Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические аспекты глобальных проблем современности.




Экологическая проблема имеет многовековую историю. Однако по мере индустриализации планеты, она обострилась со второй половины ХIХ столетия. За последние 100 лет было уничтожено около ¼ обрабатываемой земли и около ⅔ лесов нашей планеты. Каждое десятилетие в мире теряется 7% плодородных почв. Каждые два года прибавляется 12 млн. га опустыненных земель. Интенсифицируется массовое сведение лесов на планете, каждую секунду их площадь сокращается на полгектара, а каждые два года – на площадь, равную всей Финляндии. Наступление экологического кризиса идет высокими темпами во всех странах мира, на всех континентах.

Традиционно главными направлениями обострения экологического кризиса называются следующие:

§ Во-первых, вывод из землепользования растущих размеров культивируемых земель в результате чрезмерного употребления химических удобрений, засоления почв, ветряной и водяной эрозии и т п.

§ Во-вторых, все большее химическое воздействие на продукты земледелия и животноводства, воду, среду обитания человека.

§ В-третьих, растущий объем выброса в атмосферу Земли разных загрязнителей. Они уже сегодня помимо всего прочего ведут к постепенному уничтожению озонового защитного слоя вокруг атмосферы Земли.

§ В-четвертых, стремительное наращивание отходов, превращение значительных земельных площадей в свалки различных промышленных отходов.

§ В-пятых, особую опасность для жизни человека и природы представляет рост количества атомных электростанций.

Неконтролируемый характер развития экологического кризиса прямо обусловлен тем обстоятельством, что на природоохранные цели индустриальные страны расходуют 1–2% своего ВНП, в то время как стоимость ущерба, ежегодно причиняемого окружающей среде, составляет в среднем 4–6% стоимости их ВНП. В России на природоохранную деятельность выделяется менее 1,3% от доходов федерального бюджета.

На современном этапе развития цивилизации широко признаются значимость и ценность человеческих ресурсов. Нарастающая напряженность в этой сфере прежде всего связывается с так называемым «демографическим взрывом», проявившимся уже с середины ХХ века и ставшим одной из характерных черт современной эпохи.

Приведём статистику ООН. Так, в конце ХХ века, почти 60% мирового населения проживает в Азии, около 12% – в Африке и 8% – в Латинской Америке. Оставшаяся часть жителей Земли составляет лишь 1/5 населения планеты (6,3% – в Северной Америке, 6,2% – в регионе Западной Европы, 2,6% – в России и только немногим более 1,0% – в Австралии и Океании). Нет сомнений, что важнейшим фактором, обусловившим такой «демографический взрыв», является специфическое противоречивое взаимодействие и переплетение прогресса и отсталости в странах развивающегося мира. На современном этапе в развивающихся странах сложился своеобразный переходный тип воспроизводства населения, при котором снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости.

В связи с этим демографы предполагают, что численность мирового населения, вероятно, стабилизируется к 2100 году на уровне 10,5 млрд человек и 95% всего населения планеты будут проживать в современной развивающейся зоне.

Непосредственно к демографической примыкает продовольственная проблема. По статистике ООН, численность голодающих на планете составляет ныне около 500 млн человек, из которых примерно 240 млн человек обречены в результате голода и болезней на смерть. От различных форм и стадий недоедания в мире сегодня страдает свыше 1 млрд человек. В течение долгого времени главным фактором, который их обуславливал, было недостаточное развитие сельскохозяйственного производства.

Так, согласно расчетам английских экспертов, даже при нынешних методах обработки земли можно обеспечить продовольствием свыше 10 млрд человек. Но человечество крайне непроизводительно использует обрабатываемые земли. По некоторым оценкам, из 149 млн кв. км суши пригодными для сельскохозяйственной обработки считаются только 45 млн кв. км, при этом обрабатывается менее ⅓ таких земель.

Современная цивилизация постоянно расширяет потребление природных ресурсов на фоне соответствующего роста отходов производства и потребления. Рассмотрим природные ограничения. Так, на основе оценки количества топлива по трем базовым категориям – разведанные, возможные, вероятные – следует предположить, что мировых запасов угля хватит примерно на 600 лет, нефти – на 90, природного газа – на 50 и урана – на 27 лет. Иными словами, все виды топлива по всем категориям могут быть исчерпаны за 800 лет Но если производство различных видов энергии будет расти сегодняшними темпами, то все виды используемого сейчас топлива будут истрачены через 130 лет, то есть в начале ХХII века.

Так, используемые ныне технологии извлекают не более 2/5 потенциальных запасов нефти, а КПИ добытых энергетических ресурсов ограничен 30–35%. Кроме того, распределение природных запасов сырья и энергии по регионам и странам мира крайне неравномерно. Это также способствует обострению топливно-сырьевой проблемы.

Пути смягчения и перспективы решения этой проблемы в настоящее время связываются с повышением потенциала развивающихся стран в сфере горнодобывающего комплекса, что предполагает и расширение геологоразведочных работ в этой зоне, диверсификацию продукции обрабатывающей промышленности, переход к использованию новых технологий.

На протяжении современной (после окончания второй мировой войны) истории человечество затратило на вооружение гигантские средства. При этом доля военных расходов в ВНП составляла в США менее 6%, в ФРГ – около 3%, в Японии – 1%.

Как известно, растущие военные расходы оказывают прямое негативное воздействие на государственный бюджет. Тем более, что рост удельного веса военных расходов в бюджетах развивающихся стран происходит одновременно с резким сокращением его доли, используемой на образование и здравоохранение, то есть на развитие тех сфер социального обслуживания населения, в которых такие страны испытывают особую нужду. При этом страны с наименьшим национальным доходом на душу населения, как правило, выделяют на военные отрасли большую часть своего бюджета, чем промышленно развитые страны. На задолженность, связанную с импортом оружия, приходится до ¼ суммы всего внешнего долга развивающегося мира.

Новые подходы к проблемам безопасности и сохранения мира, утвердившиеся в мировом сообществе со второй половины 80-х годов, поставили проблему перехода от экономики вооружения к экономике разоружения, или проблему конверсии военного производства, которую можно определить как последовательный перевод ресурсов, производственных мощностей и людей из военной в гражданскую сферу.

Специалисты считают, что использование лишь 10% мировых военных расходов на решение глобальных проблем положили бы конец массовому голоду, неграмотности, болезням, позволили бы преодолеть нищету и отсталость сотен миллионов людей, предотвратить экологическую катастрофу на планете.

Многие социальные проблемы в последнее время также обрели масштабы глобальных. Например проблемы преступности, наркомании, алкоголизма.

Для решения любой из перечисленных проблем необходимо, во-первых, объединение сил, опыта, знаний разных стран мира, а во-вторых, – объединение финансовых усилий всего мирового сообщества.

 

Рекомендуемая литература: [1, 3, 4, 6, 7, 11-16, 19, 22-26, 28, 31].

 

Рекомендуемая литература

 

Базовый учебник:

1. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / под ред. А.С. Булатова, Н.Н.Ливенцева. – М.: Магистр: ИНФРА-М,
2012. – 654 с.

 

Основная литература:

2. Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность / И.С. Алексеев. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 304 с.

3. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 304 с.

4. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 368 с.

 

Дополнительная литература:

5. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник / под ред. И.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 297 с.

6. Гоголева Т.Н. Международная экономика: Учебное пособие /
Т.Н. Гоголева, В.Г. Ключищева, Ю.И. Хрущев. – М.: КноРус, 2010. - 304 с.

7. Гуров М. П., Инфантьев К.А., Привалов К.В. Мировая экономика: Конспект лекций / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Фонд «Университета», 2004. - 175 с.

8. Гусаков Н.П. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Н.П. Гусаков, И.Н. Белова, М.А. Стренина; под общ.ред. Н.П. Гусакова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 312 с.

9. Жудро М.К. Внешнеэкономическая деятельность: Практикум. – М.: Издательство Гревцова, 2010. – 164 с.

10. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2012. – 121 с.

11. Кочергина Т.Е. Мировая экономика: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс,
2009. - 279 с.

12. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: Юнити-Дана,
2012. – 672 с.

13. Ломакин В.К. Мировая экономика: Практикум. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 224 с.

14. Николаева И.П. Мировая экономика: Учебник. – М.: Проспект, 2010. - 240 с.

15. Николаева И.П. Мировая экономика: Практикум. – М.: Проспект,
2010. - 200 с.

16. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / под ред. Р.К. Щенина. – М.: КноРус, 2011. – 682 с.

17. Постоленко М.Л. Управление внешнеэкономической деятельностью
в России: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2012. – 479 с.

18. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 500 с.

19. Протас В.Ф. Мировая экономика в схемах: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2008. - 288 с.

20. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – М.: Магистр, 2011. – 591 с.

21. Ситуационный анализ в экономике: Учебное пособие /
Н.М. Розанова. – М.: Экономика, 2011. - 590 с.

22. Чеботарев Н.В. Мировая экономика: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 332 с.

 

Интернет-ресурсы:

23. Библиотечные каталоги. - Режим доступа: http://www.benran.ru/Lib_kat.htm/, свободный.

24. Дистанционное обучение, мультимедийные обучающие программы, видеокурсы. - Режим доступа: http://teachpro.ru/, свободный.

25. Каталог образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://window.edu.ru/window/, свободный.

26. Российская Государственная библиотека. - Режим доступа: http://www.rsl.ru/.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...