Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель, объект и предмет акмеологии.




Акмеология представляет собой новую междисциплинарную научную область современного человекознания. Термин «акмеология» происходит от древнегреческого «акмэ» — вершина, и этим как бы подчеркивается, что в центре внимания акмеологии находится взрослый человек —человек, достигший зрелости, находящийся в расцвете своих физических, интеллектуальных и творческих сил.

В научном смысле понятие «акмеология» находим у Н. А. Рыбникова (1928 г.), который связывал с этим направлением перспективы комплексного изучения взрослого человека. Однако после Н. А. Рыбникова не только это научное направление не получило развития, но и сам термин «акмеология» был забыт. Спустя значительное время проблема акмеологии — как науки о комплексном изучении взрослого человека, была заново поставлен Б. Г. Ананьевым (1968 г.). Под его руководством были начаты фундаментальные исследования развития психических функций человека в период взросления.

Новый всплеск интереса к акмеологической проблематике относится к концу восьмидесятых годов и связан, прежде всего, с Ленинградской-Петербургской школой. В настоящее время это направление достаточно интенсивно развивается. Относительно его перспектив имеются различные оценочные суждения: от крайне негативных («это не наука», «не определена предметная область науки» и т. д.) — до чрезвычайно позитивных («наука двадцать первого века» и т.п.). Сейчас пока нет оснований для крайних суждений и того, и другого типа. Акмеология — это перспективное направление, значимость которого обусловлена всем уже понятной необходимостью создания интегрированных направлений человекознания. Очевидно, и в дальнейшем будет происходить все более глубокая дифференциация наук о человеке. Но параллельно с этим все большую актуальность будет приобретать прямо противоположное направление — оформление интегративных наук о человеке как личности, профессионале, субъекте учения и т.д.

Вместе с тем, как во всякой новой науке в акмеологии много сложных, нерешенных проблем, в том числе и проблем внутреннего порядка, связанных с определением ее предмета, разработкой методологии, развитием методического аппарата. Успешное развитие акмеологии требует корректного, взвешенного научного подхода ко всем этим и ряду других проблем.

В связи с определением предметной области акмеологии последнюю часто обозначают как раздел возрастной психологии. При этом имеется в виду, что акмеология изучает взрослого человека как индивида. Действительно, если мы возьмем фундаментальную работу Б. Г. Ананьева, в которой акмеология впервые была так четко и конкретно прописана в схеме основных наук о человеке, в структуре современного человекознания, то увидим, что в ней Б. Г. Ананьев связал акмеологию с индивидуальными особенностями человека [4]. В трех специальных разделах упомянутой работы рассматривается структура наук о человеке как индивиде (гл. 1, раздел 5), как личности (гл. 1, раздел 6) и как субъекте деятельности (гл.1, раздел 7). Причем Б. Г. Ананьев провел этот анализ, представив фундаментальные схемы-структуры системы наук о человеке во всех трех указанных выше аспектах. Внимательный анализ показывает следующее. Место акмеологии найдено и четко указано только в первом разделе. В схеме системы наук о человеке как индивиде акмеология явно присутствует и в таком порядке: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология. В следующих двух больших схемах системы наук о человеке как личности и как субъекте деятельности понятие «акмеология» уже не встречается.

В связи с этим может даже сложиться впечатление, что по Б. Г. Ананьеву вообще акмеология — это наука о человеке как индивиде, достигшем периода расцвета, зрелости или акмэ. С формальной точки зрения, как мы только что видели выше, это мнение является достаточно обоснованным. Однако необходимо различать формальный и контекстно-смысловой подходы. Контекстный анализ работ Б. Г. Ананьева позволяет заключить, что он все-таки связывал акмеологию, ее предметную область как с индивидным уровнем анализа, так и с личностным, а особенно с субъектно-деятельностным уровнем изучения человека. Хотя с формальной точки зрения, действительно, прямо место акмеологии в системе наук о человеке указано именно в схеме наук о человеке как индивиде. Более того, именно в этой области акмеологии еще при жизни Б. Г. Ананьева и при его непосредственном руководстве были проведены наиболее значительные исследования (Н. А. Грищенко-Розе, Е. И. Степанова, Г. С. Сухобская, Е. Ф. Рыбалко и др.). Эта линия исследований продолжена и в настоящее время, а монографическое обобщение их результатов проведено в фундаментальных работах Е. Ф. Рыбалко [12], Е. И. Степановой [13].

Несколько позднее, чем акмеологические исследования на уровне индивида, получил развитие акмеологический подход к исследованию проблем субъекта профессиональной деятельности. В первую очередь здесь необходимо назвать комплексное лонгитюдное исследование взрослых как субъектов учебной деятельности, в котором вполне логично сомкнулись, образовав некий синтез, индивидный и субъектно-деятельностный уровни анализа человека [11]. Другим, также из числа первых, исследованием по акмеологии субъекта профессиональной деятельности является значительное эмпирическое и теоретическое исследование З. Ф. Есаревой феномена продуктивности научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы. В настоящее время акмеология субъекта профессиональной деятельности является наиболее интенсивно разрабатываемой областью акмеологической науки (см. раздел 3), где центральными проблемами являются проблемы профессионализма и уровня деятельности, а также технологий их повышения. Область акмеологии личности разработана была в то время, как, впрочем, и сейчас, значительно менее тщательно и менее основательно, чем акмеология субъекта профессиональной деятельности, и уж тем более слабее, чем акмеология индивида.

Обобщая все вышесказанное, предметом акмеологии является изучение в процессуальном и результативном аспектах феномена зрелости или достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности и индивидуальностью [10].

Проведенные теоретические и эмпирические исследования позволяют определить и объект, цель и задачи акмеологии на ее настоящем этапе развития как науки.

Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся и достигающая вершин в своем развитии.

Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности, соответственно разные исследовательские сферы и практики.

Предметом в широком понимании, по мнению А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. На данном этапе — это прежде всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации [2].

По мнению А. А. Бодалева, акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. [6,7].

Акме — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, оно, вместе с тем, никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Чтобы целостно понять человека как «владельца», как «носителя» всех этих его «ипостасей», осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую «картину» результатов изучения зрелого человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук.

Подобные целостные «картины» проходящего ступень зрелости человека, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики постигаются в единстве во всех их взаимосвязях и опосредствованиях и нарабатываются акмеологией в ходе осуществления комплексных исследований учеными, представляющими эту новую науку.

Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека, — процесс необычайно трудный и потребовавший создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения друг с другом.

Последовательная опора на них позволила установить, что физическая зрелость человека, его психическая зрелость, находящая выражение в сформированности его ума, чувств, воли, его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от интеллекта и воли, но главным образом все-таки проявляется в отношениях, его зрелость как субъекта, обнаруживающаяся прежде всего в способностях, связаны друг с другом самым тесным образом.

Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образований, в которых человек выступает как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельностей, и дальше, уже на ступени самой зрелости, у человека наблюдаются тоже разные темпы протекания изменений в названных образованиях. И время выхода на уровень акме человека как индивида, как личности и как субъекта творческой деятельности очень часто не совпадает, или можно говорить лишь об относительном совпадении.

Задачи акмеологии. А. А. Бодалев сформулировал следующие задачи перед акмеологией [7].

1) Акмеология всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии, — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в ней у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большой мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

При переходе на ступень зрелости здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать сути общечеловеческих ценностей, или же за ними могут стоять псевдоценности. И в видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или, наоборот, продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровнях. Поэтому следующей задачей, которую решает акмеология, является

2) выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека на предыдущих стадиях развития, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости. Вместе с тем понятно, что хотя характеристики человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности, отмечаемые у него на ступени зрелости, всегда связаны причинно-следственными зависимостями с особенностями его на предыдущих ступенях развития, но одновременно и те, и другие, и третьи всегда оказываются обусловленными общими и частными обстоятельствами, в которых протекала жизнь человека. Поэтому

3) акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости.

Выше уже говорилось, что характер и уровень проявления у человека индивидных, личностных и субъектных особенностей на всем протяжении ступени зрелости нельзя представлять себе в виде, так сказать, уплощенной равнины. Проходя эту ступень, человек переживает и взлеты и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлениям им себя в разных видах деятельности. Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при познании им окружающей действительности и себя в ней, накоплении опыта общения и при осуществлении деятельности имеют своим следствием больший или меньший подъем в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» в индивидных, в личностных, субъектно-деятельностных характеристиках проявлений их существа бывает несколько, у других — всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма. И этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его акме, его вершина.

Насколько оказывается высокой эта его «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, насколько социально велики и новаторски оригинальны результаты его деяний при достижении акме, это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего акме, от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его акме определяются тем, какой у него успел образоваться кругозор, сформироваться общий и специальный интеллект, сложиться нравственное ядро, развиться способности творца.

Люди очень отличаются друг от друга умением противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. И их акме, оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят как индивиды, как личности и субъекты деятельности.

Сказанное открывает нам следующую группу задач, которые решает акмеология:

4) это научное освещение феноменологии акме, объективирование общего и различного в ней у разных людей, прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики акме. Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное акме человеком было достигнуто и действительно состоялось.

Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, а в ней его акме, акмеология научно анализирует зрелость и акме более суженно, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им в ней уровня мастерства. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. А. А. Бодалев пишет об этом так: «В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве государственности, в экономике, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни народа. Непрофессионализм способствует росту напряженности в межнациональных отношениях, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к психологическому дискомфорту в самочувствии людей». Отсюда понятно, насколько актуальна разработка акмеологией круга проблем — «профессионализм и его основные характеристики», «профессионализм и зрелость человека», «пути предотвращения профессиональной деформации», «пути достижения профессионализма» и др.

Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.

В связи со сказанным следующая задача акмеологии состоит

5) при изучении труда профессионалов экстракласса в разных областях деятельности выделить общее, которое их объединяет, и таким образом научно раскрыть как содержание явления высокого профессионализма, так и соответствующего ему понятия.

Высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности.

Таким образом, чтобы хорошо разобраться в наиболее характерных чертах профессионализма, высокий уровень которого становится обычно доступным человеку на ступени зрелости, надо четко видеть непременную связанность составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную структуру, рассматриваемую в широком смысле.

Из всего сказанного вырисовывается еще одна задача, относящаяся к компетенции акмеологии, это:

6) описание зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности.

Наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и утрату его и также деформацию личности самого профессионала. Описание феноменологии подобных случаев, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих, — это тоже задача акмеологии.

Вместе с тем, как с позиций создания теории названной новой науки, так и в интересах практики, необходим еще один подход к изучению явления профессионализма: исследование на разных научных уровнях, сопряженных в единую целостную систему, профессионализма людей, подвизающихся в таких важных, как для общества в целом, так и для каждого отдельного человека, сферах нашей жизни, как экономика, политика, промышленность и сельское хозяйство, идеология, наука, управление, воспитание и образование, военное дело, здравоохранение, культура, работа правоохранительных органов, деятельность средств массовой информации, спорт, обслуживание.

7) Через проведение комплексных разработок предложить стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма.

Решение этой трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психофизиологических, психогенетических, психогигиенических, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой. Проведение соотнесения друг с другом получаемых данных и сведение их в систему, как бы это ни было трудно, тоже осуществляет сейчас акмеология. С точки зрения уровня профессионализма, может и должен оцениваться не только отдельный человек, работающий в конкретной области труда, но и отдельные, отличающиеся друг от друга по своей величине и по характеру решаемых ими задач общности, — бригада, экипаж, педагогический коллектив, спортивная команда, труппа театра, кафедра института, префектура, правительство и т.д. И это тоже объект, несущий в себе много проблем, подлежащих научному освещению акмеологией. И наконец, задача, решаемая в настоящее время акмеологией,

8) создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей.

Как всем понятно, акмеология, входя в нашу жизнь как научная дисциплина, предполагает глубокое освоение ее специалистами, чьей областью труда является организация условий оптимального достижения людьми индивидной, личностной и деятельностной ступеней зрелости и социально ценного и творчески продуктивного проявления каждым из них себя на этой ступени. Поэтому акмеология является одновременно и учебной дисциплиной. А это означает: чтобы в этом качестве она успешно выполнила свою роль, необходимо, помимо глубокого и всестороннего раскрытия предмета акмеологии и ее значения и места в системе наук об обществе и человеке, освещения закономерностей и механизмов, подлежащих изучению акмеологией, а также теоретического и практического значения акмеологии, о чем шла речь выше,

9) дидактически и методически проработанно предложить вниманию изучающих этот предмет слушателей научные характеристики основных параметров и типологий человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности на ступени зрелости и наиболее распространенные варианты достижения или недостижения человеком вершины в своем развитии на этой ступени.

Но одной констатации существа этих фактов будет недостаточно, если далее не будет прослежена вписанная в различные жизненные контексты «логика созидания» той или иной «картины» зрелости и ее конкретных проявлений, а также не обсуждены эффективные пути помощи человеку с целью более оптимального проявления им себя как личности и как труженика-творца.

И конечно, поскольку здесь все время имеется в виду взрослый человек, изучающие акмеологию, постигая этот предмет, мы должны взять на вооружение результативную в практическом отношении «систему» передачи этому взрослому человеку «технологии» движения его самого к более высокому уровню физического здоровья, гражданственности, нравственности и, разумеется, профессионализма в главной для него деятельности [7].

Итак. Своеобразие предмета и объекта акмеологии нашло свое отражение в главных задачах, актуальных именно на нынешнем этапе ее развития как науки. В учебном пособии «Акмеология» А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина отмечены следующие современные задачи.

Первая группа задач связана с научным освещением феноменологии АКМЕ, дальнейшей разработкой теоретико-методологических основ акмеологии, описанием ее статуса, места в системе наук, определением и описанием количественно-качественных характеристик АКМЕ. Последнее позволит процесс его достижения сделать более целенаправленным.

Вторая группа задач направлена на изучение общих и частных закономерностей достижения АКМЕ, определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидам, личностям и субъектам деятельности. В то же время выделение общего должно обязательно сопровождаться анализом особенного, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности, и единичного, присущего отдельному индивиду.

Третья группа задач направлена на выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих движению к АКМЕ и достижению вершин в развитии. Здесь особое внимание следует уделять поиску и систематизации субъективных факторов, анализу роли семейного воспитания, образования, личностных и профессиональных стандартов и эталонов, отношению к профессионалам и профессионализму и пр.

Четвертая группа задач связана с разработкой собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Любая наука по-настоящему приобретает самостоятельный статус, когда у нее имеется свой собственный исследовательский и методический аппарат. Акмеология не является исключением. В начале ее становления акмеологические задачи решались с помощью общенаучных и психологических методов, но скоро наступило время, когда актуализировалась задача разработки собственных методов. Работа в этом направлении продолжается, и уже есть обнадеживающие результаты.

Пятая группа задач ориентирована на разработку акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных классов профессиональной деятельности. Разумеется, потребовалось теоретическое обоснование самой категории «акмеологическая модель». Создание акмеологических моделей позволит описать целостные и структурированные стандарты профессионализма, являющиеся важным ориентиром для личностно-профессионального развития, оптимизировать этот процесс.

Шестая группа задач направлена на создание собственно акмеологических технологий прогрессивного развития личности и в первую очередь профессионализма.

Седьмая группа - ориентирована на конкретные прикладные акмеологические исследования, что, в свою очередь, закрепит естественные тенденции к дифференциации науки, становлению ее научных направлений.

Развитие акмеологии как науки, утверждение ее в системе человекознания требуют решения и методологических задач, решение которых необходимо для создания теоретических оснований фундаментальных и прикладных акмеологических исследований. В настоящее время наиболее актуальными для акмеологии являются следующие методологические задачи:

- дифференциация предмета акмеологии от предметов смежных наук;

- систематизация специфических понятий и раскрытие их акмеологического смысла и содержания;

- соотнесение в акмеологических исследованиях индивидуального подхода с типизацией, типологизацией, факторизацией в анализе стратегий и методов;

- внутренняя интеграция общей и специальных областей акмеологии;

- разработка фундаментальных проблем «нашего времени» в контексте решения акмеологических задач.

По мере накопления акмеологического знания цель, предмет, объект и главные научные и методологические задачи акмеологии будут уточняться, и, скорее всего, следует ожидать расширения объектного и предметного пространства акмеологии, спектра актуальных научных и практических задач. Это соответствует общей логике развития акмеологии как науки [3].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...