Реализация личностью своих потенциалов в профессиональной и социальной сферах: уровни, этапы, механизмы
Среди различных видов деятельности человека особое место занимает профессиональная, которая образует основную форму активности субъекта. По мнению Е. Е. Ермаковой (1999), человек – субъект всякого социального действия, но его «субъектность» зависит от степени активности, осознанности целей активности. Общество и его подсистемы можно рассматривать как саморегулирующиеся и саморазвивающиеся системы, в которых человек – субъект – преобразует не только условия своего существования, но и самого себя, свою деятельность [17]. Важной проблемой акмеологии является исследование методов достижения акме. По мнению ряда авторов (Ильин В. В., Пожарский С. Д., 2003г.) очевидно, что самоорганизация индивидуума (как единства индивида, личности и субъекта деятельности) состоит из процессов – самоподготовки и самореализации. Развитие же и функционирование общества возможно при наличии человеческих ресурсов. При этом, социальная политика и институты её осуществляющие, создают лишь организационные условия нормальной реализации человеческого потенциала, ресурса [17]. Реализуя себя, как субъект деятельности человек в значительной степени детерминирует свой жизненный путь, придавая ему направленность, насыщая его жизненными смыслами и устремлениями. В ходе самореализации человек формирует, трансформирует свое отношение к миру, другим людям, самому себе, руководствуясь при этом своей жизненной философией, своим образом мира. Человек осуществляет возможности развития посредством приложения собственных усилий в самодеятельности и сотворчестве с другими людьми. Иными словами он реализует себя в профессиональной сфере и других сферах жизнедеятельности [8]. К этапам реализации профессиональной жизни относят: профессиональное самоопределение, выбор вида и направленности деятельности, становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности.
В период зрелости, как и в период молодости, главные стороны жизни человека - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях [6]. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется «продуктивностью». В понятие продуктивности, по определению Э. Эриксона, входит творческая, профессиональная продуктивность. Она связана с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Так в период зрелости выбор между продуктивностью и инертностью ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями. Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки - с другой.
Для представителей очень многих профессий пик продуктивности («АКМЕ»), после которого наступает ее спад, нехарактерен. Это актеры, преподаватели, врачи - специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной зависимости. Но для ряда профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы. Это летчики-испытатели, артисты балета. Они достигают «АКМЕ» в самом начале своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург, авиадиспетчер «акме» может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости [4]. Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться. С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым «личное время», благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами, развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и, став психологическим прошлым, кажется продолжительным. Временная потеря тождественности собственному «Я» у зрелого человека разрешается в деятельности, направленной на нахождение своего места в новой социальной ситуации развития, обновления личности в изменяющихся условиях жизни. У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее. Внутри периода зрелости выделяется «АКМЕ», как вершина профессионального и социального развития, однако у многих людей в этот период намечается спад жизненной энергии и активности. По мнению С. Д. Пожарского высокий уровень профессионального развития, через самовыражение отражен в профессиональном «акме», тогда как социальное «акме», через самоутверждение выражается в гармонии между «умеренной социализацией» и «умеренной автономизацией».
Рассматривая двойственную природу процесса самореализации, приводящего к достижению «АКМЕ», те же авторы представляют его как комбинацию самовыражения и самоутверждения. Самовыражение предполагает получение результата, представляющего максимальную ценность для своего творца (доставляющее ему максимальное эстетическое наслаждение). Можно даже сказать, что самовыражение — это только первый шаг в самореализации. Второй и притом решающий шаг заключается в том, чтобы добиться общественного признания полученного результата. Только так можно убедиться в его общезначимости, т.е. в его ценности не только для получившего его индивидуума, но и для социума. Без общественного признания результата индивидуальной деятельности подлинное самоутверждение индивидуума невозможно. Реализация творческого потенциала в период взрослости является не менее сложной задачей. Трудности эти связаны прежде всего с множественной природой творчества, творческого потенциала и его реализации в зрелом возрасте. Достаточно сложно учесть комплексную природу творчества как высшую форму психической деятельности человека. Мы выделяем шесть основных психологических, биологических и социальных факторов реализации — т.е. проявления и последующей эволюции творческого потенциала: антиконформность; мотивация к творчеству; особенности интересов и их динамики; интеллект; исторические условия, благоприятствующие (или неблагоприятствующие) творческой деятельности; биологические изменения организма в период взролости. В Институте изучения и оценки личности при Калифорнийском университете в г. Беркли (США) было исследовано около 600 выдающихся писателей, архитекторов, математиков, физиков, представителей технических наук. После специальных тестовых процедур испытуемые были разделены на две группы — более творческая и относительно менее творческая. Оказалось, что более творческие личности отличаются большими умственными способностями, желанием экспериментировать и накапливать опыт, учиться свободе от внутренних самоограничений, гибкостью и независимостью мышления, высокой творческой энергией [13].
Многие зарубежные авторы объясняют высокую творческую активность тем, что этим личностям присуща «тенденция сделать что-то отличное от того, что было сделано раньше». Такая тенденция, вероятно, производна от антиконформизма — качества, наиболее выраженного в юности и ранней взрослости (16-25 лет). Используя модификацию методики Аша, можно измерить экспериментально тенденцию к конформизму и его влияние на творчество. Научные работники, по сравнению с другими категориями, обнаружили наименьшую тенденцию к конформизму. Большинство психологов, занимающихся исследованиями лиц творческого труда, считают антиконформизм одной из ведущих черт ученого. Некоторые даже придают этому качеству большее значение, чем эрудиции или интеллекту [11]. А. Г. Ковалев указывает, что «По своей сущности репродуктивная (воспроизводящая) активность близка, а в некоторых случаях идентична с гетерогеномной активностью, в то время как творческая— с автономной волей. Репродуктивная активность свойственна людям, у которых слишком косны стереотипы, из тисков которых они не могут выйти ни при каких обстоятельствах, или; наоборот, людям очень внушаемым и несамостоятельным...» [13,14]. Науке известны парадоксальные случаи, когда такое отсутствие самостоятельности мысли приводило к отказу от своих собственных открытий, например, нидерландский физик Каммер-линг-Онесс (1850-1926), впервые столкнувшись в 1911 г. с явлением сверхпроводимости (это было его последним открытием), счел его не обнаружением нового явления, а лишь ошибкой опыта. С возрастом конформность заметно увеличивается, особенно резко она возрастает в пожилом и старческом возрасте. Пожалуй, ее можно определить как конституирующую черту личности пожилого и старого человека. Вследствие возросшей конформности пожилые более консервативны, они с большим трудом производят переоценку социальных ценностей. Особенно плохо овладевают они теми формами деятельности, которые противоречат ранее приобретенным паттернам. Изучение биографий великих людей показывает, что отличительной их чертой в позднем возрасте было свободомыслие, независимость их взглядов от мнений, господствующих в обществе, от консервативного воспитания. Данные, собранные А. А. Реаном на биографическом материале, свидетельствуют, что творческие личности, особенно наиболее выдающиеся, сохраняют присущие юности свойства — антиконформность, самостоятельность, прогрессивность общественных взглядов. Это значит, что личность творческого человека толерантна к старению.
В зарубежных исследованиях творческого процесса и творческой личности проблеме мотивации отводится центральное место. Многие зарубежные авторы даже склонны признать мотивационный компонент ведущим, детерминирующим качеством творческой личности. Отечественные ученые, занимающиеся проблемами научного творчества, подчеркивают значение в нем специфической мотивации. «…Огромное значение для продуктивности научного труда имеет его мотивация», — пишет Ярошевский. «Открытие, как правило, совершается в итоге сосредоточения всех духовных сил и способностей ученого, его интересов и побуждений на изучаемом объекте. Мотивы побуждают к деятельности, придают ей определенное направление, выделяют его в качестве доминирующего среди многих других маршрутов мысли». Кюлен предполагает, что существует два возможных направления возрастной эволюции мотивационной схемы: первое — рост и экспансия, второе—беспокойство и тревожность. Как правило, первое направление характерно для молодого возраста, второе — для пожилого и старческого, в среднем возрасте происходит переход от первого ко второму. Во второй половине жизни человек уже не стремится к перестройке, реорганизации своей жизни, его цель — сохранение прежнего статуса. Такая направленность ослабляет творческий потенциал, ведь творчество всегда связано с некоторой автономией, независимостью, риском. Кроме изменения структуры мотивации (экспансии и беспокойства), с возрастом может изменяться пропорция доминирующих мотивов жизни. Эта закономерность хорошо иллюстрируется примером из монографии американских авторов Пельца и Эндрюса «Ученые в организациях». Производительность второстепенных ученых имеет два «пика». Первый приходится на возраст 25-30 лет, второй — на возраст 50-55 лет. Спад продуктивности творческого труда на четвертом и пятом десятилетии жизни авторы объясняют изменением направленности и ведущей мотивации в этот период. У ученого в эти годы увеличиваются родительские и семейные роли, мотивация, имеющая отношение к семье, становится доминантной к производственной мотивации. У наиболее крупных ученых производственная роль в научном коллективе и соответствующая ей мотивация доминируют в течение всей жизни, поэтому спад у них может наблюдаться только в преклонном возрасте, и то не всегда. Авторы отмечают, что спад слабее выражен у «тех научных работников, для которых характерно чувство внутренней мотивации» (большой интерес к работе). У творческой личности в связи с широким спектром интересов и во многих случаях высоким общественным положением и антиконформизмом рост и экспансия не ослабевают в течение всего жизненного пути. Тревожность и беспокойство несколько усиливаются, что выражается в большей критичности по отношению к своей собственной работе. Возможно, снижение количества достижений в пожилом возрасте есть следствие этих перемен. Однако тревожность не отражается на качестве работы, не приводит к отказу от творческой деятельности. У выдающегося деятеля науки или искусства творчество всегда остается ведущей сферой деятельности. Поэтому мотивация к творчеству, к профессиональной деятельности никогда не вытесняется мотивами, связанными с семейным положением и пр. Мотивация выступает не только как фактор творческой деятельности, она сама перестраивается в ходе труда в зависимости от его характера. Поэтому мотивационный «застой», редукция мотивов к творчеству не может иметь место у лиц, жизнь которых насыщена напряженным творческим трудом. Вся мотивационная структура творческой личности, очевидно, стабилизируется в юности, и в ранней взрослости она становится толерантной к старению. Творческий акт всегда требует разрыва с привычными схемами мышления. «Из самой сущности творчества вытекает необходимость как-то оторваться от реальности и отойти на некоторое расстояние, чтобы увидеть перспективу» [4, 12]. Основная черта творчества—умение выбрать из огромной массы фактов, идей, проблем самые коренные, разрешение которых ведет к принципиальному повороту в науке, к восхождению ее на качественно новую ступень. Вторая профессия или побочные занятия могут быть неглубокими и успешными, однако они оказывают действие, подобное положительным индукторам, во много раз увеличивая творческий потенциал в основной профессии. «Специально проведенные эксперименты убедительно показывают, что творческие способности поддаются воспитанию и культивированию, что и в этой области действует так называемый механизм переноса, т.е. упражнения в одной области, на одном материале благотворно сказываются на творчестве в других областях» [1]. Интересы творческой личности характеризуются тем, что у нее в любом возрасте (зачастую даже в раннем детстве) профессиональные интересы (к науке, искусству, изобретательству) преобладают над всеми другими (семейными, спортивными, религиозными и др.). Причем в сфере непрофессиональных интересов преобладают те, которые направлены на взаимодействие с макросоциальной средой (политика, общественная деятельность, организация системы образования и пр.). Высокое общественное положение, общение с коллегами, длительное сохранение работоспособности, административная и общественная деятельность не дают пожилому ученому или деятелю искусства «уйти в себя», разорвать или ослабить связи с социальной средой. Особенно способствует этому, по нашему мнению, процесс обучения, постоянное общение со студентами, с молодыми учеными. Однако если в количественном отношении творческий человек характеризуется стабильностью, т. е. отсутствием редукции числа интресов и их интенсификацией в среднем и пожилом возрасте, то качественная перестройка, динамичность интересов являются также базальным свойством любого выдающегося ученого или деятеля искусства. Если у среднего человека профессиональный труд часто ведет к сужению круга интересов, к их стабилизации и стереотипизации деятельности, то у наиболее выдающихся людей этот процесс имеет как бы обратную последовательность. Направленность интересов, специализация ведет у них не к сужению, а напротив, к экстенсификации интересов и родов занятий. Подводя итог, мы можем отметить, что творческим людям присущи определенные общие качественные закономерности возрастной эволюции структуры интересов. В то же время, сужение структуры интересов во второй половине жизни и замена профессиональных интересов другими нетипичны для творческих лиц, в особенности для наиболее выдающихся. Одним из кардинальных свойств творческой личности, по определению А. А. Реана, необходимо считать динамичность — подвижность интересов и форм деятельности. Динамичность является фактором, сопутствующим высокой сохранности творческого потенциала во второй половине жизненного пути. Динамичность может быть не только условием, причиной, но и следствием творческой работы, она вытекает из самой сути творческого труда. «Открытие вызывает к жизни новую область исследования, рождает новый раздел науки», — пишет Ярошевский Творческий человек не должен видеть потолка над своей головой, каждое открытие или произведение должно восприниматься как очередная ступень восхождения, а не как шаг на горизонтальной плокости. Значительно шире распространена та закономерность развития в какой-либо области науки и искусства, когда кульминационному пункту предшествует длительный подготовительный период. Творческие работники, деятельность которых совпадает с периодом предшествующей разработки, кульминацией или завершающим этапом развития, находятся, по всей видимости, в неравном положении. В завершающем периоде можно работать плодотворно, однако здесь уже нельзя внести такой вклад, который был бы поворотным пунктом или событием первостепенной важности в истории данной области. Однако именно тогда растут обычно междисциплинарные связи, поэтому переключения, работа в смежных областях может стимулировать подъем творческих сил человека. Для иллюстрации плодотворности такого переключения можно сослаться на биографию Гельмголца (1821-1894), выдающегося немецкого ученого, который, сделав крупный вклад в развитие оптики (области, уже прошедшей кульминацию), переключился на физиологию, переживавшую в то время кульминационный момент развития. Гельмгольц писал: «Я сам приписывал свою удачу главным образом тому счастливому обстоятельству, что, обладая некоторой долей геометрического смысла и сведениями по физике, я попал в сферу медицины и здесь, в физиологии, встретил девственную почву необычайного плодородия, а с другой стороны, знакомство с явлениями жизни наводило меня на такие вопросы и соображения, которые обыкновенно бывают чужды математику и физику». Если деятельность творческого работника приходится на кульминационный период развития в данной области, он, пожалуй, находится в наиболее выгодном положении. Однако идеи на этом периоде «носятся в воздухе», и чтобы «поймать» их, требуется не только везение, но и незаурядный талант. Многие известные исследователи (Б. Г. Ананьев, Ньюгартен и др.) ведущую роль в генезисе старения отводят именно форме деятельности, уровню психической активности. Творческая работа сама по себе может быть фактором, омолаживающим организм биологически и психически, препятствующим преждевременному старению и увяданию, что подтверждает мысли Б. Г. Ананьева [13] о нарастающей с возрастом роли горизонтального контура регулирования в центральной нервной системе. Наука акмеология не ограничивается исследованием путей и методов достижения индивидуального акме. Чрезвычайно важным является вопрос о мотивах стремления к акме. Следует различать формальный и содержательный подход к анализу этих мотивов. При формальном подходе, все мотивы такого рода сводятся к следующим двум: 1) стремление к профессиональному росту, т.е. достижению максимального профессионального мастерства в соответствующем виде деятельности; и 2) стремление к социальному росту - достижению максимального социального статуса в соответствующей социальной среде с помощью развития максимальной системы социальных связей. Из сказанного ясно, что для полной реализации своих потенциалов (адаптивных, творческих и др.) требуется сочетание обоих мотивов [14,156]. Иногда профессиональный и социальный рост могут приходить в противоречие друг с другом и на этой почве возникают острые конфликтные ситуации (кризисы). Таким образом, для успешного движения к акме требуется не простой профессиональный рост, а такой, который сочетается с сохранением свежести восприятия и чувства новизны. Наибольший успех в творческой деятельности достигается обычно в «пограничных» областях, где пересекаются разные виды деятельности (синтез разных теорий, синтез наук, синтез художественных стилей, синтез искусств и т.п.) [14, 158]. Характерно, что в точных науках принципиально новые результаты обычно получают молодые специалисты, обладающие умеренной профессиональной подготовкой и в то же время обостренным чувством новизны. С совершенно аналогичной проблемой сталкивается акмеолог, при рассмотрении противоречивой ситуации в недрах социального роста. Здесь с первого взгляда как будто все кажется простым и ясным: социализация индивидуума (расширение сферы его социальных связей) — это нечто положительное, а его автономизация (изоляция от общества) — нечто отрицательное. Однако решение этих задач может осуществляться на разных уровнях продуктивности, которые и будут влиять на качественную характеристику достижения «АКМЕ». Качественные изменения профессионализма на отдельных этапах (адаптации, самоактуализации, гармонизации с профессией, этапе творческого преобразования человеком своей профессии) формируют у специалиста специфические профессионально важные качества, их своеобразные сочетания. Данные сочетания возможны при наличии благоприятной профессиональной среды, с её предметной (предмет, средства, условия труда) и социальной (психологический климат, межличностные отношения) подсистемами. Причем, активность как самого субъекта трудовой деятельности, так и среды, позитивно влияет на процесс творчества [9]. К факторам, влияющим на становление профессионала можно отнести: зрелость личности и такие характеристики как направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость. Фундаментальным условием развития профессионала выступает повышение уровня профессионального самосознания. Таким образом, достижение профессионального «акме» возможно развитой, реализовавшейся личностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|