Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какова социальная ситуация развития детей раннего возраста?




Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социаль­ной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятель­ности — усвоение общественно выработанных способов упо­требления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. Социальная ситуация развития в раннем возрасте та­кова: «ребенок — ПРЕДМЕТ — взрослый». В этом возрасте ребе­нок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину — ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако без взрослого он не может овладеть человеческими спо­собами употребления предметов. В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!»

, Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом (образец действия) принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивиду­альное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение обще­ственно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего она предметная, потому что мотив деятельности заключа­ется в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на обще­ственный предмет. Общение выступает здесь как средство осу­ществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то что общение перестает быть ведущей деятельностью в ран­нем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интен­сивно и становится речевым. Общение, связанное с предметны-


 

ном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систе­матизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целост­ным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не мо­гут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но уже могут найти отличия между конкретным предме­том и эталоном, например, сказав, что яблоко — это неправиль­ный круг.

В раннем возрасте, кроме наглядно-действенного мышления, начинает формироваться и наглядно-образное мышление.

Исходя из того что мышление предполагает ориентировку в свя­зях и соотношениях между предметами, в исследованиях А. В. Запо­рожца и Л. А. Венгера были разработаны методы изучения и ди­агностики младенца на основе способов ориентировки ребенка в ситуации. Эта ориентировка может быть связана с непосред­ственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышле­ния — наглядно-действенное, образное, схематическое, словес­но-логическое. При этом наглядно-действенное мышление воз­никает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возни­кает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет, Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5—5 лет, оставаясь веду­щим видом мышления до 6—7 лет. И, наконец, словесно-логи­ческое — возникает в 5,5—6 лет, становясь ведущим с 7—8 лет и основной формой мышления у большинства взрослых. Таким образом, в раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является нагляд­но-действенное, предполагающее непосредственный контакт ре­бенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Как и в случае с формированием предметных действий, помощь взрослого, который показывает ребенку, на какие параметры ситуации следует обратить внимание, чтобы правильно сориентироваться и правильно решить задачу, необ­ходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень. В то же время к концу раннего воз­раста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т. е. решать задачи на основе образного мышления.

Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, т. е. нерасчлененность: ребенок пыта-

 


ется решить задачу, не выделяя в ней отдельных параметров, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали ко­торой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена прежде всего на анализ и выделение от­дельных деталей из ситуации, из которых потом ребенок (может быть, также при помощи взрослого) выделит главные и второсте­пенные. Таким образом, общение со взрослым, совместная пред­метная деятельность могут существенно ускорить и оптимизиро­вать познавательное развитие детей.

Какие личностные образования появляются в раннем детстве?

Общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития лично­сти детей раннего возраста. Окружающим надо помнить, что пред­ставление о себе, первая самооценка детей, в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недо­оценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуве­ренности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляе­мой деятельности.

Об этом говорил Эриксон, доказывая, что в этом возрасте у де­тей формируется чувство самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство за­висимости. Доминирование одного из двух вариантов связано, по его мнению, с тем, как взрослые реагируют на первые попыт­ки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием фор­мирования новообразования «я сам» в отечественной психо­логии. Так, в исследованиях Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и других психологов подчеркивается, что к концу раннего детст­ва у детей появляются первые представления о себе как о лично­сти, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий.

Этапы развития личности

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реак­ции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, на­блюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятель­но, но у нбго ничего не получается или рядом в нужный момент


не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоцио нальная вспышка.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возмож­ности вообще игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в об­щении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или но­вую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок назы­вает себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное обра­зование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоцио­нальной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных дей­ствий продвигают ребенка на новый уровень развития. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрям­ства, агрессии, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Это один из самых значимых эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. Фиксация на негативном этапе этого кризиса — препятствия, которые возникают при формировании самостоя­тельности, активности детей (высокая степень опеки — гипер­опека, авторитарность, высокие требования и критика со сторо­ны взрослых), не только препятствуют нормальному развитию самосознания, самооценки, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, агрессия, так же как и тревога, отгороженность, стано­вятся устойчивыми свойствами личности. Эти качества, естест-

 

 


венно, влияют на все виды деятельности детей — и на их общение с окружающими, и на их учебу — и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном и подростковом возрасте.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является лабильность эмоциональной сферы ребенка; его эмоции и форми­рующиеся в это время чувства, отражающие отношения к пред­метам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Фиксация на запрете при появлении дру­гого положительного стимула, отсутствие положительной эмо­циональной реакции на новую игрушку и иные показатели ри­гидности эмоций, так же как и фиксация на отрицательных эмо­циях, являются серьезными показателями (свидетельствами) отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, но и в общем психическом развитии в этом возрасте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...