На психическое развитие ребенка?
В младенческом возрасте общение является ведущим типом деятельности. Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказывается отрицательно на психическом развитии ребенка. Так, после Второй мировой войны в психологию
вошло понятие «госпитализм», с помощью которого описывлин психическое развитие детей, потерявших родителей и оказан шихся в больницах или детских домах. Большинство исследователей (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмеч.1 ли, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывап значительные нарушения в психическом развитии ребенка, и:> i ■ > накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Р. Спит описывал многочисленные симптомы нарушения поведения до тей (депривацию) и задержку психического и физического разни тия детей, воспитывавшихся в детских учреждениях. Несмотря \и\ то что уход, питание, гигиенические условия в этих учреждения.ч были хорошими, процент смертности был очень большим. Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма стра дает предречевое и речевое развитие; разлука с матерью сказыва ется на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка. А. Джерсилд, описывая эмоциональное раз витие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружаю щих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Анна Фрейд, прослеживая развитие де тей, которые осиротели во время войны и воспитывались вдет ских домах, обнаружила, что в подростковом возрасте они небыли способны к избирательному отношению к взрослым и сверстникам. Многие подростки пытались установить такие тес ные детско-материнские отношения с кем-нибудь из взрослых, которые не соответствовали их возрасту. Без этого переход к взрослости становился невозможным.
Наблюдая развитие детей в современных закрытых детских учреждениях, венгерский педиатр Э. Пиклер обнаружила новые симптомы госпитализма. Она писала, что дети в этих учреждениях, на первый взгляд, производят хорошее впечатление. Они послушны, обычно заняты игрой, на улице идут парами, не разбегаются, не задерживаются, их можно легко раздеть или одеть. Они не трогают того, чего нельзя трогать, они не мешают своими требованиями организующей работе взрослого. Хотя такая картина и дает чувство удовлетворения, такое поведение, считает Э. Пиклер, представляется крайне опасным: у этих детей полностью отсутствуют волевое поведение, инициатива, они лишь охотно репродуцируют и выполняют задания по инструкции. Этих детей характеризует не только отсутствие волевых проявлений, но и безличное отношение ко взрослому. М. И. Лисина проанализировала исследования о влиянии разлуки с матерью на психическое развитие ребенка. Она показала, что представители психоаналитического направления ложно интерпретируют контакты ребенка с матерью как проявление его 1ИТИВНЫХ сексуальных влечений, не исследуя действитель-фироды и подлинного содержания этих контактов и не изу-■№ механизмов их влияния на психическое развитие. Предста-1И же бихевиористского направления остаются, по мнению t И. Лисиной, на уровне внешнего описания фактов, механис-i ически трактуя процессы развития как поведенческие реакции, In шикающие под воздействием окружающих людей. В обоих направлениях проявляется натуралистический подход к проблеме |М ШИТИЯ. Характерной отличительной чертой натуралистического под-Цода к развитию ребенка служит ответ на вопрос, где находится И< i очник развития. Все представители биологизаторского напр. тления в психологии ищут источник развития внутри индиви-1.1 Поэтому необходимо признать, что теоретический анализ |»ч1ьшого числа неоспоримых фактов о серьезном негативном мниянии разлуки с матерью на развитие ребенка основывается на ниологизаторских позициях.
Л. С. Выготский и его последователи считают, что источник развития лежит не внутри, а вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается каждому ребенку взрослым человеком в процессе общения и специально организованной совместной деятельности. Поэтому путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей, по слонам Л. С. Выготского, всегда пролегает через отношение к другому человеку. Вот почему начало психической жизни состоит и формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении. В ходе длительных наблюдений и экспериментов доказано, что эта потребность возникает не на основе удов-| летворения органических нужд ребенка, а специально формируется в общении ребенка и взрослого, инициатором которого в первые дни жизни младенца является взрослый. М. И. Лисина говорила об упреждающем влиянии взрослого. Л. С. Выготский; считал, что общение со взрослым — основной путь проявления собственной активности ребенка. Отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Дело не в биологической привязанности ребенка к матери, не в удовлетворении сексуальных влечений, не в механическом предъявлении стимулов и в отборе реакций, а в организации общения, в формировании специфически человеческих потребностей, в управлении ориентировочной деятельностью ребенка. Можно даже сказать, что все дело не в матери как в биологическом факторе, а во взрослом как конкретном носителе для ребенка всей человеческой культуры и способов ее освоения.
содержательно проинтерпретировать ведущие деятельности, щ дичающие первый период от второго. Д. И. Фельдштейн преди.1 гает считать ведущей во втором периоде отрочества обществен неполезную деятельность, которая следует за предложен in hi Элькониным деятельностью общения с товарищами.
Отсутствие определенных временных границ в данной кл;к сификации говорит о том, что автор сделал главный акцент не 111 метрической, а на топологической характеристике возрастною развития, тем более что, по мнению Эльконина, возрастные rp;i ницы относительны и связаны с исторической эпохой (что мы видим в данный момент, когда представления о возрастных во i можностях детей пересматриваются).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|