Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что является основным новообразованием периода новорожденности?




Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходи­мых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором таких впечат­лений в новорожденном периоде становится взрослый. Взрос­лый подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком, тем самым активизируя его ориенти­ровочные реакции.


Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в пер вые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первым крик — результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождав i первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, чт< • первый крик — это и первое проявление отрицательной эмоции спазмы вызывают чувство стеснения. В данном случае действи тельно невозможно различить мышечную реакцию и эмоцио нальное отношение — у новорожденного еще нет никакого жиз ненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, свя занные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для кри ка служат голод, мокрые пеленки и т. д. Наблюдения за новорож денными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, неко­ординированными движениями.

При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорож­денного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции — плач. Плач становится естественным выражением всякого рода страдания, идет ли речь о физической боли или (ко­нечно, намного позднее) о душевном горе.

Наблюдения за младенцами в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до двенадцати часов пос­ле рождения на лице младенца отмечаются движения, морфологи­чески напоминающие улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматривались как спонтанные и рефлекторные. Собственно *улыбка возникала на лице младенца в первую неделю жизни в от­вет на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высо­кий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызывает у младенца улыбки. К этому воз­расту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различ­ные зрительные стимулы, в том числе вид человеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице че­ловека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Приведем пример из наблюдений М. Ю. Кистяковской: у Иры непосред­ственно после кормления, как и у других наблюдавшихся детей, эмоционально-положительные реакции отсутствуют. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительной эмоции недостаточно одного только удовлетворения органиче­ских потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при которых ребенок может испытать радост­ное переживание. Но само такое переживание вызвано получени­ем впечатлений, связанных со взрослым.


При зрительно-слуховом сосредоточении на лице взрослого и\звуках его голоса возникло торможение общих движений, че­рез 10 секунд сменившееся выразительной улыбкой, длившейся

35 секунд.

Так постепенно у ребенка вырабатывается особая эмоцио­нально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому, кото­рая называется комплексом оживления. Это выражение появив­шейся потребности в общении со взрослым — первой социаль­ной потребности ребенка.

Комплекс оживления как реакция на появление взрослого в поле ребенка является свидетельством окончания периода новорож­денное™.

Психологи детства считают это новообразование основным показателем завершения периода новорожденное™. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденное™. С этого момента у него начинается индивидуальная психиче­ская жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми»

(Эльконин Д. Б.).

По мнению М. И. Лисиной, комплекс оживления является выражением появившейся потребности ребенка в общении со взрослым. В классическом исследовании Шпитца и Вольфа (1946) было обнаружено, что в возрасте от двух до пяти месяцев ребенок реагирует улыбкой на любое человеческое лицо. При­мерно на четвертом-пятом месяце ребенок начинает отличать мать от других людей. После этого возраста лицо незнакомого человека редко вызывает у него улыбку, он теперь отдает явное предпочтение материнскому лицу и другим знакомым лицам. Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способ­ствует формированию эмоциональной привязанности, теплых, нежных отношений между матерью и ребенком.

Комплекс оживления также является своего рода доминан­той, так как в этот момент все другие потребности для ребенка теряют свое значение. Когда к нему подходит взрослый он начи­нает улыбаться и двигаться, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Такая реакция на взрослого доказывает, что близкие люди являются для младенца не просто необходимым условием развития, но его источником. В этом также заключается сущест­венное отличие детенышей человека от детенышей животных, так как среда, общение со взрослыми, окружающая культура, язык не просто ускоряют или замедляют темп развития, благо­приятствуя или, наоборот, препятствуя формированию, станов­лению определенных качеств, но и направляют это развитие и обогащают его новым содержанием, которое может существен-


?!



но изменить направление саморазвития детей. Об этом важно
помнить всем взрослым, окружающим детей с первых дней их
жизни. /

Реакция на взрослого является не только первой собственно психологической реакцией ребенка, но и первой его социальной реакцией. Л. С. Выготский, говоря о развитии младенцев, писал о том, что это максимально социальное существо, и отчасти это действительно так, потому что ребенок полностью зависит от взрослого, который удовлетворяет все его потребности. Сам ре­бенок никогда не смог бы выжить, именно взрослый, окружая его вниманием, заботой и уходом, помогает ему нормально сформироваться.

Чем характеризуется

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...