В чем состоит эгоцентризм детского мышления (поЖ. Пиаже)?
Понятие эгоцентризма ввел Ж. Пиаже. Он установил, что дети дошкольного возраста не способны увидеть окружающее чужими глазами, понять, как видит окружающий мир другой человек. Но эгоцентризм — весьма широкое понятие, и, кроме познавательного эгоцентризма, характеризующего процессы восприятия, мышления и воображения, люди страдают и другими его формами: моральным и коммуникативным эгоцентризмом, когда даже взрослые зачастую не способны понять, что у других может быть другая точка зрения на одно и то же явление. В общении с другими они сосредоточены только на своих переживаниях и проблемах. Обычно у взрослых проявляется моральный и коммуникативный эгоцентризм потому, что в детстве не была проведена децентрация (т. е. избавление ребенка от познавательного эгоцентризма). Как же формируется у детей ориентация в пространстве? Родившийся ребенок обладает чувствительностью, позволяющей ему начать познание окружающего мира. Но первоначально, как указывал Г. Гегель, «это чистая чувствительность. Она бесконечно богата и вместе с тем абсолютно бедна. Это нечто, в котором уже содержится все и еще нет ничего. О предмете, который дан в чистой чувствительности, мы не можем ничего сказать, на него можно лишь указать рукой». По мере роста и социализации ребенка начинается процесс развития чувствительности, основанный на принципе дифференциации. В частности, ребенок постепенно овладевает умением ориентироваться в окружающем пространстве. На чем основано это умение? С математической точки зрения умение ориентироваться в пространстве — это способность указать положение точки на плоскости или в пространстве или же установить взаимное расположение точек и фигур относительно друг друга. Заметим, что в математике для решения этих двух задач всегда задается соответствующая система координат.
Следовательно, есть два вида ориентации в пространстве: 1) установление положения объекта на плоскости или пространстве относительно субъекта познания; 2) установление взаимного расположения объектов на плоскости или в пространстве. Каким же образом человек осуществляет указанные два способа ориентации в пространстве? В первом случае субъект является тем центром, относительно которого он сам устанавливает положение в пространстве того или иного объекта познания. Во втором случае субъект выступает в роли оценщика взаимного положения визуально воспринимаемых объектов. Таким образом, роль познания в этих двух видах ориентации принципиально различная. Для ориентации первого вида человек обладает естественной системой координат: раздвинутые в стороны руки — первая ось координат (вправо-влево); имеющаяся в теле человека осевая линия, делящая тело на две симметричные половины, — вторая ось координат (вверх-вниз); наконец, перпендикуляр к телу, совпадающий с направлением взора, — третья ось координат (вперед-назад). С помощью такой природной системы координат человек определяет положение любого предмета относительно себя — своего тела. При этом, если познание ограничивается ориентацией в горизонтальной плоскости, то вся плоскость делится на четыре сектора. О предмете, находящемся в секторе А, говорят, что он «справа от меня», о предмете, находящемся в секторе В, говорят, что он «впереди меня», в секторе С — «слева от меня», и, наконец, в секторе D — «сзади (позади) меня». Для оценки взаимного расположения предметов на плоскости или в пространстве (второй вид ориентации) человек также строит (но уже многомерную) систему координат, а именно:
1) с помощью аккомодации человек по направлению взора 2) по оси расположения предметов на некоторой линии он 3) по вертикальной оси он устанавливает: «Этот предмет 4) по концентрическим окружностям, за центр которых при Взрослый человек с развитыми восприятием и мышлением владеет этими двумя видами ориентации в совокупности, в единстве, пользуясь то одним из них, то другим, то обоими вместе. Растущий же ребенок овладевает ими постепенно, на протяжении многих лет; и сначала он овладевает элементами второго вида ориентации: научается оценивать расположение предметов по отношению к какому-то центру (началу координат). Этим центром может быть не только он сам, но и какой-то фиксированный предмет принятый за центр. Ребенок тем самым устанавливает, что предмет, положение которого определяется, может быть ближе (дальше), выше (ниже), правее (левее), над (под) и т. д. относительно центра или на какой-то оси, идущей от этого центра. В возрасте двух-трех лет ребенок начинает понимать, что у него есть правая и левая руки, его тело имеет две симметричные половины, у него есть передняя и задняя, верхняя и нижняя части тела. Тем самым он неосознанно устанавливает, что его тело есть система координат для ориентации в пространстве. Затем он научается видеть окружающие его предметы в своей природной системе координат — устанавливать, как расположен любой объект относительно данной системы координат. Только после этого можно говорить об эгоцентризме (в смысле Ж. Пиаже), когда ребенок в состоянии свободно ориентироваться относительно себя самого, своего тела, но не может сказать (вообразить и выразить словами), как видит окружающие предметы другой человек, находящийся в другой позиции, чем он сам.
Дж. X. Флейвелл так охарактеризовал задания, которыми пользовался Ж. Пиаже: «Дается задание смотреть на некоторую сцену из данной точки А и одновременно представить себе, как она выглядит с другой точки зрения — В (например, расположенной сзади раздражителя). Наиболее частая реакция при решении этой задачи в раннем детстве состоит в том, что ребенок просто дает эгоцентрическое представление своей собственной перспективы». Для того чтобы ребенок мог решить эту задачу и установить ориентацию в пространстве первого вида другого человека, находящегося в ином положении, чем он сам, ему необходимо мысленно построить природную систему координат для этого человека и определить положение предметов в реальном пространстве или на макете в данной воображаемой системе. В этом и состоит вся трудность заданий на эгоцентризм. С другой стороны! эгоцентризм детского мышления проявляется в неумении слышать и учитывать чужую точку зрения. Процент эгоцентрической речи в спонтанной речи детей раннего возраста очень велик. По мнению Ж. Пиаже, ребенок высказывает мысль не с целью, чтобы его поняли, а как бы для себя. Ему не нужен собеседник, достаточно иметь слушателя. В споре ребенок еще не может учитывать точки зрения другого. Постепенно процент эгоцентрической речи снижается, а к 7 годам такая речь почти не проявляется. Чем лучше выстроена воспитательная работа с детьми и чем больше дети общаются друг с другом, тем быстрее уходит из их форм общения эгоцентрическая речь. Глава7 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|