Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дивидендная политика и агентские затраты




Одним из наиболее спорных вопросов политики выплаты дивидендов явля­ется вопрос о том, почему фирмы платят дивиденды и затем выпускают новые ценные бумаги. Так как затраты на выпуск могут быть значительны, казалось бы, что в целях минимизации общих расходов корпорации следует выплачивать дивиденды лишь тогда, когда инвестиционные возможности настолько малы, что вся сумма чистой прибыли не может быть продуктивно реинвестирована в фирму.26

Один из потенциальных ответов на эту дилемму — сигнальная функция, присущая дивидендам. Однако трудно представить, что прирост стоимости за счет подачи сигнала превышает затраты, связанные с выпуском ценных бумаг, которые неизбежно возникают при выплате прибыли в форме дивидендов. Вто­рое потенциальное объяснение связывает политику дивидендов и агентские за­траты.27 В главе 1 мы указывали на то, что между менеджерами и акционерами существует агентский конфликт — акционеры, будучи собственниками фирмы, хотят, чтобы менеджеры действовали в их интересах, однако у менеджеров могут возникать более веские мотивы в пользу того, чтобы преследовать собствен­ные интересы.

Вследствие этого агентского конфликта акционеры готовы понести агент­ские затраты с тем, чтобы проконтролировать действия менеджеров. Однако в крупных корпорациях открытого типа акционерам трудно предпринять какие-либо коллективные действия в этом направлении и, скорее всего, такой кон­троль будет чересчур слабым. В подобной ситуации самый эффективный спо­соб контроля заключается в создании некой организации-«попечителя», кото­рая контролировала бы действия менеджеров от имени держателей облигаций и акционеров. Конечно, по идее таким органом должен быть совет директоров, однако многим кажется, что члены совета в случае возникновения конфликта скорее примут сторону менеджеров, чем акционеров.

Проблема наблюдения за действиями менеджеров существенно облегчается, если фирме приходится привлекать капитал в значительных объемах. Когда фирма выпускает акции или облигации, ее оперативные и финансовые решения тщательно изучаются целой группой различных специалистов — представите­лями инвестиционных банков, которые проводят подписку, аналитиками рейтинговых агентств и брокерских контор и, в конечном счете, инвесторами, кото­рые будут приобретать новые ценные бумаги. Таким образом, существующие инвесторы фирмы могут влиять на действия менеджеров только голосованием или продажей своих ценных бумаг, новые же инвесторы не испытывают коллективного бессилия существующих инвесторов. Они могут проанализировать поведение менеджеров и отказаться от покупки ценных бумаг, если их действия им невыгодны. В конечном счете, новые инвесторы более эффективно, чем ста­рые, контролируют поведение менеджеров, поскольку у последних есть стимулы уменьшить агентские проблемы с тем, чтобы продать ценные бумаги по макси­мально возможным ценам.

Роль дивидендной политики в мониторинге рынка капитала несомненна. При любой конкретной инвестиционной политике чем выше доля дивидендов в прибыли, тем чаще фирма должна выпускать новые ценные бумаги. Непрерыв­ная выплата дивидендов, таким образом, заставляет фирмы подвергаться ча­стым проверкам на рынке капитала, и этот оценочный процесс смягчает агент­ские проблемы для существующих держателей ценных бумаг. Если затраты, сопряженные с выплатой дивидендов, включая затраты, связанные с выпуском дополнительных ценных бумаг, меньше, чем затраты на мониторинг, выплата значительной части прибыли в виде дивидендов является оправданной.

 

Вопросы для самопроверки

Кратко охарактеризуйте гипотезу информационного, или сигнального, содержания.

Что такое эффект клиентуры?

Как могут гипотезы сигнального содержания и клиентуры повлиять на выбор стра­тегии дивидендов?

Как можно использовать агентские затраты для поддержания политики крупных выплат по дивидендам?

 

Стабильность дивидендов

 

Как мы отмечали в начале главы, решение относительно стабильности ди­видендов фирмы должно быть важным вопросом. Прибыль фирмы, денежные потоки и ее инвестиционные возможности варьируют во времени. Само по себе это позволяет предположить, что корпорации должны периодически изменять величину своих дивидендов, увеличивая их, когда потоки денежных средств ве­шки, а потребность в финансировании невысока, и уменьшая, когда доходы невелики по отношению к инвестиционным возможностям. Однако многие акци­онеры полагаются на дивиденды, планируя свои расходы, и они будут серьезно встревожены, если поступления дивидендов окажутся нестабильными. Кроме того, снижение дивидендов с целью инвестирования может оказать негативный информационный эффект и привести к снижению цены акций. Таким образом, максимизация цены акций требует, чтобы фирма согласовала свои внутренние потребности в средствах с потребностями и желаниями своих собственников, т.е. акционеров.

Как добиться такого согласования? Насколько стабильными и надежными должны быть дивиденды? Невозможно дать определенный ответ на эти вопросы, однако следующие положения представляются разумными.

1. Практически каждая акционерная компания открытого типа составляет финансовые прогнозы на 5-10 лет, в состав которых входит оценка прибыли ч дивидендов. Они не публикуются и используются для внутреннего плани­рования. Однако подобные прогнозы составляют аналитики — специалисты по ценным бумагам, и эти прогнозы доступны инвесторам; в частности, можно упомянуть о бюллетене «Value Line Report». Кроме того, все известные нам «нормальные» компании в своих внутренних 5-10-летних прогнозах предусматриваю тенденцию повышения прибыли и дивидендов, и точно такая же тенденция обычно предусматривается в долгосрочных прогнозах, составляемых аналитиками рынка ценных бумаг. Конечно, и менеджеры и инвесторы понимают, что

экономические условия могут привести к отклонению фактических результатов от прогнозируемых.

2. Много лет назад, когда инфляция не была устойчивой, термин «стабильная дивидендная политика» означал повторяемость выплаты одной и той же суммы дивидендов из года в год. AT&T была первоклассным образцом компании со стабильной дивидендной политикой — она ежегодно на протяжении 25 лет выплачивала по 9 дол. на акцию (2.25 дол. в квартал). Сегодня боль­шинство компаний и акционеров рассчитывают на рост прибыли во времени как результат ранее сделанных реинвестиций и инфляции. Кроме того, ожидаемый рост дивидендов обычно более или менее пропорционален изменению прибыли. Таким образом, сегодня «стабильная дивидендная политика» обычно означает увеличение дивидендов в разумно допустимом и стабильном темпе. Например, в недавнем годовом отчете фирмы «Rubbermaid» сделано следующее заявление:

«Дивиденды на акцию возросли … в соответствии с тенденцией последних 34 лет … Наша цель – увеличение выручки от реализации, доходов и прибыли на каждую акцию на 15% в год, чтобы достигнуть доходности начального акционерного капитала, равной 21%. Еще одна цель компании – выплачивать в качестве дивидендов примерно 30% прибыли текущего года, что позволит нам сохранить достаточный капитал для будущего роста».

«Rubbermaid» использовала в этом заявлении слово «примерно», поскольку

даже если величина прибыли чуть отклонится от планируемого значения, компания тем не менее увеличит дивиденды в соответствии с запланированным приростом, в результате чего доля дивидендов в прибыли отклонится от планируемого уровня. Заметим также: хотя величина прироста дивидендов не определена непосредственно, аналитики могут рассчитать ее и увидеть, что она равна 15%, как и прирост выручки и прибыли:

Компании с нестабильными прибылями и денежными потоками едва ли стали бы брать на себя такие обязательства. Тем не менее, большинство фирм желают продемонстрировать такую же стабильность, какую продемонстрировала «Rubbermaid», и стараются в максимально возможной степени приблизиться к этому уровню.

Стабильность дивидендов имеет две составляющие 1) надежность темпов роста и 2) надежность текущих дивидендов, т. е, можно ли рассчитывать на получение в будущем по меньшей мере таких же дивидендов, как сейчас. С точки зрения инвесторов, наиболее стабильной считается дивидендная поли­тика фирмы с предсказуемыми темпами роста дивидендов, общая доходность та­кой фирмы (как сумма дивидендной и капитализированной доходности) должна быть относительно стабильной в долгосрочной перспективе, к ее акции будут; на­дежной защитой от инфляции. Вторая по стабильности — политика фирму, чьи инвесторы могут быть уверены в разумных пределах, что текущие дивиденд не будут снижены в будущем; темпы роста такой фирмы могут быть нестабильными, но ее руководство, вероятно, сможет и захочет избежать снижения дивидендов. Наименее стабильной считается дивидендная политика фирмы, у которой прибыль и денежные поступления так изменчивы, что инвесторы не могут рассчитывать на то, что компания будет поддерживать текущие дивиденды в течение обычного производственного цикла.

3. Большинство наблюдателей уверены, что стабильность дивидендов весьма желательна, хотя эмпирическим путем доказать справедливость этой уверенно­сти невозможно из-за статистических проблем. Если эта позиция верна, тогда инвесторы предпочтут акции, по которым уплачиваются более предсказуемые дивиденды, акциям компаний, имеющих ту же ожидаемую приведенную стоимость дивидендов, но выплачивающих их более беспорядочно. Это означает, что цена акционерного капитала минимизируется, а цена акций максимизируется в том случае, если фирма стабилизирует свои дивиденды настолько, насколько это возможно с учетом величины денежных поступлений и потребности в капитале.

 

Вопросы для самопроверки

Что означает термин «стабильная дивидендная политика»?

Изменилась ли со временем его суть?

Каковы две составляющие стабильности дивидендов?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...