Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На психическое развитие ребенка?




В младенческом возрасте общение является ведущим типом деятельности. Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказывается отрицательно на психическом разви­тии ребенка. Так, после Второй мировой войны в психологию

 

 


 


       
 
 
   


вошло понятие «госпитализм», с помощью которого описывлин психическое развитие детей, потерявших родителей и оказан шихся в больницах или детских домах.

Большинство исследователей (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмеч.1 ли, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывап значительные нарушения в психическом развитии ребенка, и:> i ■ > накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Р. Спит описывал многочисленные симптомы нарушения поведения до тей (депривацию) и задержку психического и физического разни тия детей, воспитывавшихся в детских учреждениях. Несмотря \и\ то что уход, питание, гигиенические условия в этих учреждения.ч были хорошими, процент смертности был очень большим. Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма стра дает предречевое и речевое развитие; разлука с матерью сказыва ется на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка. А. Джерсилд, описывая эмоциональное раз витие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружаю щих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Анна Фрейд, прослеживая развитие де тей, которые осиротели во время войны и воспитывались вдет ских домах, обнаружила, что в подростковом возрасте они не­были способны к избирательному отношению к взрослым и сверстникам. Многие подростки пытались установить такие тес ные детско-материнские отношения с кем-нибудь из взрослых, которые не соответствовали их возрасту. Без этого переход к взрослости становился невозможным.

Наблюдая развитие детей в современных закрытых детских учреждениях, венгерский педиатр Э. Пиклер обнаружила новые симптомы госпитализма. Она писала, что дети в этих учреждени­ях, на первый взгляд, производят хорошее впечатление. Они по­слушны, обычно заняты игрой, на улице идут парами, не разбе­гаются, не задерживаются, их можно легко раздеть или одеть. Они не трогают того, чего нельзя трогать, они не мешают своими требованиями организующей работе взрослого. Хотя такая кар­тина и дает чувство удовлетворения, такое поведение, считает Э. Пиклер, представляется крайне опасным: у этих детей полно­стью отсутствуют волевое поведение, инициатива, они лишь охотно репродуцируют и выполняют задания по инструкции. Этих детей характеризует не только отсутствие волевых проявле­ний, но и безличное отношение ко взрослому.

М. И. Лисина проанализировала исследования о влиянии раз­луки с матерью на психическое развитие ребенка. Она показала, что представители психоаналитического направления ложно ин­терпретируют контакты ребенка с матерью как проявление его


1ИТИВНЫХ сексуальных влечений, не исследуя действитель-фироды и подлинного содержания этих контактов и не изу-■№ механизмов их влияния на психическое развитие. Предста-1И же бихевиористского направления остаются, по мнению t И. Лисиной, на уровне внешнего описания фактов, механис-i ически трактуя процессы развития как поведенческие реакции, In шикающие под воздействием окружающих людей. В обоих на­правлениях проявляется натуралистический подход к проблеме

|М ШИТИЯ.

Характерной отличительной чертой натуралистического под-Цода к развитию ребенка служит ответ на вопрос, где находится И< i очник развития. Все представители биологизаторского на­пр. тления в психологии ищут источник развития внутри индиви-1.1 Поэтому необходимо признать, что теоретический анализ |»ч1ьшого числа неоспоримых фактов о серьезном негативном мниянии разлуки с матерью на развитие ребенка основывается на ниологизаторских позициях.

Л. С. Выготский и его последователи считают, что источник развития лежит не внутри, а вне ребенка, в продуктах материаль­ной и духовной культуры, которая раскрывается каждому ребен­ку взрослым человеком в процессе общения и специально орга­низованной совместной деятельности. Поэтому путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей, по сло­нам Л. С. Выготского, всегда пролегает через отношение к друго­му человеку. Вот почему начало психической жизни состоит и формировании у ребенка специфически человеческой потреб­ности в общении. В ходе длительных наблюдений и эксперимен­тов доказано, что эта потребность возникает не на основе удов-| летворения органических нужд ребенка, а специально формиру­ется в общении ребенка и взрослого, инициатором которого в первые дни жизни младенца является взрослый. М. И. Лисина говорила об упреждающем влиянии взрослого. Л. С. Выготский; считал, что общение со взрослым — основной путь проявления собственной активности ребенка. Отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Дело не в биологической привязанности ребенка к матери, не в удовлетворении сексуальных влечений, не в механическом предъявлении стимулов и в отборе реакций, а в организации об­щения, в формировании специфически человеческих потребно­стей, в управлении ориентировочной деятельностью ребенка. Можно даже сказать, что все дело не в матери как в биологиче­ском факторе, а во взрослом как конкретном носителе для ребен­ка всей человеческой культуры и способов ее освоения.


       
   
 
 


содержательно проинтерпретировать ведущие деятельности, щ дичающие первый период от второго. Д. И. Фельдштейн преди.1 гает считать ведущей во втором периоде отрочества обществен неполезную деятельность, которая следует за предложен in hi Элькониным деятельностью общения с товарищами.

Отсутствие определенных временных границ в данной кл;к сификации говорит о том, что автор сделал главный акцент не 111 метрической, а на топологической характеристике возрастною развития, тем более что, по мнению Эльконина, возрастные rp;i ницы относительны и связаны с исторической эпохой (что мы видим в данный момент, когда представления о возрастных во i можностях детей пересматриваются).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...