Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как связаны между собой сензитивные, критические и кризисные периоды?




Одна из важнейших задач возрастной психологии состоит в выявлении сензитивных возможностей психического развития на каждом возрастном периоде. Это сензитивные возможности развития мотивов и потребностей человека, произвольного по-



I


 
 


должны быть вовлечены не только родители, медики, энту >м.н ты-практики, но и педагоги и психологи.

Опыт «воспитанной беспомощности» внутриутробного м 11 денца закрепляется благодаря существующей системе ведении беременной в медицинском учреждении. У современной буц щей матери нет возможности доверить эмоциональные аспек i i>i своей беременности медицине (государственной или частном! поскольку эмоциональная жизнь беременной игнорируется эти сферой и может заинтересовать только психиатрию, если измс нения эмоциональной жизни беременной квалифицируются кмк патологические. Как и психиатрическая, пренатальная педак» гическая практика с помощью специальных процедур добивас: ся позитивных эмоциональных переживаний будущей матери, не заботясь об источнике и судьбе эмоций отрицательных.

И медицинские специалисты, и пренатальные наставники разного рода тщательно следят за тем, чтобы в процессе заня тий или лечебного воздействия у будущих матерей не возникало отрицательных эмоций ни по отношению к ситуации, теме, ни (главное!) к ведущему. Позитивно окрашенная пренатальная среда возникает, во-первых, за счет отождествления матери с ребенком, во-вторых, благодаря ведущему, который создает и поддерживает эмоции положительного спектра — от заинтере сованности и любопытства до экстатического восторга.

Итак, позитивная эмоциональная среда приравнивается к раз­вивающей. Чтобы подойти к проблеме соотношения эмоцио­нального содержания ожидания ребенка и его развития как чело­века, мы рассматриваем человеческую беременность не только как вынашивание плода, но как процесс становления специфиче­ской детско-взрослой общности — системы взаимоотношений, связывающих ребенка с матерью, а через нее — с культурным со­обществом людей, и вместе с тем процесс возникновения пред­посылок внутреннего мира ребенка как представителя рода чело­веческого.

В процессе исследования развития пренатальной общности как психологического феномена было обнаружено, что оно под­чиняется общей закономерности становления детско-взрослых общностей, для которых характерно чередование стабильных и критических периодов с преобладанием процессов отождеств­ления над обособлением либо наоборот.

Источники отрицательных эмоций различаются, вследствие чего простые действия окружения — успокоить, не обращать внимания, развлекать, исполнять все желания — зачастую ока­зываются неэффективными. Можно говорить о настоящем кри­зисе беременности, точная диагностика которого затрудняется


i мпум причинам: во-первых, кризис беременности нельзя

твить с возрастным, во-вторых, обыденное и естествен-

I научное сознание продолжает считать его явлением сугубо

пиитическим.

I и ким образом, опыт работы на основе представлений о прена-»пой общности как о специфической детско-взрослой общ­ин i и позволил установить существование нормы самоценности ■утриутробного ребенка, наметить подходы к построению раз­ни.нищего пренатального воздействия через обращение к эмо­ции шльно-ценностному слою личности будущей матери, еще ш подтвердил важность пренатального воспитания как основы ИМ будущего воспитания и обучения ребенка, для его полноцен-Иого и творческого включения в человеческую культуру.

Что представляет собой кризис новорожденное™?

Первый год жизни ребенка условно можно разделить на два Периода — период новорожденное™, который длится от четырех им шести недель и кончается с появлением комплекса оживле­ния, и период младенчества, который заканчивается в год.

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период кризисам новорожден-

ностпи.

Причины кризиса новорожденности:

— физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяет­ся от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);

— психологические (психика новорожденного ребенка пред-| ставляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, кото­рые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основ­ную часть времени ребенок спит.

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколь­ко часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к но­вому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от хо­лода, оберегает от шума и т. д.

 


           
   
 
 
 
   


Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рожден и • У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе.им ропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инсппи тивные функциональные системы. (Инстинктивные системы это такие системы, в которых известный раздражитель вызым.н заранее заданные формы поведения.) К моменту рождения у i и бенка нет ни одного заранее сформированного поведенческим акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается бион" гическая сущность немощности. Потеря инстинктивных форм поведения происходила на протяжении сотен тысяч лет, она чрезвычайное благо, расширившее возможности развитии Дж. Брунер отмечал, что эволюция приматов основана на отб< >| к в направлении все более отличительного паттерна незрелое!и. благодаря именно такому направлению отбора стала возможт ill более гибкая адаптация нашего вида.

Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанм и > ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Единствен не что может ребенок, это принять внутриутробную позу (подж;| 11 ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теп лообмена. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (напри мер, рефлекс Робинзона, «велосипедные движения» и др.).

Однако эти рефлексы не служат основой для формировании человеческих форм поведения. Они должны отмереть для тот чтобы сформировался акт хватания или ходьба.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен oi матери физически, но связан с ней физиологически, и составля ет период новорожденное™.

Этап новорожденности — это время адаптации ребенк.1 к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения период;! бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций -зрительного и слухового сосредоточения (т. е. умения сосредо точиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочета­тельных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

В это же время начинает проявляться закономерность, харак­терная для общего направления развития детей в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется в том, что развитие сенсорных процессов, т. е. зрения, слуха, осязаний, существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у животных, наоборот, движения развиваются раньше, чем груп­пы чувств.


Чем характеризуется психическое развитие ребенка» период новорожденности?

Кленок обладает чувствительностью: различает соленый, шкий, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка — возникнове-и* слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточе-|с появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, например хлопнув-|Й двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает «шолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на шос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается ^| ануке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зри-•fin.noe сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне I и нишяется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (ра- \ мнется, недолго) на ярком предмете.

Зрительное и слуховое сосредоточение, которые появляются льетственно в 4—5 и 3 недели, фактически закладывают осно-перехода от ощущения к восприятию, к возможности увидеть едмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также про-|едить взглядом за движущимся предметом или повернуть голо-^ <п перемещающимся источником звука.

Эти реакции развиваются по принципу доминанты — т. е.» момент сосредоточения все другие реакции ребенка прекра­щаются, он замирает и сосредоточивается только на том звуке мин объекте, который привлек его внимание. Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональ-Иые связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останав-ннает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает но-1ми, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная поциональная реакция была названа «комплексом оживле-ия», она и является показателем перехода к новому этапу раз-ития — младенчеству.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...