Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение критериев, показателей развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности




Определение критериев, показателей развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности

 

От точности, конструктивности определения критериев и показателей развития личности во многом зависит результативность осуществления педагогической диагностики. Критерии и показатели определяют содержание многих методов, методик диагностики, диагностической программы.

Критерий – отличительный признак, мерило оценки чего-либо.

Показатели – отдельные качественные и количественные характеристики критерия. Например, знания – критерий, а показатели – поверхностные, либо фрагментарные, либо глубокие, систематические знания.

Критериями общего развития личности являются:

- опыт поведения и деятельности (богатство жизненных впечатлений; разнообразие практических умений и навыков; умение использовать знания на практике; опыт преодоления трудностей и т. д. );

- отношение к себе (сформированность «Я-концепции»; позитивная или негативная «Я-концепция»; сформированность самооценки и т. д. );

- отношение к другим (внимательное, гуманное, эмпатия, уважение чувств других людей, завышенная или заниженная требовательность, безразличие и т. д. );

- сформированность мировоззрения, собственных взглядов, убеждений;

- спектр, полнота интересов, потребностей;

- отношение к природе;

- мотивы деятельности и поведения (внешние и внутренние);

- самостоятельность;

- творчество в деятельности;

- активность и др.

При диагностике развития того или иного отдельного качества, свойства личности, индивидуальности педагог определяет его критерии и показатели. Например, критериями развития познавательных интересов можно считать круг чтения ученика, потребность и умение задавать вопросы, эмоциональность в познавательной деятельности, эрудицию, сообразительность, время, отводимое на чтение, успеваемость по предмету, участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах и т. д.

Среди критериев развития эстетической культуры воспитанника выделим: полноту и разносторонность эстетических знаний; эстетические интересы и потребности; потребность в общении с искусством; проявление эстетических чувств при общении с прекрасным; глубина восприятия произведения искусства; способность и потребность эстетически преобразовать окружающую действительность и т. д.

 

Отбор методов, система методов диагностики (составление диагностической программы)

 

На следующем этапе процедуры диагностики педагог отбирает методы, т. е. способы изучения воспитанника.

Наиболее популярными при осуществлении диагностики являются следующие методы:

1) наблюдение;

2) анкетирование;

3) тестирование;

4) беседа с воспитанником (уточняющее собеседование, интервьюирование);

5) беседа с педагогами;

6) беседа с родителями;

7) анализ результатов деятельности;

8) сочинения;

9) обобщение независимых характеристик воспитанников;

10) социометрические методы;

11) ранжирование;

12) недописанный тезис.

Из названных и других методов педагогу необходимо составить систему методов (диагностическую программу) для получения более объективной информации о воспитаннике. Например, сначала используется недописанный тезис; по его результатам (перечень характеристик, качеств, свойств и т. д. ) производится ранжирование; опираясь на информацию, полученную после реализации этих методов, составляются вопросы анкеты; а по окончании анкетирования проводятся уточняющие беседы с отдельными воспитанниками; опрос учителей.

Обязательными компонентами диагностической программы являются цель осуществляемой педагогической диагностики и система методов диагностики, реализующая ее.

 

Осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы)

Осуществление методов (методик) диагностики требует специальной организации, определенных затрат времени. Среди требований в осуществлении методов диагностики можно назвать следующие:

1) диагностика не должна являться самоцелью;

2) диагностика должна осуществляться планомерно и систематически;

3) диагностика должна охватывать всех учащихся;

4) изучение диагностики необходимо осуществлять в естественных условиях жизни и деятельности воспитанника (ученика);

5) при диагностике следует учитывать половозрастные особенности детей;

6) при диагностировании следует соблюдать педагогический оптимизм;

7) педагогу рекомендуется постоянно обогащать арсенал методов, методик диагностики;

8) желательно использовать всю систему методов диагностики.

 

Анализ результатов диагностики

По каждой методике диагностики существует своя технология (процедура) обработки результатов. При анализе результатов необходимо:

- их сравнение с критериями, показателями изучаемого свойства, качества личности, явления;

- выделение качественных характеристик, сущностных, особенных и общих признаков;

- нахождение причинно-следственных связей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...