Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В эмоционально-волевой сфере дошкольника?




При всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального от­ношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеала­ми и нормам общества.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерны в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аф­фективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоцио­нальной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегета­тивные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигал­ся, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т. д.). Эти ре­акции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок на­чинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он


делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еше пред­стоит сделать.

Все, во что включается дошкольник, — игра, рисование, леп­ка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в до­машних делах и т. д. — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушит­ся. Ребенок в силу своего возраста просто не способен делать то, что ему неинтересно.

А. В. Запорожец вместе с Я. 3. Неверович показали, что на протяжении развития ребенка меняется место эмоций в общей структуре поведения, появляются новые формы сопереживания, сочувствия другому лицу, столь необходимые для совместной дея­тельности и общения.

На ранней стадии развития эмоциональная коррекция пове­дения еще несовершенна и имеет запаздывающий характер. Она включается лишь тогда, когда поведение значительно отклоняет­ся от «требуемого курса», а его отрицательные последствия уже получают негативную социальную оценку.

I В дальнейшем, по мере того как побудительная сила социаль­ных мотивов возрастает, совершается переход от запаздывающей к более совершенной — опережающей — эмоциональной кор­рекции действий.

Предвосхищение выполняет важную регулирующую роль в бо­лее сложных формах игровой и продуктивной деятельности. Для их выполнения необходимо не только предварительно предста­вить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувство­вать тот смысл, какой они будут иметь для самого ребенка и окру­жающих его людей.

В ходе онтогенеза изменяется и структура эмоциональных про­цессов — в их состав постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы (воображение, об­разное мышление, сложные формы восприятия). Эмоции стано­вятся «умными», интеллектуализируются, а познавательные процес­сы приобретают аффективный характер, обогащаются чувством.

Эмоциональное развитие не происходит стихийно, а осуществ­ляется на основе целенаправленного воспитания. А. В. Запоро­жец подчеркивал огромную роль в воспитании чувств авторитет­ного для ребенка взрослого. Его взаимоотношения с окружающи­ми, его поведение, аффективные реакции на происходящее задают ребенку эталон не только способов действия, но и эмоцио­нального отношения к людям, «служат образцом для аффектив­ного подражания».

Очень важен и стиль руководства взрослого. Он должен спо­собствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным


 


 


 


участником совместной деятельности, имел возможность про­явить инициативу и самостоятельность в достижении цели. Из­лишняя регламентация поведения дошкольника, когда ему отво­дится роль механического исполнителя отдельных поручений взрослого, расхолаживает ребенка, снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к результатам общего дела

В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное раз­витие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональ­ными эталонами — нравственными нормами, у ребенка склады­вается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпа-тия (сопереживание).

И, что особенно важно, там, где процессы ориентации в окру­жающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, общественно выработан­ными эталонами и нормами, мы имеем дело с личностью. Именно такое общественное по своему содержанию отношение к окру­жающей действительности формируется в дошкольном возрасте, значит, именно там и тогда начинается личность.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механиз­мом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Раньше, если несколько желаний возникали одновременно, ребенок оказывался в почти не разре­шимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно лег­ко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выпол­няют роль «ограничителей».

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от де­тей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкреп­ляет такие личностные черты, как необязательность и беспеч­ность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм


морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появля­ются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои соб­ственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными норма­ми, которые он усваивает.

Развитие воли

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...