Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как проявляется взаимодействие биологического и социального факторов в развитии личности?




Биологическое и социальное в человеке в действительности с i оль прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно иишь теоретически.

Л. С. Выготский в своей работе, посвященной истории разви-i ия высших психических функций, писал: «Достаточно общеиз-исстно коренное и принципиальное отличие исторического раз-|ития человечества от биологической эволюции животных |идов... мы можем... сделать совершенно ясный и бесспорный иi,iвод: насколько отлично историческое развитие человечества иг биологической эволюции животных видов». Процесс психо->ю1 ического развития самого человека согласно многочислен­ным исследованиям этнологов, психологов происходит по исто­рическим законам, а не по биологическим. Основным и всеопре-поцяющим отличием этого процесса от эволюционного является То, что развитие высших психических функций происходит без ичменения биологического типа человека, который изменяется но эволюционным законам.

До сих пор недостаточно выяснено, какова непосредственная taimcHMOCTb высших психических функций и форм поведения от структуры и функций нервной системы. Нейропсихологи и ней­рофизиологи еще решают эту трудно поддающуюся проблему — m-дь речь идет об изучении тончайших интегративных связей клеток головного мозга и проявлений психической активности,человека.

Безусловно, что каждый этап в биологическом развитии пове­дения совпадает с изменениями в структуре и функциях нервной системы, каждая новая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Однако остается до сих пор недостаточно выясненным, какова непосредственная зависимость высших форм поведения, ныеших психических функций от структуры и функций нервной системы.


Исследуя первобытное мышление, Л. Леви-Брюль писал о том, что высшие психические функции происходят от низших. «Для того чтобы понять высшие типы, необходимо обратиться к отно сительно первобытному типу. В этом случае открывается широ­кое поле для продуктивных изысканий относительно психиче­ских функций...». Исследуя коллективные представления и под­разумевая «под представлением факт познания», Л. Леви-Брюль указывал на социальное развитие как определяющее особенно­сти психических функций. Это означает, что развитие высших психических функций может быть осуществлено через коллек­тивное сознание, в контексте коллективных представлений людей, т. е. оно обусловлено социально-исторической природой челове­ка. Л. Леви-Брюль указывает на весьма важное обстоятельство, которое уже при нем подчеркивалось многими социологами: «Для того чтобы понять механизм социальных институтов, сле­дует отделаться от предрассудка, заключающегося в вере, будто коллективные представления вообще повинуются законам пси­хологии, базирующейся на анализе индивидуального субъекта. Коллективные представления имеют свои собственные законы и лежат в социальных отношениях людей». Эти идеи привели Л. С. Выготского к мысли, которая стала основополагающей для отечественной психологии: «Развитие высших психических функ­ций составляет одну из важнейших сторон культурного развития поведения». И далее: «Говоря о культурном развитии ребенка, мы имеем в виду процесс, соответствующий психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечест­ва... Но a priori нам было бы трудно отказаться от мысли, что свое­образная форма приспособления человека к природе, коренным образом отличающая человека от животных и делающая принци­пиально невозможным простое перенесение законов животной жизни (борьба за существование) в науку о человеческом обще­стве, что эта новая форма приспособления, лежащая в основе всей исторической жизни человечества, окажется невозможной без но­вых форм поведения, этого основного механизма уравновешива­ния организма со средой. Новая форма соотношения со средой, возникшая при наличии определенных биологических предпосы­лок, но сама перерастающая за пределы биологии, не могла не вызвать к жизни и принципиально иной, качественно отличной, иначе организованной системы поведения».

Употребление орудий дало возможность человеку, оторвав­шись от биологических развивающихся форм, перейти на уро­вень высших форм поведения.

В онтогенезе человека, безусловно, представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изолированы:


ыюлогическое и историческое (культурное) развитие. В онтоге-Нсзе оба процесса имеют свои аналоги. В свете данных генети- Цеской психологии можно различать две линии психического 1>;пвития ребенка, соответствующие двум линиям филогенети­ческого развития. Эти две линии реально существуют в слитом ииде и образуют единый процесс в онтогенезе. В этом состоит ымое основное своеобразие психического развития ребенка.

Природные предпосылки — строение организма, его функ­ции, его созревание — необходимы для психического развития, I общественный опыт — среда и воспитание — источник психи­ческого развития человека.

Что является движущими силами, условиями и источниками развития ребенка?

Онтогенез человека разворачивается в культурном простран-1 те и в некотором историческом промежутке времени. При > i ом существуют воздействия как со стороны такого простран-1 та на индивида, так и обратные, причем не только с целью при-(иособления (адаптации), но и для преобразования, изменения индивидом окружающего пространства. Сам процесс такого взаи­модействия, т. е. определенные отношения между индивидом и средой, — это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» генотипической программы и которые оказывают на псе соответствующее воздействие. Условия могут быть благо­приятными или неблагоприятными для процесса индивидуаль­ного развития. Л. С. Выготский в своей культурно-исторической концепции показал ведущую роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека.

Для всестороннего понимания психического развития важно приложение разработанного Б. Г. Ананьевым комплексного под­хода, ориентированного на разностороннее рассмотрение мно­гоуровневой, системной организации структуры человека.

Соединение естественно-научного и культурно-историческо­го взглядов в максимальной степени охватывает все стороны процесса психического развития.

Социальная ситуация развития ребенка — первое основное по­нятие механизма психического развития.

Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение возрастного периода. Она полностью определяет фор-


мы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемы! им новые психические свойства и качества. Каждый возраст ха рактеризуется специфической, единственной и неповторимой, социальной ситуацией развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми, которая выступает ис точником этого развития.

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяем возникновение и формирование у него основных психологиче ских новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка характеризу ется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность, создавая условия для развития, обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образо ваний. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1) непосредственное эмоциональное общение ребенка со вз­
рослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года.
Новообразования — потребность в общении и хватание;

2) предметно-манипулятивная деятельность ребенка, харак­
терная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет). Новооб
разование — самосознание («Я сам»);

3) игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра, прису­
щая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет);

4) учебная деятельность младших школьников от 6 до 10—

11 лет;

5) общение подростков в возрасте от 10—11 до 15 лет в разных
видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художест­
венной).

В рамках ведущей деятельности происходят тренировка и раз­витие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психиче­ские возможности ребенка естественным образом являются ис­точником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоот­ветствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает кризис развития.

Кризис развития — это следующий основной механизм разви­тия ребенка.

Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредото­чение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений


и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возни-i ает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» (Выготский Л. С, 1984).

Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является пере-• тройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движу­щих его поведением.

Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаме­нует собой завершение предыдущего возрастного периода и на­чало следующего. Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими физическими и психиче­скими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами |го взаимоотношений с окружающими людьми и видами (спосо­бами) деятельности. Такое противоречие является основной дви­жущей силой развития ребенка.

Ребенок от момента рождени риода юношества переживает пять кризисных периодов: кризис одного года, трех и семи лет и кризис полового созревания. Лю­бой кризис имеет две стороны: разрушительную (включает в себя процессы свертывания и отмирания старого) и позитивную, труктивную (появляются новообразования).

Особенности протекания кризиса развития:

— неотчетливость границ;

— трудновоспитуемость детей, вследствие того, что педагогической системы не поспевает за быстрыми изменениями личности.

Характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Если родители и другие взрослые своевременно учитывают происходящие в ребенке из­менения и в соответствии с ними выстраивают свое отношение к ребенку, то протекание кризиса в значительной мере смягчается. Как отмечал А. Н. Леонтьев, «в действительности кризисы от­нюдь не являются неизбежными спутниками психического раз­вития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии» (Леонтьев А. Н.,1981).

Наличие кризисных периодов в развитии ребенка предпола­гает существование стабильных периодов.

Психологическое новообразование

 

Именно в процессе развития, а не роста, возникают качест­венно новые психологические образования, которые и составля­ют сущность каждого возрастного этапа.

I.. ■■...


 


Психологическое новообразование — это:

— психические и социальные изменения, возникающие на
данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его
отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

— обобщенный результат этих изменений, всего психическо­
го развития ребенка в соответствующий период, который стано­
вится исходным для формирования психических процессов
и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое выступа ет основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений: от психических процессов (напри мер, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до от­дельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом

возрасте).

Значимость понятия «психологическое новообразование» со­стоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Основные новообразования становятся уело виями и способами развития в следующем возрастном периоде Например, ходьба (новообразование младенчества) выступает как необходимое условие для предметно-манипулятивной дея тельности в раннем детстве.

В чем состоят

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...