Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для психического развития ребенка




Имеют игрушки?

Игрушка выступает как средство психического развития ре­бенка.

Игрушка возникает в истории человечества как средство под­готовки ребенка к жизни в современной ему системе обществен­ных отношений. Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психи­ческого развития ребенка.

В младенчестве ребенок получает погремушки, которые опре­деляют содержание его поведенческой активности, его манипу­лирования. Он внимательно разглядывает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые aemodu-дактичесше игрушки (матрешки, пирамидки и-др.), в которых за­ложены возможности развития ручных и зрительных соотнося­щих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и разли­чать формы, размеры, цвета.

В этом же возрасте он получает множество игрушекзамес­тителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), ма­шин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функцио­нальное назначение предметов, овладевает орудийными дей­ствиями.


Многие игрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли на определенном этапе разви­тия человечества. Уменьшенные лук и стрелы, бумеранги, ножи и т. д. имели у древних народов особое назначение. Они обучали ребенка, готовящегося к будущей жизни, конкретным орудий­ным действиям. В наше время эти предметы превращены в иг­рушки, которые, с одной стороны, как бы сохраняют функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу, стрела летит и попа­дает в цель; бумеранг возвращается; нож режет и т. д.), но, с дру­гой стороны, уже не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет достаточной упругости, чтобы придать стреле боль­шую скорость и силу удара; игрушечная стрела имеет тупой ко­нец, чтобы избежать несчастных случаев; бумеранг также пре­вращен в забаву — игрушку, вырабатывающую ловкость; игру­шечный нож не имеет острого лезвия, не может резать предметы с плотной фактурой). Игрушки — копии реальных орудий — имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств, например меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки, происшедшие из ритуальных пред­метов (например, мяч и др.).

Игрушки — копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Он познает их функцио­нальное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и др.) и так называемый природный мате­риал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и др.). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных пред­метов.

Большинство из перечисленных предметов может быть ис­пользовано по-разному в зависимости от сюжета игры и ситуа­тивных задач; в игре эти предметы выступают как полифункцио­нальные. Выступая в качестве заместителей многих предметов, они помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте овладеть дей­ствиями замещения. Если ребенок, получая в руки предмет с за­крепленной за ним функцией, действует с ним в соответствии с этой функцией и затрудняется использовать этот предмет по другому назначению, то, получая полифункциональный пред­мет, он легко использует его в качестве множества других пред­метов, которые он замещает.


Игрушкасредство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки — изображения мишки, зайца, обезьяны, со­баки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подра­жательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу или игру­шечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, со­переживать игрушке. Играя с куклой или игрушечной зве­рюшкой, ребенок учится рефлексии, эмоциональному отож­дествлению. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нрав­ственных проявлениях.

Куклы — копии человека, имеют особое значение, так как вы­ступают в роли партнера в общении во всех его проявлениях. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. Лю­бимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифици­роваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Какие уровни развития сюжетно-ролевой игры выделяет Д. Б. Эльконин?

На основе глубокого изучения игры детей 3—7 лет Д. Б. Эль­конин выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...