Гипотеза информационного, или сигнального, содержания
Когда, Модильяни и Миллер выдвинули свою теорию иррелевантности дивидендов, они предложили среди прочих условий, что как инвесторы, так и менеджеры имеют одинаковые ожидания относительно прибыли фирмы и размера дивидендов. В реальной жизни тем не менее инвесторы имеют противоречивые мнения как об уровне будущих дивидендных поступлений, так и о степени присущей им неопределенности, а менеджеры зачастую лучше информированы о будущих перспективах, чем посторонние держатели акций. Это одна из разновидностей информационной асимметрии — ситуация, которую мы рассматривали в главе 12 в связи с объявлениями о новых выпусках акций. Было замечено, что увеличение дивидендов часто сопровождается ростом цены акций, тогда как сокращение дивидендов в основном ведет к снижению цены. Это может свидетельствовать о том, что акционеры в целом предпочитают дивиденды доходу от прироста капитала. Однако Модильяни и Миллер рассуждали иначе. Они отметили хорошо известный факт, что корпорации неохотно урезают дивиденды, а следовательно, и не увеличивают их, если не предполагается стабильная или более высокая прибыль в будущем. Таким образом, пи мнению Модильяни и Миллера, увеличение дивидендов сверх нормального уровня - это «сигнал» инвесторам о том, что руководство фирмы прогнозирует хорошую прибыль в будущем.24 Наоборот, снижение дивидендов или их незначительное по сравнению с обычным увеличение — сигнал о том, что менеджеры прогнозируют скудную прибыль в будущем. Иными словами, реакция инвесторов на изменение политики выплаты дивидендов не обязательно свидетельствует о том, что они предпочитают дивиденды реинвестированию прибыли. Скорее факт изменения цены вслед за изменением дивидендов просто указывает на то, что объявление о выплате дивидендов имеет важное информационное, или сигнальное, содержание.
Проиллюстрируем сигнальное содержание объявления о выплате дивидендов на примере с корпорацией «Clabir», конгломератом фирм различных видов деятельности от производства танков до выработки пpoдуктoв питания, таких как мороженое «Клондайк». «Clabir» была обеспокоена убытками в своем оборонном бизнесе к объявила о снижении дивидендов с 72 до 16 центов на акцию. После того как рынок переварил эту плохую новость, акции стали продаваться по цене около 3 дол. Затем «Clabir» объявила, что запланировано полностью отказаться от выплаты дивидендов в следующем году. Хотя денежные поступления акционеров снизились незначительно, только на 16 центов, цена акций упала почти немедленно с 3 до 1 дол. Ясно, что инвесторы восприняли объявление о дивидендах как сигнал о том, что компанию ждут трудные времена, и это заставило их снизить свои ожидания относительно будущей прибыльности «Ciabir», а, следовательно, и стоимости акций. Как и в отношении многих других аспектов политики дивидендов, эмпирическое изучение сигнальных эффектов не завершено. Наличие информационного содержания в объявлениях о дивидендах несомненно. Однако трудно сказать, отражают ли изменения цен, следующие за увеличением или снижением дивидендов, только сигнальный эффект или, кроме того, и эффект предпочтения, поскольку важные перемены в политике дивидендов обычно включают в себя и изменение как доли прибыли, идущей на выплату дивидендов, так и его величины. Сигнальные эффекты должны учитываться, когда фирма обдумывает изменение политики выплаты дивидендов вследствие изменившихся условий деятельности. Позднее в этой главе мы рассмотрим метод установления целевого значения коэффициента выплаты дивидендов. Если этот анализ позволяет заключить, что изменение удельного веса дивидендов желательно, сигнальные эффекты могут тем не менее ограничить способность фирмы быстро перейти к новой политике. Как выразился один руководитель фирмы: «Дивиденды вечны, подобно бриллиантам».
Эффект клиентуры
Различные группы акционеров, или клиентуры (clienteles), предпочитают различную политику выплаты дивидендов. Например, такие акционеры, как пенсионеры и университетские фонды, предпочитают текущий доход, поэтому им хотелось бы, чтобы фирма направляла на выплату дивидендов значительную долю прибыли. Эти инвесторы часто платят налоги по низким ставкам или даже не платят их вообще, поэтому налоги их не волнуют. С другой стороны, акционеры с варьирующей суммой дохода в те годы, когда он достигает максимума, предпочитают реинвестирование, потому что они не нуждаются в материализации капитализированного дохода, а полагают, что любой доллар дивидендов, подпадающий под повышенный налог, целесообразно не получать, а реинвестировать. Если фирма реинвестирует прибыль, а не выплачивает дивиденды, те акционеры, которым нужен текущий доход, будут разочарованы. Они получают доход от прироста капитала, но им придется нести хлопоты и затраты, продавая часть своих акций, чтобы получить наличные деньги. К тому же некоторые институциональные инвесторы (или попечители, представляющие интересы частных лиц) могут не иметь права продавать акции и распоряжаться капиталом. Другие акционеры, которые скорее копят, чем тратят дивиденды, предпочитают политику низких дивидендов. Таким образом, инвесторы, которым нужен текущий доход от инвестиций, должны иметь акции фирм с высокой долей дивидендов в прибыли, тогда как инвесторам, не нуждающимся в текущем доходе от инвестиций, следует иметь акции фирм с низкой долой. Например, инвесторы, желающие высокого текущего дохода, могли бы вложить средства в электроэнергетику, в которой коэффициент выплаты дивидендов в 1988-1992 гг. составил в среднем 78%, тогда как предпочитающие капитализацию могли бы инвестировать в полупроводниковую промышленность, где доля выплаты дивидендов в среднем составляла менее 14%.
Поскольку акционеры могут в какой-то степени перераспределять свои инвестиции между фирмами, последние могут в определенной степени менять одну политику дивидендов на другую, и тогда те акционеры, которым не нравится новая политика фирмы, продадут акции другим инвесторам, которым она вполне подходит. Однако такой переход может оказаться неэффективным: 1) ввиду брокерских затрат, 2) ввиду высокой вероятности того, что акционерам, которые продают акции, придется платить налог на реализованный доход от прироста капитала («сдерживающий эффект») и 3) ввиду отсутствия достаточного количества инвесторов, которым нравится новая политика дивидендов. Поэтому менеджеры, как правило, неохотно меняют свою дивидендную политику, поскольку эти изменения могут заставить акционеров продавать акции, что приведет к снижению их цены. Такое снижение цены может быть временным, но может оказаться и постоянным; если количество инвесторов, привлеченных новой дивидендной политикой, невелико, то цена акций останется на низком уровне. Конечно, возможна и такая ситуация, что новая политика привлечет даже больше клиентов, чем имелось до этого, — в таком случае цена акций возрастает. Целый ряд исследований подтверждает фактическое существование эффекта клиентуры.25 Модильяни и Миллер и другие ученые полагают, что какой-то конкретный тип инвесторов ничуть не хуже любого другого и поэтому существование эффекта клиентуры не обязательно означает, что одна дивидендная политика предпочтительнее другой. Впрочем, Модильяни и Миллер могут и ошибаться — ни они, ни кто-либо еще не предложили доказательства того, что смешанный состав инвесторов позволит фирме не обращать внимания на эффект клиентуры. Этот вопрос, как и многие другие в области дивидендов, до сих пор остается открытым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|