Определение критериев, показателей развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности
Определение критериев, показателей развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности
От точности, конструктивности определения критериев и показателей развития личности во многом зависит результативность осуществления педагогической диагностики. Критерии и показатели определяют содержание многих методов, методик диагностики, диагностической программы. Критерий – отличительный признак, мерило оценки чего-либо. Показатели – отдельные качественные и количественные характеристики критерия. Например, знания – критерий, а показатели – поверхностные, либо фрагментарные, либо глубокие, систематические знания. Критериями общего развития личности являются: - опыт поведения и деятельности (богатство жизненных впечатлений; разнообразие практических умений и навыков; умение использовать знания на практике; опыт преодоления трудностей и т. д. ); - отношение к себе (сформированность «Я-концепции»; позитивная или негативная «Я-концепция»; сформированность самооценки и т. д. ); - отношение к другим (внимательное, гуманное, эмпатия, уважение чувств других людей, завышенная или заниженная требовательность, безразличие и т. д. ); - сформированность мировоззрения, собственных взглядов, убеждений; - спектр, полнота интересов, потребностей; - отношение к природе; - мотивы деятельности и поведения (внешние и внутренние); - самостоятельность; - творчество в деятельности; - активность и др. При диагностике развития того или иного отдельного качества, свойства личности, индивидуальности педагог определяет его критерии и показатели. Например, критериями развития познавательных интересов можно считать круг чтения ученика, потребность и умение задавать вопросы, эмоциональность в познавательной деятельности, эрудицию, сообразительность, время, отводимое на чтение, успеваемость по предмету, участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах и т. д.
Среди критериев развития эстетической культуры воспитанника выделим: полноту и разносторонность эстетических знаний; эстетические интересы и потребности; потребность в общении с искусством; проявление эстетических чувств при общении с прекрасным; глубина восприятия произведения искусства; способность и потребность эстетически преобразовать окружающую действительность и т. д.
Отбор методов, система методов диагностики (составление диагностической программы)
На следующем этапе процедуры диагностики педагог отбирает методы, т. е. способы изучения воспитанника. Наиболее популярными при осуществлении диагностики являются следующие методы: 1) наблюдение; 2) анкетирование; 3) тестирование; 4) беседа с воспитанником (уточняющее собеседование, интервьюирование); 5) беседа с педагогами; 6) беседа с родителями; 7) анализ результатов деятельности; 8) сочинения; 9) обобщение независимых характеристик воспитанников; 10) социометрические методы; 11) ранжирование; 12) недописанный тезис. Из названных и других методов педагогу необходимо составить систему методов (диагностическую программу) для получения более объективной информации о воспитаннике. Например, сначала используется недописанный тезис; по его результатам (перечень характеристик, качеств, свойств и т. д. ) производится ранжирование; опираясь на информацию, полученную после реализации этих методов, составляются вопросы анкеты; а по окончании анкетирования проводятся уточняющие беседы с отдельными воспитанниками; опрос учителей. Обязательными компонентами диагностической программы являются цель осуществляемой педагогической диагностики и система методов диагностики, реализующая ее.
Осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы) Осуществление методов (методик) диагностики требует специальной организации, определенных затрат времени. Среди требований в осуществлении методов диагностики можно назвать следующие: 1) диагностика не должна являться самоцелью; 2) диагностика должна осуществляться планомерно и систематически; 3) диагностика должна охватывать всех учащихся; 4) изучение диагностики необходимо осуществлять в естественных условиях жизни и деятельности воспитанника (ученика); 5) при диагностике следует учитывать половозрастные особенности детей; 6) при диагностировании следует соблюдать педагогический оптимизм; 7) педагогу рекомендуется постоянно обогащать арсенал методов, методик диагностики; 8) желательно использовать всю систему методов диагностики.
Анализ результатов диагностики По каждой методике диагностики существует своя технология (процедура) обработки результатов. При анализе результатов необходимо: - их сравнение с критериями, показателями изучаемого свойства, качества личности, явления; - выделение качественных характеристик, сущностных, особенных и общих признаков; - нахождение причинно-следственных связей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|