки? В результате беседы выясняем, что МЕРКОЙ для сравнения вместимости банки и таза выступает банка. Чтобы разлить варенье, которое заполняло таз, потребовалось 3 банки, значит вместимость таза больше вместимости одной банки, так как таз не был заполнен до краёв, а в нём уже помещалось 3 банки варенья. Задание № 293 (У – 1, с. 86) Предлагаем учащимся прочитать задание, выбирая мерку для сравнения вместимости бочки и ванны. Ожидаемый ответ: МЕРКОЙ для сравнения вместимости бочки и ванны выбираем ведро. Просим ответить на требование задачи. Ожидаемый ответ: вместимость ванны меньше вместимости бочки, так как 15 вёдер 20 вёдер.
Задание № 294 (У – 1, с. 87)
Учащиеся самостоятельно читают задание. Поясняем, что в данной задаче вместимость детского бассейна измерена в таких единицах, как «бидон», а предлагается выразить вместимость детского бассейна в таких единицах, как «ведро». Записываем на доске: 1 бассейн – 32 бидона 1 ведро – 3 бидона 1 бассейн -? вёдер Вызываем ученика к доске и решаем задачу, обращаясь к классу с вопросом: сколько полных вёдер в 32 бидонах, если в 1 ведро вмещает 3 бидона? 32: 3 = 10 (ост. 2) – получится 10 полных вёдер и ещё 2 бидона Ответ: 10 полных вёдер. В результате беседы выясняем, что вместимость бассейн вмещает 10 полных вёдер и ещё одно неполное ведро (2 бидона).
Задание № 295 (У – 1, с. 87) Предлагаем ученикам прочитать задание и сравнить вместимости бассейнов. Ожидаемый ответ: бассейны имеют одинаковую длину и ширину 10 м и 4 м, а отличаются только глубиной 2 м и 1 м. Можно предположить, чем глубже бассейн с одинаковой площадью основания, тем больше его вместимость. Проверяем предположение: 2 м: 1 м = 2 раза.
Задание № 296 (У – 1, с. 87) Учащиеся читают задачу и выполняют краткую запись. Проверяем на доске: 1 кастрюля – 12 чашек 2 кастрюля – 20 стаканов 2 чашки – 3 стаканам Вместимость какой кастрюли больше? Спрашиваем, какую единицу измерения вместимости выбираем? (стакан) Сколько стаканов в 12 чашках, если 2 чашки – это 3 стакана? 2 чашки – 3 стакана 12 чашек – 18 стаканов, так как 12 чашек в 6 раз больше 2 чашек. Выясняем, что вместимость первой кастрюли измерена в чашках (12 ч.), а вместимость второй кастрюли в стаканах (20 ст.). Для сравнения вместимости двух кастрюль нужно выразить их вместимость в одних единицах. Пишем на доске: 1 кастрюля – 18 стаканов 2 кастрюля – 20 стаканов Ответ: вместимость кастрюли, где помещается 20 стаканов больше вместимости кастрюли, где помещается 12 чашек.
Задание № 297 (У – 1, с. 87) Просим учеников прочитать задачу. Выясняем, что вместимость бака равна 12 вёдрам или 20 бидонам. Значит, в 12 ведрах воды столько же, сколько в 20 бидонах. Из этого следует, что в 6 вёдрах – 10 бидонов (12: 6 = 2 раза и 20: 2 = 10 (б.)) Записываем решение задачи: 1) 12: 6 = 2 (раза) – в 6 вёдрах воды в 2 раза меньше, чем в 12 вёдрах;
2) 20: 2 = 10 (б.) – в 6 вёдрах столько же воды, сколько в 10 бидонах Ответ: нужно налить ещё 10 бидонов воды.
Задание № 298 (У – 1, с. 87) Учащиеся самостоятельно читают задачу, выполняют краткую запись. Проверяем на доске: 4 чашки – 5 стаканам Кастрюля: 15 стаканов –? чашек Выясняем, сколько раз по 5 стаканов вмещается в кастрюле (15: 5 = 3 раза), то есть каждый раз вместо 5 стаканов можно взять 4 чашки, но таких «разов» - 3. Следовательно, кастрюля вмещает 12 чашек.
Задание № 299 (У – 1, с. 87) Предлагаем учащимся прочитать задачу. Выясняем, что глубина аквариума 60 см, значит, если его заполнить наполовину, то нужно налить воды до высоты 30 см (60 см: 2 = 30 см), если его заполнить на треть, то нужно налить воды до высоты 20 см (60 см: 3 = 20 см), а если его заполнить на четверть, то нужно налить воды до высоты 15 см (60 см: 4 = 15 см), так как каждый раз основание аквариума одно и тоже.
Задание № 125 (Т – 1, с. 67) Просим учеников внимательно прочитать задание, обращая внимание на то, что в сосуды налили одинаковое количество воды. В ходе беседы выясняем, что в обоих случаях вместимость первого сосуда больше вместимости второго сосуда, так как второй сосуд заполнен до краёв, а в первом сосуде осталось свободное место.
Задание № 126(а) (Т – 1, с. 68) Учащиеся читают задачу, а мы записываем решение на доске под диктовку учеников: 1) 20: 3 = 6 (ост. 2) – можно полить 6 грядок и останется 2 ведра воды; 2) 7 3 = 21 (вед.) – воды, чтобы полить 7 грядок; 3) 21 – 2 = 19 (вед.) – нужно ещё принести из колодца Ответ: 6 грядок, 19 вёдер.
Задание № 126(б) (Т – 1, с. 68) Учащиеся читают задачу и самостоятельно решают её. Организуем устную проверку: 1) 4 2 = 8 (в.) – в двух тазах; 2) 8 8 = 64 (вед.) Ответ: 64 ведра.
Задание № 126(в) (Т – 1, с. 68) Учащиеся читают задачу, а мы организуем беседу: если вся бочка вмещает 84 литра воды, то половина бочки – это 42 литра. В бочку, наполовину заполненную водой, добавили ещё 7 вёдер, после чего бочка оказалась заполненной доверху. Значит, 7 вёдер вмещают 42 литра. Далее нужно узнать, сколько литров вмещает одно ведро, а затем сравнить вместимость бочки и одного ведра. Даём время на оформление решения, вычислений и ответа задачи, проверяем устно или на доске: 1) 84 л: 2 = 42 л – вмещает половина бочки; 2) 42 л: 7 = 6 л – вместимость одного ведра; 3) 84 л: 6 л = 14 раз – в 14 раз вместимость бочки больше вместимости ведра. Ответ: в 14 раз.
Задание на дом: № 124 (Т- 1, с. 67)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|