Технология. Педагогической диагностики. Постановка целей диагностики
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Педагогическая диагностика является одним из компонентов личностно ориентированного педагогического процесса. Профессиональная деятельность педагога сродни деятельности врача. Насколько точно будет поставлен индивидуальный диагноз (от греч. diagnosis – определение, распознавание), настолько эффективным будет педагогическое взаимодействие. В педагогике диагностика определяется как педагогическая деятельность, направленная на изучение воспитанника, педагогической деятельность, педагогического процесса. Основываясь на том, что назначением педагогического процесса, педагогической деятельности является всестороннее развитие участников педагогического процесса, а развитие есть изменение состояния чего-либо, можно дать следующее определение этого понятия. Педагогическая диагностика – процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия. Диагностика выполняет в педагогическом процессе следующие функции: 1) констатирующую (информационную): - получение информации об участниках педагогического процесса, - выявление уровня развития ребенка, его индивидуальности, - выявление уровня развития личностных качеств педагога, профессионализм его педагогической деятельности, - выявление состояния педагогического взаимодействия, - составление характеристики воспитанника, педагогического процесса; 2) прогностическую: - способствование выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса, - прогнозирование организации педагогического взаимодействия;
3) ценностно-ориентационную (оценочную): - представление о результативности педагогического взаимодействия, - определение эффективности использования в педагогическом процессе различных средств; 4) самоизучения, саморазвития: - познание себя, своих возможностей, создание условий саморазвития через различные методы диагностики; 5) развивающую (воспитательную): - создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности; 6) конструктивную: - повышение эффективности педагогического процесса, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности. Сущность педагогического диагностирования состоит в том, чтобы: · обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического взаимодействия, педагогического процесса; · увидеть нормы или отклонения в изменении их состояния (ориентируясь на эталон); · определить степень (уровень) развития; · проанализировать полученные факты; · установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения; · выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников педагогического процесса. Педагогическая диагностика представляется нам как сложное системное явление, в котором можно выделить ряд направлений: 1) диагностика развития ребенка (воспитанника, ученика); 2) диагностика педагогической деятельности, личностных качеств педагога; 3) диагностика педагогического взаимодействия. Процедура педагогической диагностики предполагает следующую логику операций (действий): 1. постановка целей диагностики; 2. определение критериев, показателей развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности; 3. отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы);
4. осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы); 5. анализ результатов диагностики; 6. выделение уровней развития учащихся; 7. учет, фиксирование результатов диагностики. Дадим пояснения о реализации каждой из названных операций на примере диагностики развития воспитанника (ученика).
Постановка целей диагностики
При осуществлении диагностики развития воспитанника педагог ставит общие и частные цели. Общие цели касаются выявления общего уровня развития, воспитанности, культуры ребенка. Частные цели связаны с выявлением уровня развития отдельного (частного) качества, свойства личности, индивидуальности, например познавательных интересов, ценностных ориентаций, эстетического вкуса, экологической культуры и т. д. При осуществлении процедуры диагностики развития воспитанника общие и частные цели тесно взаимодействуют между собой. Решая частные цели, педагог получает представление об общем развитии воспитанника, так как уровень развития отдельного качества, свойства личности является критерием и показателем ее общего развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|