Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие основные психологические новообразования появляются в младенчестве?




Основными новообразованиями младенческого периода явля­ются хватание и ходьба, создающие предпосылки для формиро­вания предметно-манипулятивной деятельности последующего периода развития.

Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребен­ка, он связан с возникновением акта хватания — первого органи­зованного, направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания подготав­ливается всей предшествующей его жизнью. Он организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым, но это обычно не замечают.

Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предпо­лагает обязательное участие ориентировки. Поэтому, для того чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась


в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осу­ществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.

Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. Когда раздражитель падает на глаз, образа еще нет. Образ возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом. Благодаря хватанию возникает пространство. Это пространство вытянутой руки, про­тяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. До этого восприятие предмета осуществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается. Бла­годаря акту хватания развивается рука: возникает противопо­ставление большого пальца, что служит одним из родовых отли­чий человека от его ближайших обезьяньих предков.

На основе акта хватания расширяются возможности манипу­лирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двига-ние им, извлечение из него звуков. В возрасте 7—10 месяцев фор­мируются соотносимые действия: ребенок может манипулиро­вать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соот­нося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста (10—11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершен­ные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему спо­собом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается вос­произвести действие на всех возможных объектах.

На первый взгляд, кажется, что развитие действий — спонтан­ный процесс. Действительно, казалось бы, ребенка первого года жизни почти ничему научить нельзя, но человек оказался хитрее. Д. Б. Эльконин говорил, что человек очень давно придумал про­граммированное обучение для детей первого года жизни. Это иг­рушки, в которых запрограммированы те действия, которые с их помощью должен осуществить ребенок. Манипулирование ребенка с игрушками — это скрытая совместная деятельность. Здесь взрослый присутствует не непосредственно, а опосредо­ванно, будучи как бы запрограммированным в игрушке.

Хватание, направление к предмету стимулируют возникнове­ние сидения — когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притро-


 
 


нуться нельзя. Снова проявляется закон опережающего знаком­ства ребенка с миром, опережающей ориентировки. Ребенок тя­нется к предмету, он привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приоб­ретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. М. И. Лисина назвала его ситуативно-деловым.

Изменение предмета общения требует новых средств и спосо­бов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова. Прекрасно писал о возникновении указательного жеста Л. С. Выготский: «Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хва­тательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком да­леко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, оста­ются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация — исходная для дальнейшего развития... Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других... Однако жестом для себя движение становится не иначе, как будучи сначала указанием в себе, т. е. обладая объективно всеми необходимыми функциями для указания и жеста для других, т. е. осмыслено и понято окру­жающими людьми как указание».

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, глав­ное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впер­вые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Другое основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят ха­рактер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, но­сит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоцио­нально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация разви-


тия ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрос­лый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — пред­метная деятельность.

Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно ска­зать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии чело­веческого развития: линия развития ориентации в смыслах чело­веческой деятельности (в ситуативно-личностном общении) и линия развития ориентации в способах человеческой деятель­ности (в ситуативно-деловом общении).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...